Леонид Соломаткин, художник-шестидесятник, является, возможно, одной из самых загадочных фигур в истории искусства России. Продолжатель принципов Федотова, обожатель Перова, он создал свой уникальный мир, полный таинственных и гротескных героев. Соломаткин никогда не был обличителем пороков и поборником нравственности, не смеялся над слабостями маленького человека и не жалел его. Будучи сиротой, бродягой-чумаком, а затем – алкоголиком, закончившим свою жизнь в больнице для бедных, художник был частью лирического мира, который он писал.
Тяжелая жизнь и тернистый путь к искусству
Как и многие гениальные мастера, Леонид Соломаткин начал создавать картины не благодаря, а вопреки. Нужда в деньгах заставила его работать чумаком – возчиком торговых товаров. В своих походах, иногда опасных для жизни и всегда непростых, он видел множество людей и узнавал их судьбы. Именно этот опыт определил его творческую индивидуальность. Прямо на ящиках в обозах, на возу и в лавках создавал он первые рисунки, думая о народной жизни и о природе своей страны.
Наполненный страстью к искусству и верой в успех, Леонид Соломаткин твердо решил стать профессиональным художником и отправился в Москву. Мог ли он знать о том, что не Императорская академия художеств в Санкт-Петербурге, а именно Московское училище живописи и ваяния – это клад для художника-жанриста, стремящегося запечатлеть народную жизнь в её самобытности?
Л.И. Соломаткин. Масленица / Фото: gallerix.ru
Вероятнее всего, его выбор пал на Москву, а не на Санкт-Петербург лишь потому, что до неё было легче добраться: за неимением средств Соломаткин был вынужден идти в город пешком, а затем соглашаться на любую работу, даже сторожем и церковным звонарем. В этот раз судьба была благосклонна к нему: молодого студента освободили от оплаты за обучение, а сочувствующие предложили ему квартиру и помощь в содержании. Всё способствовало тому, чтобы талант художника был замечен широкой публикой.
Московское училище было создано всего лишь за несколько лет до того, как Леонид Соломаткин стал его воспитанником, и потому в заведении царили более свободные правила в вопросах эстетики и художественного вкуса. С успехом закончив альма-матер, определившую его «разговорную» живописную манеру, далекую от академической, художник отправился в Санкт-Петербург, где получил долгожданный успех и привлек внимание зрителей своими первыми картинами «Славильщики-городовые» и «Именины дьячка».
Л. И. Соломаткин. Славильщики / Фото: my.tretyakov.ru
Веселые, презренные, пьяные и таинственные: герои Леонида Соломаткина
Жанрист по своему характеру, наследник традиций Шмелькова, Федотова и Перова, Соломаткин всегда писал обычных людей, знакомые ему характеры. В его работах нет социального или обличительного подтекста, они сентиментальны и камерны. Он пишет купечество и крестьянство, солдат и священников, босяков и попрошаек, циркачей и чиновников.
Все его герои, как взрослые, так и дети, выглядят словно вышедшими из лубка и даже кукольными: их фигурки неказисты и нескладны, зачастую открытые рты слишком большие для их головок. Интерьеры, расчерченные Соломаткиным по линейке, с иллюзорно прописанными предметами быта, особенно на переднем плане, напоминают игрушечные домики: художник любовно прописывает все детали сцены, разворачивающейся в очень тесном пространстве.
Л.И. Соломаткин. Вечеринка у приказчика / Фото: gallerix.ru
В шестидесятые годы Соломаткин часто пишет христославов в разных вариациях: то бедно одетые женщины в платках и с котомками в руках, то пьяные будочники-городовые, явно перебравшие с алкоголем и нацепившие на свои шинели все награды для придания образу значительности, заваливаются в прихожие к тем, кто в состоянии подать монету.
В отличие от федотовских «Сватовства майора» и «Разборчивой невесты», интерьер комнат в картинах Соломаткина значительно более простой и скромный: на пол брошена дырявая ветошь, чтобы непрошенные гости не наследили, на пустых стенах висят маятниковые часы, а на столах – лишь графин и свеча. Конечно, разница во многом обусловлена сюжетом: такое радостное событие, как помолвка, ждали, к нему готовились, а случайных попрошаек не пускали дальше прихожей, стремясь поскорее выпроводить. Однако самая главная разница кроется в подходе: в характерах героев и в отношении к ним художников.
Л. И. Соломаткин. Славильщицы / Фото: rusmuseumvrm.ru
Не меньше привлекал Соломаткина клир и Церковь. Перов, друг и наставник художника, стремился обличить социальную суть их существования: стоит вспомнить только «Чаепитие в Мытищах, близ Москвы», где босой малыш и герой войны, ставший инвалидом, не получают никакой помощи от распаренного от жары священника, довольного своей жизнью, а еще больше – своим питанием.
Соломаткин же заостряет свое внимание на человеческих слабостях и радостях духовенства и прихожан. Герой картины «Пляшущий монах» легкомысленно танцует, весело смеясь; купец, читающий «Апостола», гордится доверенной ему задачей и потому поет непомерно громко, комично раскрывая рот, да так, что женщина, стоящая рядом, закрывает уши; а священники в «Старом быте» выглядят совсем не благообразно.
Л. И. Соломаткин. Пляшущий монах / culture.wikireading.ru, Нестерова Е.В.
В эти годы Соломаткин пользуется сравнительным успехом, выставляясь на выставках, в том числе в Обществе поощрения художников. Его работы покупает сам Павел Третьяков.
Однако вскоре в мире искусства происходят значительные изменения: Императорская академия художеств перестает поддерживать художников-обличителей и жанровую живопись, в противовес ей появляется и укрепляется Товарищество передвижных выставок, воспевающее новые нравственные идеалы. Соломаткин, так никогда не снискавший большого признания и получивший звание художника третьей степени, начинает казаться слишком простым, а излюбленные им темы и живописные приемы – устаревшими.
Нужда, гротеск или помешательство?
Не примкнувший к новым художественным объединениям, Соломаткин испытывал всё больший и больший кризис. В его творчестве появляется тема одиночества, неприкаянности и человеческого страдания, а некогда нежный и светлый колорит становится всё более темным и горячечным.
На грустных и пьяных праздниках – церковных, свадебных, мирских, - гуляют часто погруженные в полутьму фантасмагоричные толпы. Их лица порой напоминают карнавальные маски. Народные гуляния, на которых люди отмечают «Понедельник», становятся еще одной темой Соломаткина, и он пишет картины «У питейного заведения», «У трактира», «Деревня стареет – кабак молодеет».
Л. И. Соломаткин. Ряженые / Фото: gallerix.ru
Одной из самых лиричных и загадочных работ на тему городских гуляний является произведение «По канату. Канатоходка», где молодая циркачка в нарядном платье, словно паря на уровне деревьев, осторожно ступает по натянутой веревке. Но кто она? Где происходит действие? И почему художник сознательно нарушает законы перспективы, противопоставляя пейзаж, девушку и неразличимую толпу?
Л. И. Соломаткин. По канату / Фото: collection.pushkinmuseum.art
Не менее загадочными и оторванными от конкретности являются картины «В ожидании приема» и «Нужда скачет, нужда плачет». Соломаткин пишет не конкретный портрет, но изображает собирательный образ маленького человека, вынужденного вечно ждать, когда же власть имущие соизволят хотя бы выслушать его жалобу о его тяжелой жизни.
Л. И. Соломаткин. В ожидании приема / culture.wikireading.ru, Нестерова Е.В.
О последних годах жизни художника известно мало. Современники сообщали, что он скитался и пропадал неделями, жил в трущобах, побирался у своих товарищей и страдал от алкоголизма. Умер Соломаткин в больнице для бедняков. Его индивидуальность и талант были оценены по достоинству лишь спустя десятки лет.
О другом загадочном художнике, Иерониме Босхе, и о его фантасмагоричном "Страшном суде" читайте в статье Чем "Страшный суд" Босха отличается от православных икон, и о каких грехах и наказаниях рассказывает картина
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: