Сегодня общепринято, что художнику, как писал Оскар Уайльд, «дозволено изображать все». Однако еще в позапрошлом веке считалось, что далеко не все люди достойны быть изображенными на холсте. Но пока одни художники писали пышные парадные портреты, окружая своих заказчиков дорогими аксессуарами и атрибутами власти, другие бунтовали против устоев и писали жнецов, пахарей, ткачих – в общем, тот самый «простой трудовой народ», вызывая у изысканной публики возмущение. А уже в двадцатом веке, особенно в СССР, «крестьянский жанр» расцвел пышным цветом – но вот его творцы далеко не всегда получали в свой адрес восторги и государственные премии…
Питер Брейгель Старший и его крестьянские танцы
Крестьянская свадьба.
Игры детей.
Питер Брейгель Старший не зря получил прозвище «Мужицкий» - его героями, помимо библейских персонажей, традиционных для художников Северного Ренессанса, становились простые деревенские жители. Одна из характерных их особенностей – они безлики. Только поздний период творчества Брейгеля отмечен ростом интереса к индивидуальным особенностям изображаемых людей. Иной раз это были даже не обыкновенные крестьяне и уж точно не зажиточные землевладельцы - картины населены калеками, незрячими людьми, бедняками в лохмотьях… Однако до социалистических тенденций в живописи, до признания ценности любого человека независимо от его социального статуса и благосостояния, здесь далеко – эти герои Брейгеля становятся иллюстрацией для евангельских притч. С другой стороны, на его творчество оказал трагическое влияние террор испанского герцога Альбы по отношению к «еретикам» в Нидерландах – тысячи простых людей пострадали от рук его армии, что находит отражение к жестоких сюжетах. Но, пожалуй, особую любовь историков и искусствоведов Брейгель заслужил своими работами, посвященными крестьянским пословицам и детским играм – сегодня они представляют собой настоящие справочники народного быта Нидерландов тех лет.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Как простому смертному различать работы 6 представителей художественной династии Брейгелей.
Алексей Гаврилович Венецианов и его «крестьянский бидермайер»
Гумно.
На пашне. Весна.
Венецианов – обладатель многих регалий. Придворный художник Николая I, Академик Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге, создатель собственной школы, а главное – известнейший представитель (и, в сущности, создатель) «крестьянского жанра» в живописи. Исследователи отмечают связь его творческой манеры с западноевропейским бидермайером – прославление тихого простого быта, созерцательность и спокойствие. Правда, в отличие от своих зарубежных коллег, Венецианов писал жизнь русского крестьянства, а не любителей чтения и кактусов. В основанной им школе училось семьдесят учеников, в том числе семеро – из числа крепостных.
«Скандальные» сборщицы колосьев Франсуа Милле
Анжелюс.
Сборщицы колосьев.
Сегодня картина Милле «Сборщицы колосьев» не вызывает у зрителей ни малейшего возмущения – мы привыкли к изображениям тяжелого сельского труда. Но в 1857 году основатель барбизонской школы (одной из первых школ реалистического направления в живописи) получил множество нелестных отзывов на эту картину и даже в результате обратился к более поэтичным сторонам крестьянского быта – например, молитвам. «Сборщицы колосьев», пусть написанные в теплой, солнечной цветовой гамме, повествуют о нелегкой работе женщин, которым позволялось собирать пропущенные жнецами колоски. Неудобные позы, бедная одежда, суровые условия жизни… Картина Милле стала настоящим вызовом, брошенным в лицо изысканной обеспеченной публике.
Василий Григорьевич Перов и подлинный русский реализм
Птицелов.
Охотники на привале.
Один из основателей «Товарищества передвижных выставок», Перов на протяжении всего своего творческого пути обращался к реальным сценам из жизни русского крестьянства, начиная со «Сцены на могиле», полной античного трагизма – одной из ученических его работ, которую сам Перов считал неудачной. В большинстве своих работ Перов точен до безжалостности, критичен и суров по отношению к зрителю – оборванные крестьянские дети, люди, занятые тяжелым трудом и вынужденные терпеть издевательства от нанимателей, смотрят с полотен с печальным укором. Перов изображает беззаконие чиновников, пьянство и безответственность духовенства, нищету и бесправие. Позднее чуть отходит от мрачных тем – так появляются самые известные его работы бытового жанра, «Птицелов» и «Охотники на привале», полные мягкой иронии и тонкого лиризма.
Алексей Иванович Корзухин – правда жизни
Девичник.
Возвращение с войны.
Еще один из основателей и бессменный казначей «Товарищества передвижных выставок» - Алексей Иванович Корзухин, выходец из уральской семьи крепостных. Уже в юном возрасте писал иконы для местной Преображенской церкви и портреты родных. По праву входит в число лучших представителей бытового жанра в русской живописи – точное знание деталей крестьянской жизни, разнообразие и в то же время отчетливая узнаваемость типажей ремесленников, простонародья, купечества… Наряду с живописью почти всю жизнь продолжал заниматься иконописью – например, им были написаны иконы в московском Храме Христа Спасителя.
Алый цвет Абрама Ефимовича Архипова
Гости.
Архипов, сын бывшего крепостного крестьянина, родился и рос в небольшой деревушке в Рязанской губернии, поэтому сцены крестьянской жизни были знакомы ему не понаслышке. Он писал то, чему был свидетелем – сельские пейзажи, тяжелый труд, деревенские праздники. Довольно быстро он отходит от бытового жанра и посвящает большую часть сил и времени «красным крестьянкам» - пишет простых русских женщин в праздничных нарядах, заполняя холст светящимся алым цветом в смелой импрессионистской манере. Именно этот цикл работ увековечил его имя в истории мировой живописи.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: 50 оттенков красного: О чём рассказывают жизнеутверждающие портреты русских крестьянок кисти Абрама Архипова.
Крестьянский импрессионизм Филиппа Андреевича Малявина
Вихрь.
Смех.
Как и Архипов, представитель «Мира искусства» Филипп Малявин горячо любил красный цвет – он многократно появляется в его работах, особенно – посвященных крестьянским танцам и праздникам. Впрочем, его крестьянские сюжеты критиковали за бессодержательность, за увлечение техникой в ущерб сюжету – однако именно эта способность окунаться в бьющий по глазам алый и делает его живопись близкой импрессионизму.
Сцены крестьянской жизни писал и Франсуа Буше - правда, от реализма они были далеки...
Текст: Софья Егорова.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: