К концу 18 века в Европе блистала самая многочисленная царствующая фамилия – Романовы. В семье российской императрицы Екатерины Великой подрастали девять внуков. Русская Минерва успевала не только государственные границы расширять, но и лично заботиться о качестве воспитания будущих правителей. При ней этот вопрос впервые был поставлен остро и занял отдельную нишу в придворной жизни, педагогике и общественной мысли. Для того периода взгляды Екатерины казались, мягко говоря, революционными. Свои воспитательные принципы императрица изложила в отдельном трактате, знакомство с которым полезно и в наши дни.
Не мама, так бабушка
Великий князь Павел и великая княгиня Мария Федоровна с сыновьями Александром и Константином. /Фото: webpulse.imgsmail.ru
Самодержица Всероссийская Екатерина Вторая известна в истории множеством талантов и своим живым интересом ко всему, что происходило в стране и за ее границей. За период своего царствования она существенно раздвинула не просто пределы Российской Империи, а и сознание русских людей. Екатерина привнесла в привычный жизненный уклад массу нового, свежего, но порой и идущего вразрез с вековыми традициями. Конечно, прежде всего Екатерина Романова интересовалась экономикой, политикой, науками и искусством. Не оставались без ее внимания и образование с воспитанием. На такое участие императрицу, видимо, сподвигло нереализованное материнство. Личные недочеты в воспитании детей, конечно, были обусловлены сложившимися не по её воле обстоятельствами. Хорошо известно, что от общения с сыном Павлом невестку изолировала венценосная свекровь Елизавета. Она же и передала будущего императора в руки сторонних воспитателей. Павла растили в привычных патриархальных традициях русской старины. Ребенок ни в чем не знал отказа, рос капризным и избалованным царским дитятей. В любую погоду его кутали в несколько слоев одежды, кормили до упора, не беспокоились о физической активности ребенка и старались лишний раз не перечить своенравному мальчугану.
ЧИТАТЬ ЕЩЕ:Почему замок, который Екатерина II подарила любимому фавориту, достался её внуку и из-за чего он получил грязную славу.
Нововведения просветленной императрицы
Императрица лично занималась воспитанием внуков. /Фото: itd0.mycdn.me
Екатерина Вторая очень трепетно ждала рождения первого внука. Лишенная права воспитывать сына, она дождалась своего часа и планировала вырастить из Александра идеального государя. Сразу же после рождения Саши Екатерина, подобно своей же свекрови, отобрала ребенка у матери и разместила в своих покоях. То же самое государыня проделала со вторым внуком Константином. Правда, была куда более щедра, чем когда-то Елизавета. Место для Александра все же устроили на половине родной матери княгини Марии Федоровны. Так что полностью отнимать дитя бабка не планировала.
При этом жизнь новорожденного должна была подчинена четким правилам авторства императрицы. И мнения родителей никто не спрашивал.
Екатерина Великая распорядилась, чтобы в детской комнате регулярно открывались для проветривания окна и поддерживалась прохладная атмосфера. Не позволялось зажигать более 2 свечей, чтобы не портить чистый воздух дымом. В холодное время года температура поддерживалась не ниже 14 градусов, в летнее не должна была превышать 18. Нахождение в детских покоях большого числа людей пресекалось, как и укачивание на руках нянек. Эту функцию должна была выполнять соломенная колыбель. Когда Александр подрос, он спал подальше от посторонних глаз – за балдахином и занавеской. Пеленать по особой методике мамки-няньки учились на специальном манекене. Императрица была против тугого связывания ребенка, поэтому внедрила свободный способ. Причем, пеленание использовалось очень непродолжительно.
Малыш принимал ванночки ежедневно, независимо от времени года. Зимой после банных процедур позволялось надевать на него чепчик, а с приходом весны и это считалось лишним. Ребенок максимальное время проводил на улице. Как только почва прогревалась, маленький Александр играл прямо на одеяльце поверх травы. Вдоволь нарезвившись, там же и засыпал.
Его привычной формой одежды после 4 месяцев была короткая рубашка с легким жилетом. Лишь на прогулках сверху надевали легкое полотняное платьице подлиннее. Рассказывали, что ребенок не знал простуд.
ЧИТАТЬ ЕЩЕ:Как сложились судьбы внучек императрицы Екатерины Великой: самая красивая, самая любвеобильная, самая счастливая.
Выдержки из педагогического трактата
Распоряжения Екатерины шли вразрез с давними традициями.
Сохранились записи Российской императрицы Екатерины II от 1784-го с детальными рекомендациями по обращению с внуками Александром и Константином в адрес их воспитателя князя Салтыкова. В трактате имени государыни «Наставление о воспитании…» принципы воспитания касались взращивания здоровой личности. Этого, по мнению императрицы, можно было достичь путем умеренной строгости, разумных ограничений в сочетании с поддержанием в ребенке естественности и свободы.
Екатерина считала, что детство, прежде всего, должно быть детством. Она позволяла внукам играть столько, сколько им хочется. Давая им в процессе игры полную свободу, она рекомендовала воспитателям наблюдать за нравами и склонностями детей. Государыня считала, что детей не положено постоянно унимать, ругать за шалости и вмешиваться в их досуг. Со временем, по ее мнению, рассудок и нрав все расставят по местам. Именно игры считались самым главным и важным упражнением для развития ребенка. Требовала императрица от приставников внимательного выслушивания всех детских обращений и речей. При этом вести себя взрослым полагалось с воспитанниками на равных, поддерживая в них способности к рассуждению и анализу. Обман полагалось пресекать на корню как для внуков непосредственно, так и для остальных людей в их окружении. Даже шутки и сказки подлежали тщательному оцениваю на вопрос ложной составляющей. Все нехорошие примеры отдалялись от глаз и ушей маленьких высочеств, при которых запрещалось грубо и непристойно выражаться и даже просто сердиться и скандалить. Высказывать недовольство поведением царских внуков позволялось сдержанно, степенно и ровным голосом. Хвалить же за заслуги и отличия нужно было при свидетелях.
Если Александру и Константину в чем-то обоснованно отказывали, то дети не имели шанса повлиять на волю воспитателей криком или плачем. К наукам их долгое время не принуждали, а за промахи в учебе не наказывали. Акцент делался исключительно на достижениях и успехах.
В учебе преследовался главный принцип: ребенок должен захотеть получать знания и стремиться к этому по своей воле. А страх быть наказанным, по мнению мудрой бабушки, приводил исключительно к обратному.
А далее предлагаем узнать 11 слов из XX века, которые радикально изменили значение в наши дни.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: