История и археология   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 1
+1
-1 0
Разное    




С Николаем Сванидзе часто спорили и не соглашались с его точкой зрения. Однако даже те, кто придерживался противоположной позиции, признают: подобных фигур в журналистике больше просто нет. Он был честным и бескомпромиссным, никогда не делал и не говорил того, что противоречило его принципам. Николая Сванидзе запомнили не только как историка, журналиста и человека, стоявшего у истоков современного российского телевидения, но и как сильную личность.


Историческая память

Николай Сванидзе. / Фото: www.iz.ru

Николай Сванидзе. / Фото: www.iz.ru


Николай Сванидзе всегда придерживался очень чёткой позиции, был последователен в отстаивании своей точки зрения и всегда декларировал главную свою мысль: «Человек превыше государства». Он яростно выступал против репрессий и был непримиримым противником сталинизма и всего, что было с этим связано. И у него на то были свои основания, его собственная историческая память. И это не пустые слова, ведь семья Николая Сванидзе очень пострадала от репрессий.

Его дед по отцовской линии погиб всего лишь из-за личной неприязни Лаврентия Берии. Несмотря на дворянское происхождение, он принял революцию сердцем. Ещё в 1917 году он вступил в партию и принимал самое активное участие в революционном движении, занимался партийной работой в Абхазии и Грузии, был наркомом снабжения Закавказья. Однако взаимная неприязнь с Лаврентием Берией привела к трагическим последствиям. Пока был жив Серго Орджоникидзе, он прикрывал старого друга и не давал его в обиду.

Николай Сванидзе. / Фото: www.sobesednik.ru

Николай Сванидзе. / Фото: www.sobesednik.ru


Но когда Серго не стало, Николая Самсоновича арестовали. И после, по утверждению его внука Николая Сванидзе, его забили на одном из допросов в присутствии Лаврентия Берии. При этом он не значится в списках репрессированных или расстрелянных, словно человека этого никогда не существовало. Ходили слухи о том, что Николай Самсонович Сванидзе был родственником первой жены Иосифа Сталина Екатерины, но журналист утверждал: они были просто однофамильцами, никаких родственных связей между ними не было.

Дед Николая Сванидзе по материнской линии был арестован в 1948 году. Он был авиатором, лётчиком, инженером, получил звание полковника ещё до 1941 года, а во время Великой Отечественной войны инспектировал заводы оборонного комплекса, был на хорошем счету. Но однажды выпил и сболтнул лишнего. Его заместитель тут же написал донос, деда отправили в лагеря. Вышел после смерти Сталина и, как говорил Николай Сванидзе, даже от внука скрывал тот факт, что сидел. И вообще неохотно говорил на темы политики и власти. Дед его жены, Николая Сванидзе, Андрей Филиппов, был снят с должности прокурора Москвы и расстрелян.

Николай Сванидзе. / Фото: www.pravmir.ru

Николай Сванидзе. / Фото: www.pravmir.ru


Отец Николая Сванидзе советскую власть не любил, но никогда не демонстрировал свою неприязнь к ней, слишком хорошо он знал историю своего отца и понимал, чем на самом деле это может закончиться. В юности он связался со шпаной и едва не получил уголовный срок, поэтому бабушка увезла его из Москвы в Сухуми к родственникам мужа. А он в 16 прибавил себе пару лет и ушёл воевать. Он был героем-фронтовиком, прошёл всю войну, а после стал историком, работал заместителем главного редактора Политиздата ЦК КПСС.

Сам Николай Сванидзе историю изучал увлечённо, старался анализировать факты беспристрастно и объективно, однако его личное отношение к Сталину и советскому прошлому было основано, в том числе, благодаря истории собственной семьи. Он категорически отказывался принимать попытки обелить Иосифа Сталина и сделать его героем, именно поэтому и возник в 2018 году конфликт между Николаем Сванидзе и его коллегой-журналистом Максимом Шевченко.

Рукопашный спор

Николай Сванидзе. / Фото: www.tass.ru

Николай Сванидзе. / Фото: www.tass.ru


В тот день в эфире радио «Комсомольская правда» обсуждали довольно острую тему «Является ли сталинизм болезнью, которую надо лечить?». Журналисты, принимавшие участие в программе 30 января 2018 года, имели противоположные точки зрения по этому вопросу, поэтому дебаты получились довольно горячими. При этом каждый трактовал факты истории с той точки зрения, которая подтверждала его собственную позицию. К высшей точке накала оппоненты пришли, когда обсуждали, сколько человек погибли во времена сталинских репрессий за 30 с лишним лет, с 1921 по 1953 годы.

Сванидзе утверждал, что из-за Сталина погибли миллионы людей, Шевченко считал, что цифры на несколько порядков меньше. При этом Максим Шевченко оперировал цифрами, взятыми из официальных источников, однако учитывал только тех, о ком есть информация в открытых официальных источниках, то есть, по сути, только тех, в отношении кого был вынесен приговор, и он был приведён в исполнение. Николай Сванидзе склонен был считать жертвами террора не только тех, кто был расстрелян, но и тех, кто погибал в лагерях, добровольно сводил счёты с жизнью под угрозой ареста, да и остальных жертв того времени.

Максим Шевченко. / Фото: www.izborsk-club.ru

Максим Шевченко. / Фото: www.izborsk-club.ru


Каждый из них считал верной только свою точку зрения. Сванидзе называл своего оппонента сталинистом, а Шевченко кричал в ответ, будто он «протестует против религиозной лжи». В итоге разговор свёлся к взаимным обвинениям во лжи. Когда речь зашла о роли Сталина в победе над Гитлером, страсти накалились ещё больше. По утверждению Сванидзе, именно из-за Сталина Советский Союз вступил в войну в бедственном положении, из-за него в плену к концу первого года войны оказалось несколько миллионов человек.

Шевченко, в свою очередь, настаивал на решающей роли Сталина в победе над фашизмом, якобы благодаря его умелому руководству СССР сражался, а не прогибался под оккупанта, как европейские страны. После Максим Леонардович в пылу дискуссии заявил, будто его оппонент плюёт на могилы погибших под Москвой, оскорбив тем самым Николая Сванидзе до глубины души. Последний не выдержал и заявил: если бы он был ближе к Шевченко, то непременно ударил бы его по лицу.

Драка Николая Сванидзе и Максима Шевченко. / Фото: www.kurir.rs

Драка Николая Сванидзе и Максима Шевченко. / Фото: www.kurir.rs


А дальше последовала чистой воды провокация со стороны Шевченко. Он поднялся, подошёл ближе к Сванидзе и предложил ему встать и ударить его. Николай Карлович ситуацией воспользовался, поднялся и отвесил Максиму Шевченко звонкую пощёчину. Конечно, последний ответил, но не пощёчиной, а серией размашистых ударов, после которых Николай Сванидзе оказался на полу. Разнимали спорщиков сотрудники радио, которые не допустили продолжения потасовки, хотя оппоненты были к этому близки. Расстались они весьма недовольные ситуацией, при этом каждый считал виновным в драке другого, и никто из них приносить извинения не собирался.

После драки

Николай Сванидзе. / Фото: www.gazeta.ru

Николай Сванидзе. / Фото: www.gazeta.ru


Впоследствии каждый из оппонентов признавался: до драки они были в нормальных отношениях, однако градус дискуссии оказался столь высок, что ни один не смог сдержать эмоций. И Николай Сванидзе, и Максим Шевченко сожалели об инциденте. При этом Максим Шевченко заявлял, что он никогда не ввязывается в драки, но должен был ответить человеку, набросившемуся на него с кулаками. Сванидзе же извинился перед радиослушателями, которые невольно стали свидетелями столь некрасивой сцены.

Но когда Николая Сванидзе не стало, Максим Шевченко высказал своё уважение человеку со стальным характером и твёрдой позицией. Он подчеркнул, что Николай Карлович был настоящим интеллигентом, «большим человеком, серьезной личностью», подобных людей среди журналистов сейчас нет. Самым удивительным было то, что, став правозащитником, он помогал даже тем, с кем был не согласен. Но отказать в помощи нуждающемуся не мог в силу своих человеческих качеств.

Вопросы о роли личности в истории часто становятся предметом дискуссий, впрочем, далеко не столь горячих, как у Сванидзе и Шевченко. А если уж говорить о Гитлере и Сталине, то здесь поле для споров поистине безгранично. Впрочем, Иосиф Сталин и Адольф Гитлер тоже высказывали мнение друг о друге, причём риторика их со временем очень изменилась.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








799
14.09.2024 14:15
В закладки
Версия для печати




Смотрите также