Высокое зимнее небо и иней в его пейзажах, на которые смотришь – и губы покалывает от холода: вот что известно каждому о творчестве русского импрессиониста Грабаря. Но есть и некоторые другие факты. Игорь Эммануилович Грабарь – художник, в чьей творческой биографии соединилась энергичная, «как в исступлении», пейзажная живопись, систематизация коллекции Третьяковской галереи, реставрационная и архитектурная деятельность… А еще – журналистика, юмористические рассказы, критические заметки. За свою долгую жизнь он видел – и был непосредственным участником – поворотных событий в истории России, а его семья оказалась втянута в водоворот политических драм в Австро-Венгрии.
У него была путаница с документами
Хризантемы.
В саду. Грядка дельфиниумов.
Грабарь родился в Будапеште (тогда – Австро-Венгрия), а вот в паспорте у него значится Петербург. Ошибка паспортиста – только и всего. Впрочем, в каком-то смысле символическая. Его отец был активным общественным деятелем, русином по происхождению и активным противником мадьяризации славян. Это едва не стоило Эммануилу Грабарю жизни – он заслужил репутацию врага государства, бежал в Италию, затем перебрался в Париж, а в 1876 году поселился в Егорьевске Рязанской губернии и устроился там преподавателем иностранных языков под конспиративной фамилией Храбров. Дед художника по материнской линии и мать – известные представители русского движения в Закарпатье и Галиции. По имени его матери, кстати, и названо «дело Ольги Грабарь» - судебное дело, инициированное властями Австро-Венгерской империи против карпаторусских общественных деятелей в 1882 году, а в ходе самого дела дед художника обвинялся в государственной измене (обвинения были сняты). В этот период Игорь и его брат Владимир уже жили в России, правда, отца их перевели в Измаил, а мальчики еще завершали учебу в Егорьевске. В общем, ранние годы жизни художника прошли довольно хаотично – и на фоне обвинений в адрес его семьи.
Он получил юридическое образование и был очень разносторонним человеком
Натюрморт с яблоками.
Натюрморты Игоря Грабаря.
Брат Игоря Грабаря, Владимир, был известным и успешным юристом. Однако и сам он учился на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета – и одновременно на филологическом. Но предпочел карьеру художника. Этому способствовала его предыдущая жизнь в Москве – когда он учился в лицее цесаревича Николая. Учеба там ему не нравилась, друзей он не завел, зато проводил время в мастерской своего учителя рисования и в залах Третьяковской галереи. Он писал: «У меня было четыре возможности работать с натуры в стенах лицея: писать из окон, писать портреты окружающих, ставить себе натюрморты и сочинять сцены из жизни и быта лицея, списывая детали с натуры».
Сентябрьский снег.
Еще с детства Грабарь любил «сладостный запах краски», его тянуло и в мастерские, и в музеи, он не пропускал ни одной выставки… В Петербурге он учился у профессора Чистякова, основателя российской академической методики преподавания изобразительного искусства, а затем поступил в Академию Художеств. Чистяков был склонен к жесткой, уничижительной критике и советовал Грабарю (впрочем, он это всем советовал) бросить живопись – как видим, Игорь Эммануилович прислушивался не ко всем его советам. Помимо этого, Грабарь интересовался музыкой, литературой, языковедением и журналистикой, сочинял юмористические рассказы.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Как сын великого Шаляпина вышел из тени отца, создав 413 обложек культового журнала и стал "Мистером Time".
Париж способствовал его любви к национальному пейзажу
Рябинка.
Угасающий день.
Грабарь, как и многие русские художники, учился и за границей – в Мюнхене он пробыл пять лет и даже возглавил одно из отделений школы Ашбе. Бывал он в Париже – не только на крупных выставках, но и в небольших картинных галереях. В отличие от коллег по цеху, стремившихся освоить и адаптировать европейский модернизм, Грабарь, рассматривая пейзажи Курбе, Милле и Ван Гога, пришел к мысли, что главное в них – это не живописные эксперименты, а художественный патриотизм, стремление запечатлеть окружающую действительность, подчас вовсе не «красивую». Тяжелый труд крестьян, размытые дождем дороги, поля и бедные деревни – все это было достойно кисти художника.
Золотая осень. Февральская лазурь.
Вернувшись в Россию, Грабарь примкнул к сторонникам объединения «Мир искусства» - их эстетизм был тесно связан с русской культурной традицией, а все деятели «Мира искусства» искали новый взгляд на историю и современность страны. Еще в Мюнхене он начал сотрудничать с Дягилевым, а многих участников коллектива знал как художественный критик. Поэтому он опасался, что как пейзажист окажется не понят – но его работы (кстати, ранние свои полотна Грабарь подписывал отцовским псевдонимом «Храбров») вошли в коллекцию Третьяковской галереи.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Интерьеры усадеб и меланхолия в живописных работах забытой художницы русского символизма: Мария Якунчикова-Вебер.
Он выбирал между наукой и искусством – и выбор был непрост
За самоваром.
Игорь Эммануилович сетовал, что научная деятельность мешает ему воплотить свои живописные идеи, но всю жизнь работал над огромным научно-исследовательским трудом, «История русского искусства» (в том числе и под влиянием Бенуа). В должности попечителя, а затем и директора, участвовал в преобразовании залов Третьяковской галереи, сделав экспозицию такой, какой мы привыкли ее видеть. После октябрьской революции занимался сохранением и реставрацией художественного наследия страны (особенно значимой его деятельность оказалась в годы Второй мировой войны), принимал активное участие в создании государственного музейного фонда, национализации и дальнейшем распределении художественных коллекций. Он первым в СССР получил звание заслуженного деятеля искусств. Как искусствовед и автор монографий, Грабарь занимался организацией выставок за пределами Советского Союза, в зрелые годы был назначен руководителем Научно-исследовательский института истории искусств АН СССР – который сам же и предложил создать.
Но главной его страстью оставалась живопись
Иней.
Иней. Восход солнца.
Несмотря на постоянную занятость, Грабарь все же оставил после себя немало живописных произведений – ярких пейзажей и натюрмортов, которые позволяют считать его ключевым представителем русского импрессионизма. К бытовому жанру он обращался вынужденно – летом, потому что больше всего на свете и вправду любил писать иней и снег.
Не меньшим любителем зимы был японский художник Хасуи Кавасэ, творивший вопреки всему.
Текст: Софья Егорова.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: