Кристобаль Баленсиага однажды сказал, что «хороший модельер должен быть архитектором для узоров, скульптором для формы, художником для дизайна, музыкантом для гармонии и философом для подгонки». И совсем неудивительно, что в XX веке он правил высокой модой с инновационной одеждой, вдохновлённой необычно традиционными испанскими источниками. Баскский модельер взял реплики из региональной одежды, народных костюмов, корриды, танцев фламенко, католицизма и, конечно же, из истории живописи. И в итоге, он создал то, что покорило мир на века.
Инсталляционный вид «Баленсиага и испанская живопись» в музее Thyssen Bornemisza.
Коллекция Balenciaga полна коренастых силуэтов, сутулых плеч и аккуратных линий брюк. Но модный дом сегодня, под руководством Демна Гвасалия, представляет собой совсем другую эстетику, чем то, что сам Кристобаль делал при жизни. «Их невозможно сравнить», - объясняет Элой Мартинес де ла Пера, куратор новой выставки «Баленсиага и испанская живопись» в Мадриде, которая объединяет девяносто произведений Balenciaga couture вместе с 56 шедеврами испанской живописи, вдохновивших дизайнера. «Рассказ Баленсиаги закончился, когда он перестал делать одежду. Его рассказ был чрезвычайно личным, но сегодня Баленсиага имеет совершенно другую историю, и её тоже стоит рассказать». И для того, чтобы действительно узнать самого Кристобаля, важно знать ключевые элементы испанского искусства, которые сформировали его эстетическое видение.
Крайние слева - свадебное платье с меховой отделкой, которое Баленсиага сделал для королевы Бельгии Фабиолы в 1960 году, на фоне портретов Франсиско Сурбарана (1628-34).
Возможно, XX век был рассветом современной моды, но дерзко современные скульптурные силуэты вечерних платьев Balenciaga резонируют со стилями, которые носили нарисованные дамы и религиозные деятели сотни лет назад. Когда 41-летний Кристобаль Баленсиага переехал в Париж в 1936 году, он начал скучать по своей родной Испании. Внезапно изгнанный из дома в разгар Гражданской войны в родной стране и погрузившийся в биение сердца европейской сцены высокой моды, он искал вдохновения, погружаясь в воспоминания о своём детстве в маленьком городке Гетария в Стране Басков, большую часть которого он провёл в компании своей матери швеи и её аристократических клиентов. Встреча с великолепными коллекциями этих клиентов в детстве вызвала пожизненное увлечение картиной старого мастера, став страстью, которая произвела вздымающиеся формы, объёмные фасоны, минималистские линии и смелые цвета, ставшие визитной карточкой талантливого испанца.
Вечернее платье из шёлкового икат-плетения Balenciaga (1958 год). \ Хуан ван дер Хамей и Леон: Подношение Флоре (1627 год).
1. Эль Греко - цвет
Слева: «Благовещение». Национальный музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид. \ Справа: вечернее платье (шелковая органза), 1968 год.
Вечернее платье из пышного розового атласа с ансамблем из лифа, пиджака и юбки из красной тафты. Вы никогда не могли бы себе представить, что эти образцы кутюрье 1960-х годов были вдохновлены Девой Марией - но как только они противопоставляются монументальным картинам Эль Греко, посвященным Благовещению, невозможно не сравнить яркие оттенки вздымающихся одежд Богородицы с роскошными тонами наряда Баленсиаги. Точно так же цвет небесного облачения архангела Гавриила перекликается с элегантным горчичным атласным вечерним платьем Баленсиага (1960) и ярко-жёлтым шелковым платьем с вечерней накидкой с перьями (1967). Яркое использование цвета Эль Греко проникло в воображение Кристобаля, когда он встретил художника во дворце маркизы Каса Торреса (одного из самых важных клиентов его матери), став центральным компонентом радужных произведений, которые Баленсиага производил в Париже в 40-50-х годах.
Слева: Музей Прадо – Гонсалес Бартоломе - Королева Анна Австрийская, четвёртая жена Филиппа II (копия Антониса Мора). \ Справа: Вечернее платье с атласной накидкой, 1962, Museo Cristobal Balenciaga.
2. Придворная живопись - чёрный
Справа: Хуана Австрийская, сестра Филиппа II, принцесса Португалии. \ Слева: Визитная карточка Кристобаля Балансиага.
Если до этого были яркие зелёные, жёлтые, голубые и розовые цвета, которые Баленсиага взял у Эль Греко, то в испанской придворной живописи конца XVI-XVII веков он обнаружил свою любовь к чёрному цвету.
Слева: Вечерняя накидка с гофрированным воротником, 1955, Museo Cristobal Balenciaga / Jon Casenave; Справа: Эль Греко, Мужской портрет, 1568, Музей Прадо.
Стоит также упомянуть о том, что фирменный цвет Balenciaga имеет глубокие корни в истории моды, но особенно в испанской культуре. При дворе Филиппа II чёрный цвет стал главным символом статуса. Вневременной цвет остаётся одним из архетипов испанской идентичности, отмечается в пресс-релизе, возможно, из-за влияния Баленсиаги. В 1938 году Harper's Bazaar охарактеризовал оттенок Баленсиаги в физических терминах: «Чёрный настолько чёрный, что он поражает вас, как удар».
Слева: Атласное вечернее платье, 1943 год. Cristobal Balenciaga Museo и Jon Cazenave. Предоставлено Museo Thyssen Bornemisza. \ Справа: Приписывается Хуану Пантоха де ла Крузу, портрету VI графини Миранды, XVII век.
Вечернее платье из чёрного атласа с высоким воротником 1943 года имеет соответствующие шёлковые пуговицы, расположенные от талии до воротника, с двумя вертикальными белыми полосами, элегантно каскадирующими по всей длине платья. Одежда почти напоминает рясу священника. При этом модельер также отражает минималистский взгляд на чопорно консервативные чёрные платья, предпочитаемые модными габсбургскими придворными, такими как графиня Миранда с оборками на шее, которая изображена на недатированной картине, приписываемой художнику XVI века Хуану Пантоха де ла Крус. В отличие от урезанного дизайна Баленсиаги, графиня подчёркивает свой наряд драгоценными камнями, вышитыми на её рукавах и юбке, техника, которую сам Баленсиага популяризировал в других, более нарядных проектах.
3. Веласкес - форма
Диего Веласкес Менины, 1656 Национальный музей Прадо.
Иногда дизайнер брал всевозможные эскизы буквально из истории искусства. Его платье «Инфанта» 1939 года представляет собой современное обновление наряда, которое носила маленькая инфанта Маргарита из Австрии в знаменитой работе «Менины» Диего Веласкеса, написанной в 1956 году. И чем дольше смотришь на эту картину, тем больше возникает вопросов. Дело в том, что учёные анализировали её более трёх столетий и до сих пор не определились с её смыслом.
«Немногие картины в истории искусства породили так много разнообразных интерпретаций, как эта, кульминационная работа Веласкеса», - писал историк искусства и эксперт Веласкеса Джонатан Браун в своей книге 1986 года «Веласкес: художник и придворный». Почти два десятилетия спустя, во время лекции 2014 года в The Frick Collection, он пошутил: «Я чувствую в своих костях то, что я, возможно, страдаю от ранних стадий синдрома усталости LMFS - Las Meninas», - добавив: «Я имею в виду не картину, а написание об этом».
Слева: Хуан Карреньо де Миранда, Донья Мария де Вера и Гаска, 1660-1670. \ Справа: Платье Infanta, 1939 год.
Загадочный групповой портрет рода Las Meninas населён странным составом персонажей, включая принцессу, монахиню, карлика и самого художника барокко. А резкое расхождение с традиционной королевской портретной живописью многие сравнивали с моментальным снимком, в том смысле, что данная картина совмещает в себе богатство действия, оставляя после себя множество недопонятых скрытых намёков и подтекстов.
И совсем неудивительно, что Кристобаль, глядя на эту работу, долго думал над тем, как воплотить задуманное в реальность. А после, придя к единому мнению, будучи уже в Париже, создал кремовое шёлковое атласное платье с красным бархатом.
4. Сурбаран - объём
Слева: Вечерний наряд платья и юбки, 1951 год. Предоставлено Museo Thyssen Bornemisza. \ Справа: Франсиско де Сурбаран, святая Елизавета Португальская.
Во время Второй мировой войны ткани для женской одежды были в основном ограничены в Европе, вместо этого зарезервированы для использования в военных целях. Таким образом, Баленсиага был частью послевоенного бума в обильном использовании тканей, о чём свидетельствует большой объём и многослойные материалы его платьев. Куратор Мартинес де ла Пера описывает Франсиско де Сурбарана - прежде всего известного своими религиозными картинами - как «первого модного стилиста в истории искусства». В своих портретах Санта-Касильда (1630-1635) и Санта-Изабель де Португалия (1635) он причудливо изображает святые фигуры в костюмах, которые сегодня могут выглядеть подходящими для взлетно-посадочной полосы. В то время, как картины изображают сцены милосердия и благочестия, Баленсиагу поразил толстый слой юбок, свято (но игриво) зажатый в руках женщин. Между тем, пышные кремовые белые одежды монахов Сурбарана проложили путь для блестящих свадебных платьев цвета слоновой кости, которые Баленсиага специально подбирал для таких людей, как королева Бельгии Фабиола и Кармен Мартинес Бордиу (внучка Франко).
Слева: Родриго де Вильяндрандо, Изабелла де Бурбон, жена Филиппа IV, 1620, Музей Прадо.\ Справа: свадебное платье, 1957, Museo Cristobal Balenciaga.
5. Гойя - материал
Слева: Вечернее платье (сатин, жемчуг и бисер) 1963 г. Кристобаль Баленсиага, музей Гетария. \ Справа: Франсиско де Гойя, Королева Мария Луиза в платье с юбкой с завязками, около 1789 года, Национальный музей Прадо, Мадрид.
Беттина Баллард, редактор журнала Vogue 50-х годов, однажды сказала: «Гойя, независимо от того, осознает это Баленсиага или нет, всегда смотрит через плечо». На портретах художника герцогини Альбы (1795 г.) и маркизы Лазана (1804 г.) изображены полупрозрачные кружевные украшения женских белых платьев. Это соблазнительное ощущение кружева перевернуло мир Баленсиаги с ног на голову. Способность Гойи представлять прозрачность тканей заставляла его стремиться к кружевам, тюлям и шелкам, достаточно тонким, чтобы скрывать и раскрывать сразу - материалы, появившиеся на нескольких платьях, которые он изготовил в Париже. Возможно, именно Гойя подтолкнул Кристобаля к умению ломать плавную форму внезапной сильной линией - именно так, как нежное белое платье герцогини Альбы прерывается ярко-красным бантом, плотно обвязанным вокруг её талии.
Слева: Франсиско Гойя, Кардинал Луис Мария де Бурбон-и-Вальябрига, 1800 год, Музей Прадо. \ Слева: Атласное платье с жакетом, 1960 год, Museo del Traje.
Католический дух также безошибочно проявляется в паре с Франсиско де Гойей. Романтический портрет художника в красном платье кардинала Луиса Мария де Бурбон-и-Вальябрига примерно с 1800 года сравнивается с красным атласным платьем и укороченным жакетом, украшенным бисером 1960 года. Драматические, округлые ярусы красно-белых одеяний кардинала обновлены в структурированном, раздувающемся силуэте дизайнера, выполненном в столь же тяжёлой атласной ткани. Ансамбль Balenciaga был одним из основных элементов элегантной моды 1960-х годов - Джеки О, который был поклонником данного стиля, но в этом контексте он уходит корнями в прошлое. В дополнение к его степенным религиозным коннотациям, сверкающие серебряные листья, сшитые в куртке, придают одежде смелый вид болеро матадора.
Слева: Вечернее платье, 1952 год, Museo Cristobal Balenciaga. \ Справа: Игнасио Сулоага, Портрет Марии дель Росарио де Сильва-и-Гуртубай, герцогини Альба, 1921 год, Fundacion Casa de Alba.
Слева: Баленсиага. Справа: Рамон Касас Карбо, Джулия
Одна из последних картин на выставке, Ignacio Zuloaga 1921 масляный портрет герцогини Альбы, свидетельствует о плодотворном толчке между искусством, модой и историей. Баскский художник-современник и знакомый Баленсиаги возродил традицию фламенко в волнистом красном многоярусном платье герцогини, которое, похоже, ссылается на задумчивые портреты модных женщин, таких как королева Мария-Луиза. Платье почти идентично потрясающей версии многослойного наряда Balenciaga от 1952 года, который состоит из трёх объёмных слоёв тафты. И несмотря на то, что в таком платье точно не спляшешь как следует, тем не менее, дух фламенко в нём присутствует во всей красе.
Слева: Платье Кристобаля Баленсиаго. \ Справа: Традиционный наряд танцовщицы фламенко.
Но к сожалению, всё хорошее рано или поздно заканчивается. Баленсиага потерял своё выдающееся положение в качестве «короля высокой моды» в конце 1960-х годов с появлением prêt-à-porter-ready-to-wear моды, популяризированной Ив Сен-Лораном. Однако модный дом продолжает жить под руководством провокатора Vetements Демны Гвасалии. Под его руководством современное обновление Кристобаля в испанской художественной традиции было радикально преобразовано: самым популярным предметом, предлагаемым брендом сегодня, является пара негабаритных кроссовок Triple S polyester стоимостью почти в тысячу долларов, далёких от роскошных тканей и тщательной детализации Balenciaga.
Тем не менее, работа Баленсиаги предлагает современной аудитории нечто иное, чем вдохновение моды. Выставка пересматривает историю искусства с более гибкой точки зрения, в которой художники оказали такое же влияние на моду, как и наоборот. В нашу эпоху мода и искусство никогда не были более переплетены, как в модном бизнесе, так и в популярном воображении. Это переосмысление получило широкое распространение, с распространением стилистически настроенных аккаунтов Instagram, которые анализируют фантастические материальные моменты в произведениях искусства, как любимых, так и неизвестных. Баленсиага рано понял, что живопись, репрезентация и мода неразрывно связаны и именно это опьяняющее сочетание, может говорить одновременно с прошлым, настоящим и будущим.
Узнать, что носили наши предки тысячу лет назад и как выглядела самая модная одежда по тем временам - можно из следующей статьи.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: