История и археология   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 1
+1
-1 0
Разное    


Петр Первый стал строить Петергоф в 1715 году. Планы были масштабные, как, впрочем, и все, за что брался император. Он планировал построить дворец, который превзошел бы Версаль. С этого момента красота Петергофа только преумножалась. Возводились дворцовые здания, были разбиты сады, украшенные фонтанами. После прихода к власти большевиков здесь была произведена серьезная реставрация и Петергоф находился в отличном состоянии. Место было популярным и излюбленным уже на тот момент. Сезон 1941 года должен был открыться аккурат 22 июня, но мировая история распорядилась совсем иначе.


В Петергофе тогда активно шла подготовка к традиционному празднику «Белые ночи», но вместо массовых народных гуляний, сотрудники комплекса были вынуждены в экстренном режиме выполнять совсем иные задачи. С одной стороны, они должны были сохранить объект и организовать мероприятия по спасению ценностей, а с другой готовить из дворца оборонный объект.
То, что сегодня представляет собой Петергоф – это восстановленный объект, реставрация которого началась еще в период Второй мировой войны (1944 год) и длилась долгие годы. 23 сентября 1941 года Петергоф был занят фашистами и вплоть до окончания блокады Ленинграда подвергался постоянным обстрелам.

Начало войны



Петергоф сразу после освобождения. / Фото: www.s-z-n.ru

Петергоф сразу после освобождения. / Фото: www.s-z-n.ru


Совместно со всеми сопричастными коллегами, работники комплекса сразу же, после начала Отечественной войны, стали организовывать эвакуацию ценностей в глубь страны. К эвакуации было подготовлено более 4-х тысяч экспонатов, в числе которых был хрусталь, фарфор, фаянс, люстры, которые были упакованы с особой тщательностью. Однако вывезти удалось лишь половину всех экспонатов. Причем вывоз происходил практически во время боев, под прямыми обстрелами.

Вероятно, самый острый вопрос, который встал перед специалистами это: как определить уровень ценности предметов, которые предстояло эвакуировать. Во-вторых, как упаковать лепнину из хрусталя или огромную скульптуру, мебель? При этом гарантировать ее безопасность при длительной транспортировке на дальние расстояния? К тому же Петергофу было предоставлено всего десять вагонов для экстренной эвакуации. Это, конечно же, заметно ограничивало количество экспонатов, подлежащих вывозу. И остро ставило вопрос о способах укомплектовывания экземпляров.

Начало реставрации. / Фото: www.fairysoft.ru

Начало реставрации. / Фото: www.fairysoft.ru


Собственно, именно специалисты комплекса должны были решить какие ценности «достойны» эвакуации, а какие экземпляры должны быть «погребены» в тоннелях дворца в ожидании лучших времен. Учитывая количество ценностей, хранившихся в этих стенах, в гроты, а проще говоря, подвалы, были перенесены люстры из хрусталя, скульптуры, составляющие часть архитектуры комплекса и многое другое.

Первую партию декора Большого каскада удачно вывезли в глубь страны, однако вторую часть вывезти не удалось. На тот момент уже велись жестокие бои за эту территорию и отстоять комплекс не удалось. Вторая партия уже была подготовлена к эвакуации, но, сдаваясь под натиском врага, ее схоронили на рейках, уложенных на доски, вход законопатили засыпали землёй. Почти все скульптуры были «захоронены» недалеко от места своего изначального нахождения. Почти все захороненные скульптуры сохранились, в отличие от тех, что оставались на своих местах.

Огромное количество предметов искусства пострадали во время пожара, другая часть была разграблена, в том числе и во время эвакуации вглубь страны.

Захват фашистами



Фонтан Самсон до войны. / Фото: www.auction.ru

Фонтан Самсон до войны. / Фото: www.auction.ru


После захвата территории фашистами начался страшный разгром территории. Разрушались корпуса, сжигался сам дворец, который после возгорания даже не тушили. Деревья были вырублены, система водоснабжения фонтанов – нарушена, доступные ценности – разгромлены. Сам комплекс был превращен в оборонительный объект. Вместо предметов искусства сюда были свезены орудия, выкопаны окопы вместо фонтанов, а «украшала» территорию теперь колючая проволока.

23 сентября фашисты прорвались в ту часть города, где находились ключевые объекты: помещения партийного руководства, телеграф, а также завод, школы, больницы, парки и музеи. Враг был остановлен, но линия фронта прошла прямо по центру Петергофа. Немецкая сторона, сразу после того как заняла часть Петергофа, превратила его в оборонный пункт. Все жители из этой части города были выселены. Именно поэтому не сохранилось никаких свидетельств о том какие музейные ценности были вывезены.

Имеются лишь обрывочные свидетельства о том, что Большой дворец загорелся от прилетевшего снаряда и горел почти три дня, кроме того, тушить его было запрещено.

В январе 1944 года, когда город удалось освободить, его стали называть Петродворцом. Слишком болезненно было для слуха немецкое происхождение предыдущего названия. Однако освобождение территории вовсе не означало того, что было остановлено разрушение. Дело в том, что фашисты, отступая минировали территорию. Поэтому продолжалось не только разрушение, но были и новые жертвы. К примеру, дворец Марли был взорван миной замедленного действия.

Павел Лукницкий – военный корреспондент, который вошел в Петергоф вместе с частями Ленинградского фронта, первым рассказал миру о том, что Петергоф фактически уничтожен. Он красноречиво описал то, что когда войска прорвались в эту часть, то увидели, что практически все еще сохранившиеся здания охвачены огнем. То, что не удалось разрушить было осквернено: храм превращен в отхожее место.

После войны



В наши дни. / Фото: www.kuda-spb.ru

В наши дни. / Фото: www.kuda-spb.ru


Сразу же после того как была снята блокада, начался повсеместный поиск музейных экспонатов по ходу отступления немецкий войск. Если сравнивать все музеи Ленинграда, то Петергофский комплекс понес самый большой урон, а из числа 16 тысяч предметов, утерянных за период оккупации, удалось вернуть лишь 250. И это несмотря на то, что в этом направлении работала специально созданная комиссия. Причем поиски ценностей не прекращаются и по сей день, причем иногда удается вернуть похищенные ценности.

«Самсон, раздирающий пасть льва», в числе больших и тяжелых статуй был оставлен в комплексе, его просто не смогли вывезти во время эвакуации. И этот символ, пожалуй, главная потеря комплекса. Вера Инбер – писательница, которая побывала в разрушенном Петергофе спустя неделю после его освобождения и писала о том, что дворец разрушен так, что никакими человеческими усилиями его не восстановить. Однако она была не права. Даже «Самсона» сумели воссоздать к 1947 году, используя архивные фото и документы скульпторов. О том, где находиться оригинал «Самсона» неизвестно по сей день. Есть несколько вариантов: либо он был переплавлен в Германии, либо затонул во время транспортировки. В любом случае никаких следов, которые бы прояснили его судьбу, найдено не было.

На восстановление дворца было потрачено огромное количество времени и ресурсов. Однако возвращение Петергофа в прежнем и даже лучшем облике было принципиальным моментом для страны-победительницы.

Во время войны в глубь страны вывозилось огромное количество ценностей. Экспонаты Эрмитажа экстренно собирались и увозились под строгой секретностью. Большую часть удалось сохранить.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








1320
1.08.2024 23:27
В закладки
Версия для печати




Смотрите также