История и археология   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 0
0
-1 0
Разное    



Импрессионизм — крупнейшее направление в искусстве, зародившееся во Франции в конце 19 века. Считается, одним из видов классических жанров в искусстве. Среди основных представителей можно выделить Клода Моне, Альфреда Сислея, Огюста Ренуара и других. Наставником направления был Эдуард Мане.


История появления импрессионизма в России. Упоминание первых выставок и влияния западных художников на русских художественных кругах.

Благодаря картине «Впечатление. Восход солнца»  Клода Моне импрессионисты получили свое название.

Благодаря картине «Впечатление. Восход солнца» Клода Моне импрессионисты получили свое название.


Первые выставки импрессионизма начались в 1874 году во Франции, которая была художественным лидером того времени. Произведения импрессионистов предложили новое видение мира — современного и мобильного.

Импрессионисты разрушили систему живописи эпохи возрождения. Они принесли новый изобразительный язык. Привнесли художника, стоящего на природе, на открытом воздухе. Мастер перемещается туда прямо из своей студии, пишет, стоя под открытым небом. Все открыто взгляду.

Импрессионизм — исток современного искусства. Направление стало общим мировым языком искусства. Но тем не менее, импрессионистов не любили и смеялись над ними.

Само название «импрессионизм» родилось от слова impression, что в переводе означает «впечатлять». Прозвище это дал журналист Луи Леруа, который рассказал историю о том, как два посетителя сошли с ума, увидев картину Клода Моне «Впечатление. Восход солнца». Отсюда и пошло название.

История появления импрессионизма в России началась в конце XIX века. Первые выставки импрессионистов привлекли внимание русских художников и вызвали широкое обсуждение в художественных кругах страны. Но тогда влияние западных художников на русскую художественную значило многое и вызвало некоторую опаску.

В 1874 году, когда состоялась первая выставка в Париже, там жил молодой Репин. Он был знаком с импрессионизмом и даже полюбил его. Но в то время искусство в России — это как выполнение национальной миссии. Поэтому западные тренды — это антиэталоны.

Можно сказать, что у русских своя история отношения с импрессионизмом.1890-е годы происходит интернализация искусства. Художники выставляются в других странах. Так, в Москве в 1891 году происходит французская промышленная выставка. И здесь москвичи увидели более 600 полотен, выставку посетил даже сам император. И казалось бы, уже здесь Россия могла бы увидеть импрессионизм, но картин все еще не было. Но в рекламной листовке информация о нем значилась. На выставке можно было найти в основном реализм, и лишь изредка в картинах прослеживались следы импрессионизма.

Если мы взглянем на советские журналы середины 20 века, мы увидим, что черная метка для всех критиков — это жанр импрессионизма, хотя к этому времени работы в этом стиле висели уже во многих музеях и продавались за огромные деньги.

В Союзе импрессионизм сравнивается с субъективным идеализмом, с целым грехом и даже с сифилисом. Когда Третьяков приобретает картину Серова «Девушка, освещенная солнцем», Владимир Маковский на публичном обеде задал вопрос: «С каких пор вы стали прививать сифилис в своей галере?». Связано это с тем, что новая игра теней на картине, не привычная русскому обществу, создала определенные пятна на коже девушки и породила ассоциацию с сифилисом.

Картина Серова «Девушка, освещенная солнцем».

Картина Серова «Девушка, освещенная солнцем».


Одним из факторов, вызывающих негативную реакцию импрессионизма в России, была новаторская техника и стиль живописи, присущие направлению. Русская художественная традиция была преимущественно реалистической, с акцентом на детальность и глубокий анализ объектов. Импрессионизм, в свою очередь, был ориентирован на передачу момента, эмоций и настроения, с помощью света, цвета и быстрых мазков кисти. Такой стиль кардинально отличался от привычных русских художественных подходов и вызывал сомнения и неуверенность у русских художников и критиков. Также, важным фактором было то, что импрессионисты активно используют пленэр - практику работы на открытом воздухе.

И хотя русская природа славилась своей прекрасной светотенью и яркостью, что создавало благоприятные условия для использования импрессионистической техники, из-за негативного отношения к модернизации и западным влияниям, многие русские боялись воспринять этот новый стиль и принять его в своем искусстве.

Но постепенно импрессионизм все же начали принимать и понимать. Одним из первых русских импрессионистов стал Константин Коровин. В его работах отчетливо прослеживались основные черты стиля: яркое использование цвета, акцент на свете и его воздействии на предметы, трансформация формы через световые отражения. Коровин интенсивно экспериментировал с кистью и пигментами, создавая пространство и настроение на своих полотнах.

Константин Коровин «Натюрморт с портретом В.В.Перцовой».

Константин Коровин «Натюрморт с портретом В.В.Перцовой».


Другим известным русским импрессионистом стал Валентин Серов. Он, подобно Коровину, продолжал разрабатывать импрессионистские мотивы в своих работах. Проницательно и остроумно переняв идеи импрессионизма, Серов создавал образы, полные света и жизни. Его работы отличаются активным использованием динамических приемов и ярким цветовым решением.

Импрессионизм в России приняли не только художники, но и поклонники и ценители искусства. Выставки французских и русских импрессионистических художников привлекали широкую аудиторию. Уникальный подход к художественному выражению, основанный на ощущении момента и эмоциональной реакции художника, покорил сердца многих.

Таким образом, импрессионизм в России был встречен с открытыми объятиями и , может быть и не быстро, но нашел своих последователей. Он стал одним из ключевых факторов, внесших изменения в русскую художественную культуру и способствовавших расцвету академической живописи в начале XX века.

Значимость импрессионизма для русской художественной культуры

Валентин Серов — один из основоположников русского импрессионизма.

Валентин Серов — один из основоположников русского импрессионизма.


Значимость импрессионизма для русской художественной культуры была велика. Этот стиль стал новым вызовом для русских художников и подтолкнул их экспериментировать с новыми идеями и техниками. Он вдохновил русское искусство на отрыв от стандартных норм и стереотипов и расширил границы и возможности художественного выражения.

Влияние импрессионизма на последующие направления в русском искусстве было огромным. Он стал основой для развития лучевой живописи и символизма в России. Многие известные художники, такие как Валентин Серов и Илья Репин, нашли в импрессионизме новые формы самовыражения и инструменты для своего творчества.

Таким образом, боязнь русских перед импрессионизмом была обусловлена сменой художественных подходов и новыми техниками, непривычными для русского искусства того времени. Но несмотря на это, значимость импрессионизма для русской художественной культуры не может быть недооценена, так как он стимулировал развитие новых направлений в русском искусстве и повлиял на формирование русской художественной идентичности.

Если вам интересна история импрессионизма, читайте также статью о том, как старший брат Клода Моне повлиял на развитие направления.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








1900
30.04.2024 22:49
В закладки
Версия для печати




Смотрите также