С древних времён люди добывали драгоценный жемчуг, ныряя за ним. Ныряльщики погружались на глубину от 5 до 12 метров без какого-либо специального оборудования. Это был очень прибыльный бизнес, несмотря на то, что полностью зависел от мастерства ловца жемчуга. Во второй половине 19 века немецко-американский изобретатель и инженер Юлиус Герман Крёль решил заняться этим делом, но при этом он придумал, как максимально оптимизировать этот трудоёмкий процесс. Учёный решил построить для сбора раковин специальную подводную лодку. Как она была устроена и что из этого вышло?
Традиции ловли жемчуга
С давних времён люди ценили жемчуг. Это невероятно красивые и очень нежные драгоценные камни, которые ловцы жемчуга находят в устрицах. Для этого ныряльщикам приходится погружаться на глубину почти 12 метров. Делают они это во время отлива, чтобы добраться до самых глубоких участков морского дна. Ловцам нужно уметь задерживать дыхание на как можно большее время, чтобы набрать побольше раковин.
Времени для погружения было всегда не так уж и много — всего два-три часа. За этот промежуток времени ловцы совершали до полутора десятков погружений. Это была очень опасная и безумно изнурительная работа.
Новатор Крёль
В 1863 году некий учёный по имени Юлиус Герман Крёль основал Pacific Pearl Company, планируя разбогатеть на поисках жемчужин. Крёль был одержим идеей оптимизировать процесс охоты за жемчужинами, избавив ныряльщиков от сопряжённых с этим нелёгким трудом опасностей и многократно увеличив при этом добычу.
Проект субмарины Крёля. / Фото: amusingplanet.com
В те времена подводные лодки были в диковинку. Их применяли очень ограниченно, но при этом многие уже понимали, какой огромный потенциал скрывают эти машины. Они были незаменимы и во время боевых действий, и во время различных исследовательских операций. Крёль же придумал ещё одну сферу применения.
Учёный разработал проект субмарины, при помощи которой можно было бы собирать устрицы. Испытания дали более чем впечатляющие результаты — при первом же погружении было выловлено почти 2000 раковин и это всего за 4 часа! Окрылённый успехом, Крёль уже подсчитывал в уме огромные барыши, но спустя 10 дней такой работы, члены его команды подводников заболели чем-то вроде лихорадки и один за другим скончались.
Непонятная хворь
В то время ни Юлиус Герман Крёль, ни его команда не понимали первопричину этих трагедий — декомпрессионную болезнь. Это состояние, известное в просторечии как «кессонная болезнь», возникает из-за физиологических эффектов дыхания сжатым воздухом под водой. Когда водолаз погружается, повышенное давление окружающей среды заставляет газы, такие как азот, растворяться в крови и тканях. Если водолаз всплывает слишком быстро, быстрое снижение давления не позволяет азоту постепенно рассеиваться. Вместо этого он образует пузырьки внутри тела, что приводит к различным симптомам.
Как развивается декомпрессионная болезнь. / Фото: amusingplanet.com
Последствиями такой хвори могут быть не слишком серьёзные боли в суставах и сыпь на коже, но может случиться и нечто гораздо более трагичное. Декомпрессионная болезнь может привести к параличу и даже к смерти. Боли при этом человек испытывает просто адские, они заставляют его корчиться в агонии, потому это состояние и похоже на лихорадку.
«Эксперимент с птицей в воздушном насосе», картина Джозефа Райта из Дерби, 1768 год, изображает знаменитый эксперимент Роберта Бойля. / Фото: amusingplanet.com
Как решили проблему
Крёль не знал, как избежать подобных последствий. Понимание механизма развития кессонной болезни продвинулось вперёд лишь к концу 19 века. Было выявлено, что подобных последствий можно избежать путём медленной декомпрессии. Исследования британского врача Джона Скотта Холдейна в области декомпрессии, привели к созданию первой признанной таблицы декомпрессии в 1908 году, которая давала точные указания по скорости всплытия и продолжительности остановок на основе глубины и времени, проведённого под водой. Эти таблицы стали важной вехой в безопасности дайвинга и были быстро приняты Королевским флотом, установив мировой стандарт для безопасной практики дайвинга.
Водолаз стоит у затонувшей подводной лодки у острова Сан-Тельмо, Панама, 12 марта 2004 года. / Фото: usni.org
К сожалению, Юлиус Герман Крёль не дожил до этого счастливого момента. Он скончался в сентябре 1867 года. Причиной его смерти послужила та самая «лихорадка», которая была на самом деле декомпрессионной болезнью, приобретённой им во время погружений в морские глубины на своей субмарине.
Без финансовой поддержки учёного его амбициозный проект быстро закрылся. Подводная лодка была брошена у берегов Жемчужных островов. Экипаж вернулся в Америку. Пару лет спустя моряки решили возобновить работу предприятия и восстановили субмарину. Ловля жемчуга снова закончилась смертью многих рабочих и дело окончательно забросили. Судно бросили в бухте на острове Сан-Тельмо, где она в конечном итоге затонула и сгнила. О былом величии напоминала лишь часть ржавого корпуса, видневшаяся над поверхностью воды. Местные жители считали субмарину диковинкой и реликтом времён Второй мировой войны.
Субмарина во время отлива. / Фото: usni.org
Лишь в начале 2000-х годов археолог Джеймс Дельгадо заинтересовался этой достопримечательностью. Сначала он думал, что это японская подводная лодка, которая была здесь подбита и затонула во время войны. Когда он исследовал судно, то был поражён — оно оказалось новаторским образцом инженерной мысли 19 века, намного опередившим своё время. К сожалению, пока субмарину нереально восстановить, а из-за отсутствия достаточного финансирования, корпус продолжает гнить и грозит превратиться в труху уже через пару лет. Археологи приняли меры по его консервации и собираются продолжить свои исследования.
Команда археологов продолжит свои исследования. / Фото: usni.org
Иногда даже великие учёные, опережая время, дарят миру огромное количество новаторских идей, которые по ряду причин не всегда обретают долгую жизнь. Прочтите, например, в другой нашей статье о том, почему оказалась провальной последняя идея великого Эдисона, который научил весь мир говорить «алло»: мебель из бетона и монолитные дома.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: