Театр   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 0
0
-1 0
Арт    



На некоторые, казалось бы, привычные вещи иногда стоит взглянуть с нового ракурса. Это касается и классических литературных произведений. Взять хотя бы «Яму» Куприна – повесть о публичном доме в России на рубеже XIX-XX веков и о проблеме нравственности в принципе. В этом сезоне театр молодых актеров «РэПэТэ» в Москве представил по «Яме» необычный спектакль, который называется «Кино не про нас». Мы побывали на пресс-показе и делимся впечатлениями.


Сюжет по Куприну

На некоторые, казалось бы, привычные вещи иногда стоит взглянуть с нового ракурса. Это касается и классических литературных произведений. Взять хотя бы «Яму» Куприна – повесть о публичном доме в России начала XX века и о проблеме проституции вообще. В этом сезоне театр молодых актеров «РэПэТэ» в Москве представил по «Яме» необычный спектакль, который называется «Кино не про нас». Мы побывали на пресс-показе и делимся впечатлениями.

Вкратце напомним сюжет. В некоем южном городе, в Ямской слободе (отсюда и название – «Яма») работает бордель. Его «сотрудницы» – совсем юные девчонки. Каждая – со своей судьбой. Куприн ярко и в деталях показывает их уклад, их клиентов из «сочувствующих», их внутренние переживания.

Куприн (слева). Иллюстрация к повести, худ. И. Глазунов (справа).

Куприн (слева). Иллюстрация к повести, худ. И. Глазунов (справа).


Центральная героиня – юная Женя, которую, как она признается, еще в детстве продала родная мать. Чувствуя себя в борделе той самой «ямой», которой пользуются все мужчины, и ненавидя за это своих клиентов, она не видит выхода и не верит в возможность вырваться из такой жизни. Узнав, что больна сифилисом в последней стадии, Женя намеренно скрывает это от посещающих её мужчин, стараясь заразить как можно больше визитеров. Пожалела она только одного юного кадета, который, по её мнению, не заслуживает такой участи.

История заканчивается печально: Женя сводит счеты с жизнью, да и у других проституток судьбы тоже оказываются трагичны.

Знаменитую повесть издавали много раз (примеры обложек).

Знаменитую повесть издавали много раз (примеры обложек).


ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:Чем занималась во Франции дочь писателя Куприна, зачем вернулась в СССР и почему русские эмигранты считали её предательницей


«Яму» Куприна ставили не раз – и в Питере, и в Сургуте, и в Екатеринбурге, и в Москве. Но, как правило, эта была классическая интерпретация. Руководитель молодежного театра Владимир Виноградов решил рискнуть и показать эту драму человеческих судеб через синематограф.

Жизнь как синематограф

Актеры постановки «Кино не про нас» (выпускники театрального курса Дарьи Михайловой), а вместе с ними и те, кто смотрит спектакль, – зрители и одновременно участники всего этого действа. Некоторые сцены спектакля представлены как кадры немого кино – под игру тапера (правда, в записи) и треск плёнки. Именно так, например, показана история ухода из борделя проститутки Любки (Валерия Шеляпина), которую студент-идеалист (Даниил Зайцев) забрал оттуда в обычный мир, чтобы «спасти», и ее последующее изгнание этим же «спасителем» (не потянул такую обузу). В итоге Люба вернулась в публичный дом, и её историю герои теперь вспоминают как фильм – вместе со зрителями.

Во время диалогов Женьки и Платонова некоторые зрители плакали.

Во время диалогов Женьки и Платонова некоторые зрители плакали.


На протяжении всего спектакля за происходящим наблюдает находящийся здесь же, на сцене молчаливый тапер (Дарья Трифонова), лишь изредка воспроизводя на пианино пару грустных нот. Кто он? Просто наблюдатель? Сочувствующий? А, может быть, совесть? Этот немой персонаж, который лишь в конце спектакля произносит единственную фразу и пару раз, обращаясь к зрителям, с ухмылкой пожимает плечами, – словно связующая ниточка между сидящими в зале и актерами.

Тапёр как молчаливый наблюдатель.

Тапёр как молчаливый наблюдатель.


Спектакль отличает минимализм в декорациях и реквизите. Ничего лишнего: столы, стулья, пианино. Кроватей, кстати, нет: хотя это и бордель, но постельные сцены в концепцию спектакля явно не вписываются. Интересная деталь на сцене – ведро с водой. Когда кто-то из героев достигает такого предела, когда видеть всю мерзость «ямы» и всю безысходность ситуации уже невмоготу, он подходит к ведру и плещет себе в лицо воду.

Эмоции через край

«Кино не про нас» длится полтора часа без антракта, впрочем, спектакль смотрится на одном дыхании. Молодые актеры играют настолько увлеченно и искренне (иногда даже гротескно), словно все они и правда прошли через эту «яму» и пережили всю эту боль унижения, беспросветности и душевных метаний. Иногда, правда, их эмоции зашкаливают, и, когда, например, Маленькая Манька начинает биться в истерике (как указано у Куприна, стоит ей пропустить рюмку-другую, как она превращается в скандалистку), зрителю становится страшно и хочется, зажмурить глаза и закрыть уши. Хорошо, что коллеги-проститутки всякий раз усмиряют свою несчастную «боевую подругу».

Молодежь показала «Яму» Куприна по-своему.

Молодежь показала «Яму» Куприна по-своему.


Молодые актёры в образах.

Молодые актёры в образах.


В общем, в спектакле эмоций через край, героев – жалко, проблемой проникаешься, что называется, до мозга костей, а уж когда умирает смелая, искренняя Женька (её очень убедительно сыграла Анастасия Елисеева), хочется заплакать вместе с ее «коллегами» по борделю и клиентами. Ведь за эти полтора часа она стала зрителям как родная. Многозначительные актерские паузы, которыми спектакль наполнен очень щедро, только усиливают этот накал переживаний.

К счастью, в финале зритель может облегченно выдохнуть: ему напоминают, что не только отдельные сюжетные фрагменты, а вообще все, что происходило в течение этих полутора часов, просто немое кино. И болезнь сифилисом красавицы Женьки, и ее самоубийство, и драматические взаимоотношения персонажей, и вообще вся трагедия «Ямы» и её обитателей. В последней сцене герои сидят за столиками в красивой богатой одежде и смотрят кино. Может быть, про себя в моменте. Может быть – про других. Может быть – про свое прошлое, из которого им удалось выбраться и о котором хочется больше не вспоминать (или, наоборот, трезво проанализировать). Но, судя по названию спектакля, которое может иметь множество смыслов, это «кино» – про то, какими нам точно быть не надо, и упаси Бог попасть в такую ситуацию, когда перед нами или нашими детьми встанет такой выбор.

Герои смотрят на себя со стороны.

Герои смотрят на себя со стороны.


ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:Как дружили известные писатели: Почему Бунин редко встречался в Куприным, и о чём жалел перед смертью Пушкин

– Мы всегда говорим про важные вещи, задаем вечные вопросы нашему зрителю, при этом используя совершенно разные формы. И мы не боимся ни исторических событий, ни новизны в наших спектаклях,– говорит актриса и режиссер Дарья Трифонова. – Мы не боимся экспериментировать, но всегда стараемся держать какую-то планку, которая не дает нам опуститься в своих стремлениях, в своем профессионализме.

Владимир Виноградов. Сцена из спектакля.

Владимир Виноградов. Сцена из спектакля.


Сам же режиссёр и руководитель театра о своем творческом детище рассказал нам следующее:

– Я не знаю, чем конкретно он отличается от всех остальных, я в сравнительных характеристиках ничего не делаю – типа все делают так, а я решил выпендриться и что-то сделать по-другому. Это спектакль про мир, который перевернут вниз головой. Понимаете, мы живем в мире, который перевернут, мы в нем существуем, и надо отдавать себе в этом отчет. Нужно сделать какую-то попытку для того, чтобы этот мир перевернуть так, как он должен быть. Вот про что этот спектакль, а вовсе не про проституток и не про XIX век и тому подобное. А что касается других спектаклей по «Яме» – я не знаю, что задумывали их создатели, мне тяжело на эту тему рассуждать, я всегда хотел это сделать – и вот мы это сделали.

Текст: Анна Белова, фото: Анна Белова, из архива театра, vk.com/theatrerepeter

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








3361
8.12.2022 16:27
В закладки
Версия для печати




Смотрите также