Вокруг света   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 1
0
-1 1

Коренные татары Польши: почему над уланами не было пана, но был мусульманский полумесяц.

Коренные татары Польши: почему над уланами не было пана, но был мусульманский полумесяц.

На утверждения в соцсетях «Европа прежде не знала мусульманских диаспор» поляки традиционно возражают: «Мы вам что, не Европа?» А дело всё в том, что ещё со времён хана Тохтамыша в Польше живёт своя татарская диаспора. И обязана ей Польша некоторыми знаковыми вещами и именами в своей истории.


Осколки Золотой Орды


В четырнадцатом веке Чингизид Тохтамыш, тот самый, что разорил Москву за непокорность, потерпел поражение от хана Тимура Кутлуга, тоже, понятное дело, Чингизида. Оставшись без престола, Тохтамыш ушёл с верными воинами (часть из которых были татарами разного рода и часть — русскими) к Витовту в в Великое Княжество Литовское. Они заключили союз на совместное завоевание разрозненных русских и волжских княжеств — русские отходили бы при этом к Витовту, а волжские земли — к Тохтамышу. Однако одолеть Тимура Кутлуга не удалось, и сторонники Тохтамыша навсегда остались жить в Великом Княжество Литовском.

Тохтамыш спокойно заключал союзы с христианами и так же спокойно убивал их.

Тохтамыш спокойно заключал союзы с христианами и так же спокойно убивал их.

Позже к ним присоединялись семьи из разных осколков Золотой Орды, от крымских татар до астраханских, и, конечно, волжские татары. Основная миграция татар в польские земли пришлась на пятнадцатый, шестнадцатый, и семнадцатый века. Всякий беглец из дома — от русского ли царя или от родного хана — пристраивался на службу на запад, тем более, что поляки и литовцы признавали дворянские титулы ордынцев и бывших ордынцев равными своим.

Была, впрочем, особенность: татарские дворяне польских и литовских земель напрямую подчинялись сначала великому князю, потом королю и довольно сильно от него зависели. Это породило в их среде особый рыцарский стержень, преданность именно королю и в качестве противовеса — презрение к шляхетской «чрезмерной» вольности.

Татарин-улан на службе Наполеону.

Татарин-улан на службе Наполеону.

Сохранилось довольно много документов, связанных с историей польских татар, в том числе — письма крымского хана. В них он называет татар Великого княжества Литовского «липка» или «лифка» — так исказилось слово «литовский» на языке половецких потомков. Это слово в форме «татары-липки» вошло в белорусский и польский языки. Так очень часто упоминают татар Польши, Литвы и Беларуси и в наше время.

Витовт и последующие короли были так добры, что довольно щедро давали татарам земли. Но — всегда на пограничных (тогда) землях, в качестве буфера между собой и соседями-немцами. В случае агрессии татары первыми принимали на себя удар. Это не чисто польская практика — так, в США насильно переселяли народы чокто и чероки с востока страны на только завоёвываемый запад для того, чтобы те буквально закрывали собой белых поселенцев от несогласных с завоеванием индейцев запада, а в России времён Екатерины на юге селили армян как заслон русских городов от набегов горцев (разница, впрочем, большая — армяне и татары соглашались на место поселения добровольно).

Литовские татары на службе Российской Империи.

Литовские татары на службе Российской Империи.

«Всегда мы были бисурманы»


Хотя последние пару веков татары Польши обычно именуют себя в документах «мусульманами» (да, именно по вере, а не по национальности), изначально они пользовались другим словом, хотя и с тем же значением — «бисурманы». Собственно, в языке крымских татар это слово и означало последователей ислама. Более европейскую форму татары стали использовать после войны поляков с турками, поскольку слово «бисурман» стало тогда для поляков ругательными.

Собственно говоря, хотя поляки довольно хорошо относятся к своим татарам, нет-нет, да кто-то и припомнит войну с турками. Дело в том, что в 1667 польский сейм принял законы, которые ограничивали традиционную религиозную свободу и военные привилегии татар. Неудивительно, что когда пришли войска, не меньше двух тысяч татарских воинов (а то и больше) примкнули к единоверцам. Только после признания прежних привилегий татары Подолья вернулись на службу польским королям.

Так выглядели татарские кавалеристы Польши в конце семнадцатого века.

Так выглядели татарские кавалеристы Польши в конце семнадцатого века.

Так поляки поняли, что бывает выгоднее упирать на братство по земле, а не по религии — а то, знаете ли, религиозное меньшинство может найти крупных и зубастых союзников-единоверцев. Но слово «бисурман» всё же стало ругательным — «бисурмане» воевали на стороне турков. Татарам пришлось называть себя на европейский манер, показывая тем самым свою лояльность именно европейской цивилизации. Кроме того, распространилась практика брать два имени: польское для документов, также для демонстрации лояльность, и мусульманское — дома.

Со временем татары вообще сильно полонизировались и сейчас им приходится буквально возрождать знание языка: его проходят в школе на специальном кружке. Основной целью пока стало сделать его языком культуры, а уж станет ли он языком повседневного общения — покажет время. Несмотря на польский язык дома и польские имена в документе, татары Польши по-прежнему в большинстве своём остались «бисурманами» — то есть мусульманами, они посещают мечети и празднуют мусульманские праздники.

Когда говорят о польских татарах, вспоминают, прежде всего, улан.

Когда говорят о польских татарах, вспоминают, прежде всего, улан.

Правда, мечетей сейчас открыто только пять. На начало двадцатого века их было семнадцать, но в социалистические времена в рамках борьбы с мракобесием (или, скорее, под предлогом этой борьбы) их разрушили или отдали под другие нужды. К двадцать первому веку сохранились только три мечети, и ещё две были построены в наше время. Удивительно, но самую старую мечеть строил архитектор-еврей, ориентируясь на католические храмы.

Татары сильно отметились в истории Польши


Недавно в Гданьске был открыт памятник татарскому воину — верному союзнику Польши. Его приурочили к годовщине Грюнвальдской битвы с немцами. Правда, несколько обиделась русская диаспора — ведь в битве под началом татарского хана участвовали и его русские воины, а в памятнике это никак не отображено. Но сами татары очень довольны, тем более, что памятник изображает улана вообще, а не участников той битвы.

Памятник кавалеристам-татарам в Гданьске.

Памятник кавалеристам-татарам в Гданьске.

Татары Польши стали родоначальниками уланских войск. Само слово «улан» происходит из их языка, означает оно «сын» или «юноша» — скорее всего, первые уланы набирались из самых молодых (и лёгких) кавалеристов, которые могли совершать стремительные атаки. Татарских уланов можно было отличить и в девятнадцатом веке по полумесяцу на головном уборе. Впрочем, гораздо вероятнее версия, по которой название уланов произошло от фамилии польскотатарского дворянина Александра Улана.

От татар пошли и поговорка «не маш пана над улана» — она отражала подчинённость татарских уланов исключительно королю, в отличие от других воинов, которые были верны разным панам.

От татарского национального головного убора происходит шапочка-конфедератка, которую так любили носить польские патриоты и патриотки во времена, когда одеждой выражали протест против российской или австрийской власти на землях бывшей великой Польши «от моря до моря». И уланы, и конфедератки распространились в конечном итоге по Европе и Северной Америке.

Мужчина в конфедератке.

Мужчина в конфедератке.

Из среды польских татар вышло несколько громких имён. Например, Генрик Сенкевич — лауреат Нобелевской премии по литературе (правда, его семья была уже давным-давно католиками). Герой Первой мировой войны Яков Юзефович был из татар-липок. Съёмки кинооператора Кенана Кутуб-заде в только что занятом советскими войсками Освенциме были среди основных свидетельств на Нюрнбергском процессе. Скульптуры Магдалены Абаканович, татарки, стоят в музеях многих стран мира. Посол Польша в Казахстане Селим Хазбиевич — тоже татарин.

Понятное дело, что ещё после раздела польских земель во время наполеоновских войн и после 1939 года разделилась и татарская диаспора — на немецкую, белорусскую, литовскую и польскую. Первая быстро растворилась, а три остальных всё равно считают себя одним народом. После войны часть советских татар переехала в Польшу — не только те, кто жили на землях бывшего Великого Княжества Литовского, но и некоторые крымские и поволжские татары, просто воспользовавшись открывшейся тогда возможностью.

Сейчас, после стольких столетий ассимиляции, войн и политических пертурбаций, польское татарское население насчитывает только две тысячи человек — зато множество поляков может найти у себя татарские корни в роду. Поскольку татары живут здесь множество столетий, они уже считаются одним из коренных народов страны.

Хотя в Польше сплавились в одно татарское братство все мусульмане родом из обрушившейся Золотой Орды, в России ситуация другая: почему не все, кто называется татарами – один народ.

Текст: Лилит Мазикина.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








19367
15.07.2019 16:05
В закладки
Версия для печати

Комментарии

  • user85607 16.07.2019 14:18    

    Уважаемый автор, если Вы пишете на исторические темы то хотя бы не путайте читателей и не допускайте вольностей в трактовках: гражданами Великого Княжества Литовского являлись Литвины (ныне беларусы) и Жемойты (ныне литовцы). Очень обидно читать, что мое государство было Жемойтией (по Вашему понятию) и мои предки были жемойтами (литовцами), а не литвинами.

  • gipsylilya 10.09.2019 18:12    

    Воу, знаменитый славянский колонизаторский снобизм

  • Vasil 18.07.2019 17:25    

    Когда я учился на историческом факультете Тюменского Государственного Университета, я защищал дипломную работу, посвящённую различным группам татар. Про польских татар тоже писал. Спасибо за информацию.

  • Роман Коротенко 5.11.2019 19:06    

    В четырнадцатом веке Чингизид Тохтамыш, тот самый, что разорил Москву за непокорность, потерпел поражение от хана Тимура Кутлуга, тоже, понятное дело, Чингизида. Оставшись без престола, Тохтамыш ушёл с верными воинами (часть из которых были татарами разного рода и часть — русскими) к Витовту в в Великое Княжество Литовское.

    На самом деле чингизид Тохтамыш был разгромлен и вытеснен в Европу совершенно другим Тимуром - нечингизидом Тамерланом, он же Аксак Темир, он же Хромец Железный. Поэтому сражение с Кутлугом (битва на Ворскле 12 августа 1399 г.), в котором Тохтамыш опять проиграл, было по сути вторичным.






Смотрите также