Кино   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 1
+1
-1 0
Арт    

Королевы эпизодов советского кино | Фото: kino-teatr.ru

Королевы эпизодов советского кино | Фото: kino-teatr.ru

Их не считали красавицами, но обаяния им было не занимать, им не доставались главные роли, но они сумели заслужить всесоюзную славу. Их называли королевами эпизода – появляясь на экранах всего на несколько минут, они иногда затмевали главных героинь и тут же запоминались зрителям. Но почти все они чувствовали себя несчастными из-за того, что режиссеры не давали им возможности реализовать свой творческий потенциал в полной мере. И нередко это приводило к трагедиям.


Фаина Раневская в 1920-х гг. | Фото: kino-teatr.ru и woman.ru

Фаина Раневская в 1920-х гг. | Фото: kino-teatr.ru и woman.ru

Народная артистка СССР Фаина Раневская | Фото: chronoton.ru

Народная артистка СССР Фаина Раневская | Фото: chronoton.ru

Наверное, самой знаменитой из всех «засидевшихся» в актрисах второго плана была Фаина Раневская. Она сыграла всего одну главную роль, но зрителям запомнилась как эксцентрическая актриса эпизода: после выхода на экраны фильма «Подкидыш» ее повсюду преследовали фразой «Муля, не нервируй меня!». У Раневской это вызывало негодование – сама она не считала эту работу выдающейся и очень огорчалась из-за того, что именно в этой роли ее все запомнили. Актриса признавалась, что чувствует себя глубоко несчастной из-за того, что от режиссеров ей поступало так мало стоящих предложений: «В актерской жизни нужно везение. Больше, чем в любой другой, актер зависим, выбирать роли ему не дано. Я сыграла сотую часть того, что могла. Вообще я не считаю, что у меня счастливая актерская судьба... Тоскую о несыгранных ролях. Слово «играть» я не признаю. «Прожить» еще несколько жизней».

Фаина Раневская в фильме *Подкидыш*, 1939 | Фото: kino-teatr.ru

Фаина Раневская в фильме *Подкидыш*, 1939 | Фото: kino-teatr.ru

Кадр из фильма-сказки *Золушка*, 1947 | Фото: eg.ru

Кадр из фильма-сказки *Золушка*, 1947 | Фото: eg.ru

Екатерина Зеленая стала Риной из-за того, что ее имя не помещалось на театральной афише. Но именно под этим именем ее узнали миллионы советских зрителей. Ее творческую судьбу сложно назвать счастливой – в ее фильмографии больше 50 работ, но во всех фильмах она появляется лишь в эпизодах. Хотя благодаря ей эти схематические образы оживали, и придуманные ею реплики очередной тетки из автобуса, гувернантки, старушки, поэтессы, соседки тут же уходили в народ («Такие губы сейчас не носят!»). А роли, которые прославили ее на весь Союз, она сыграла после 70 лет. Рина Зеленая была огорчена тем, что все ее знали только как черепаху Тортиллу и миссис Хадсон. После «Приключений Буратино» актриса отшучивалась: «Вот я уже и черепахой была. Вижу, что человеческой роли не дождаться, вот и согласилась». А о миссис Хадсон и вовсе не любила вспоминать: «Об этой роли и говорить-то особо нечего. Вот если бы фильм назывался «Шерлок Холмс и миссис Хадсон» – это другое дело». Не раз она жаловалась на то, что в этом фильме «была таким же предметом мебели, как шкаф».

Рина Зеленая | Фото: e-news.su

Рина Зеленая | Фото: e-news.su

Рина Зеленая в роли миссис Хадсон | Фото: ruskino.ru

Рина Зеленая в роли миссис Хадсон | Фото: ruskino.ru

Мария Виноградова была одна из самых снимаемых актрис советского кино, в ее фильмографии больше 100 ролей, но все они были второплановыми: в юности ей доставались роли подростков, а затем она играла всевозможных домработниц, уборщиц, вахтерш, контролерш, теток и старушек. Ее коллега, актриса Лидия Смирнова, говорила о ней: «Это не человек, это вихрь, темперамент. В ней все кипело, она вечно куда-то мчалась: съемки, концерты. На репетициях я не помню, чтобы она стояла или сидела, она все время была в движении. Как удачно пристало к ней прозвище Муха! Она украшала своим талантом любой проходной эпизод, потому что много фантазировала и привносила от себя. И, как никто, умела дружить. В театре не было человека, который бы ее не любил. Мария Сергеевна не была красивой, но в ней было столько обаяния, что она казалась красавицей».

Мария Виноградова | Фото: e-news.su

Мария Виноградова | Фото: e-news.su

Мария Виноградова в фильме *Служебный роман*, 1977 | Фото: kino-teatr.ru

Мария Виноградова в фильме *Служебный роман*, 1977 | Фото: kino-teatr.ru

Ольга Волкова в школьном драмкружке играла мальчишек, в ТЮЗе ей доверяли только роли лягушки, бесенка или даже… окна, а фей и золушек играли другие актрисы. Позже она не могла освободиться от амплуа травести, из которого быстро выросла. В театре коллеги-недоброжелатели называли ее «криворотой, косноязычной, с большой головой». А она взяла и превратила эту фразу в частушку: «Криворотая, косноязычная – эх, судьба моя, необычная!». Из-за ее специфической внешности ей не предлагали ни главных героинь, ни романтических барышень, ни прекрасных дам, а на киностудии «Ленфильм» сходу заявили: «Нам нужны красивые девушки!». Но сама она об этом не жалела: «У меня никогда не было психопатического желания сыграть Джульетту. Я люблю работать, просто работать… Именно от комических ролей я получаю особое удовольствие. Может, потому, что родилась смешной». Зрители ее запомнили в образе Лотты из «Летучей мыши», официантки Виолетты в фильме «Вокзал для двоих» и чиновницы из «Забытой мелодии для флейты». Свою первую крупную роль она сыграла только после 50-ти, в фильме «Небеса обетованные». Эльдар Рязанов восхищался этой актрисой: «Гений, обойденный кинематографом, Смоктуновский в юбке!».

Ольга Волкова в фильме *Летучая мышь*, 1978 | Фото: kino-teatr.ru

Ольга Волкова в фильме *Летучая мышь*, 1978 | Фото: kino-teatr.ru

Ольга Волкова в фильме *Вокзал для двоих*, 1982 | Фото: kino-teatr.ru

Ольга Волкова в фильме *Вокзал для двоих*, 1982 | Фото: kino-teatr.ru

Одна из лучших советских комедийных актрис Елизавета Никищихина не получала главных ролей в кино, хотя в эпизодах была непревзойденной: ее фразу «Высокие, высокие отношения!» из «Покровских ворот» наверняка помнят все. В прессе ее называли «самой обаятельной кикиморой советского кинематографа», но такой сомнительный комплимент не был для нее оскорбительным – именно такую роль она исполнила в фильме «Там, на неведомых дорожках…». Всю жизнь она оставалась заложницей одного образа – амплуа эксцентрической клоунессы. Из-за своей творческой невостребованности и неудач в личной жизни актриса пристрастилась к алкоголю. В результате она потеряла и работу, и близких. В 1997 г. Елизавета Никищихина ушла из жизни в полном одиночестве, нищете и забвении.

Елизавета Никищихина в фильме *Покровские ворота*, 1982 | Фото: kino-teatr.ru

Елизавета Никищихина в фильме *Покровские ворота*, 1982 | Фото: kino-teatr.ru

Кадр из фильма *Приключения Электроника*, 1979 | Фото: kino-teatr.ru

Кадр из фильма *Приключения Электроника*, 1979 | Фото: kino-teatr.ru

Не переживала из-за того, что ей достаются преимущественно эпизодические роли, актриса Людмила Иванова: «Любовь – это самое главное в жизни…».

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








20311
25.03.2018 09:50
В закладки
Версия для печати




Смотрите также