Мифологические сюжеты на новый лад: эскапизм Андромеды и самоуверенность Икара в трактовке Джеффри Бэтчелора
Сюрреалистический мир Джеффри Бэтчелора населен не только персонажами, придуманными самим художником. Переосмысляя древние мифологические сюжеты, автор говорит о современности. Оторванность людей от реального мира, растрачивание времени попусту - всего лишь на созерцание иллюзий, возможность (или невозможность?) найти золотую середину между вымыслом и явью - вот вопросы, которые волнуют живописца.
«The Imprisonment of Andromeda» («Заточение Андромеды»)
Согласно древнегреческому мифу, Андромеда была прикована к скале, где ожидала смерти от лап морского чудовища. Но ее спас Персей и, как порядочный герой, женился на царевне. Художник Джеффри Бэтчелор (Jeffrey Batchelor) выворачивает мифологический сюжет наизнанку: современная Андромеда не прикована к утесу, а закована в странном пространстве, где песок упирается в стену, а море оказывается всего лишь старыми фотообоями. Плакат с морем закрывает собой окно, и это значит, что реальный мир подменяется застывшей картинкой. Другую подмену - обычной жизни воображаемыми приключениями - воплощают книги, сложенные на подоконнике. Чистый эскапизм - уход от действительности.
Мифологические сюжеты на новый лад: «The Imprisonment of Andromeda» («Заточение Андромеды»)
На книгах и слева на стене мы видим увянувшие розы - традиционный символ былой красоты. Пока героиня живет в вымышленном мире, время идет, и увядают не только цветы и не только ее красота. Чахнет дух, и убывает решимость вырваться на свободу и увидеть настоящее море. Небольшая фотография, прикрепленная слева от окна-плаката, изображает мечту Андромеды: девушка входит в морские волны - свободную стихию. Суждено ли этой мечте сбыться? Или героиня так и останется сидеть возле старого плаката, как папа Карло возле нарисованного очага? Неужели она так и не вырвется из странного пространства, как и бабочка, заточенная в мыльном пузыре?
«Icarus» («Икар»)
В известном мифологическом сюжете Икар поплатился за самонадеянность. Из-за того, что он взлетел слишком высоко, солнце растопило воск, и его крылья рассыпались. Опасно заноситься и зазнаваться, нельзя забывать о правилах и поддаваться сиюминутным увлечениям.
В трактовке Джеффри Бэтчелора Икар - художник, в сущности безликая марионетка, которая способна взлететь только благодаря крыльям-кисточкам. Самоуверенность и убежденность в своей правоте может заманить творца прекрасного в гибельные выси, а то и запереть в вымышленном им самим мире, в который не будет хода простым смертным, потому что они перестанут понимать птичий язык творца. Главное в таком случае - найти золотую середину между воображаемым и реальным миром, между самоуверенностью и неспособностью отстоять свою позицию, между истиной и мнением.
Мифологические сюжеты на новый лад: «Icarus» («Икар»)
Два рисунка справа - это крыло кисти Дюрера и набросок Рубенса, к которому Джеффри Бэтчелор пририсовал крылья. Нижний край бумаги уже загорелся, как будто от палящего солнца. А между тем с моря идет туча - символ иллюзорной надежды на хеппи-энд. Если бы и впрямь в мифе туча заслонила собой солнце, то воск не растаял бы - и Икар, возможно, выжил бы. Но мифология, как и история, не терпит сослагательного наклонения. Так или иначе, думается, что Икар все равно полез бы на рожон: не поднялся бы к солнцу разума - так опустился бы в соленую пучину саморазрушения, напрочь позабыв о том, что он летит не один, а вместе с Дедалом.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Джеффри Бэтчелор, в своих произведениях как бы создал свою мифологическую картинку, весь сюжет состоит из одних образов. Мифология, построенная на другой, современный, лад, вызывает интерес.
Образное мышление – это всегда интересно, важно понять замысел автора полотна, понять суть!
Очень интересные рисунки. В них есть какой-то скрытый смысл, к тому же они нарисованы очень красиво.
Очень интересная статья! Произведения искусства отражают действительность, ведь и в наши времена немало мечтателей. Заставляет задуматься.
Джеффри Бэтчелор пытается переосмыслить древнегреческую мифологию во взгляде современного человека. Думаю, это ему удалось показать заинтересованному зрителю.
А мне кажется, соединять мифы и современность - затея не слишком умная. Рисунки мне особо не понравились, особенно с Икаром - тяжело понять, что именно хотел сказать автор.
вместо того, чтобы смущать людей своим "кажется", вы бы лучше ознакомились с историей культуры. в особенности, с работой Джозефа Кемпбелла "Тысячеликий герой", где очень-очень подробно, убедительно и авторитетно говорится о влияние мифа на культуру. а также неплохо бы вспомнить каких-то там "не слишком умных" Фрейдов и Юнгов, которые оставили нам приемы исследования личности и психических расстройств на основании мифов. или вы наивно полагаете, что Эдипов комплекс вы, в отличие от остальных пубертатных юношей не переживали, потому что это не современно? :)))
З.Ы.
а картины, при хорошей технике, нудные-нудные.
Концептуально, хотя концепция отнюдь не нова. Переосмысление мифов , их современная интерпретация постоянно происходит даже в самой литературе (ну, тот же "Пигмалион" Бернарда Шоу - интерпретация мифа, но уже в форме пьесы и в иное время). А воплощение идеи в данном случае не впечатлило.
Скучно.., избитая тема, рискованно для психики самого малера.
Но он подает надежды, разместив в центре обнаженную ля-попо (прошу пардону у дам).
Шикарно ничего не скажешь
Красиво и со смыслом. Лично мне очень нравится когда в картине видна заложенная идея художника. И очень интересно,когда известные мифы, или что-либо другое, трактуется по новому, непривычно, завораживает.