История и археология   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 0
0
-1 0
Разное    



В исследованиях современных логопедов утверждается, что сегодня дети осваивают первые слова уже до достижения годовалого возраста. В прошлом же ситуация была иная, и малыши начинали говорить позднее. В русской культуре появление речи у ребенка всегда считалось значимым событием, поэтому мамы прилагали максимум усилий, чтобы стимулировать этот процесс.


Особое значение речи в жизни русских



В старину дети начинали говорить позже, чем сейчас. / Фото: www.static20.tgcnt.ru

В старину дети начинали говорить позже, чем сейчас. / Фото: www.static20.tgcnt.ru


В русской культуре слово всегда играло исключительную роль. Его наделяли почти магической силой. Достаточно вспомнить о существовании чудодейственных заговоров, а также о запретах на произношение некоторых слов. К примеру, нельзя было называть медведя по имени, за нарушением этого запрета следовало наказание.

С речью были тесно связаны ключевые моменты в развитии человека. Согласно исследованию Н. Е. Мазаловой, на Руси считалось, что родничок на голове младенца зарастал только после того, как ребенок впервые произносил слово “камень”.

Неудивительно, что овладение речью для ребенка воспринималось как переход на новую ступень развития. Исследователи пишут, что, согласно крестьянским представлениям, младенчество заканчивалось, когда ребенок входил в “первый разум”. К признакам этого этапа относились способность сидеть, ходить, пользоваться ложкой, пить из чашки, а также произносить первые осмысленные слова.

В прошлом, как и сегодня, такими первыми словами были “мама” и “папа”. Однако раньше дети начинали говорить позднее, чем современные дети.

Заговоры и обряды для ускорения речевого развития



В заговоре на молоке упоминалась корова. / Фото: www.i.ytimg.com

В заговоре на молоке упоминалась корова. / Фото: www.i.ytimg.com


Наши предки, так же как и современные родители, с нетерпением ждали момента, когда их дети произнесут первые слова. Это событие считалось важным моментом в жизни семьи. Поэтому, чтобы ускорить этот процесс, прибегали ко всяческим хитростям.

Русские женщины, если ребенок не говорил, вынимали тесто из квашни, переворачивали, и, посадив ребенка под нее, произносили следующие слова: “ “Как мои хлеба кисли, так и ты, дитя мое, набирай силу; как мои хлеба поднимались, так и ты расти; как я говорю, так и ты говори”. Как видно из текста, этот ритуал помогал не только при проблемах с речью.

Существовал обряд с колоколом, который практиковали жители Водлозерья. Он заключался в том, что в овечий колокол набирали воду из реки или озера, после чего давали ее выпить ребенку. Остатки воды из колокола выплескивали за спину левой рукой, а затем звонили этим же колоколом над головой “молчуна”.

Некоторые знахарки для лечения детей, которые не говорили, использовали заговоренную воду из родника. Ее следовало прогреть в печи. Затем они брали мягкую ткань, смачивали в этой воде, и протирали ею язык ребенка. Иногда в жидкость добавляли ароматные отвары из лесных трав.

Существовало множество заговоров, призванных помочь детям овладеть речью. Особую популярность приобрели нашептывания, читаемые над водой и молоком. Над водой, которую пил малыш, читались специальные слова, напоминающие о звуках природы. В них сравнивалось бульканье воды в чашке с речью ребенка, а журчание ручья с появлением первых слов.

Более мощным считали заговор над молоком. В нем упоминалась корова, символизирующая кормящую мать. Описывались её труды, как она бродила по полю, щипала траву, копила молоко, чтобы потом его могли дать ребенку.
Слова заговора включали в себя пожелания ребенку “походить-погулять”, “попить молочка” и “говорить начать”. Считалось, что молоко, питающее тело ребенка, также способно пробудить в нем дар речи.

В другом заговоре подчеркивалась связь между кормлением коровой теленка и матерью — ребенка, сравнивалась отдача молока с любовью матери к ребёнку. При этом упоминалось, что “молоко течет по губам”, а “слова стекают изо рта”, но их не слышно. В заключении ребенку предлагалось “утереться полотенчиком” и говорить “ясно и четко”.

Эти заговоры считались действенными, если читались на растущую луну, вечером, над молоком, которое будет дано ребенку утром.

Особый заговор читался над парным молоком, использовался в случаях, когда ребенок молчал уже в трехлетнем возрасте или же издавал нечленораздельные звуки. В этом заговоре упор делался на то, чтобы ребенок “просил” слова, а не добивался их силой, как это делают маленькие дети.

Существовал также заговор над медом, который использовался в случаях, когда ребенок упорно молчал, а знахари не могли объяснить причины отсутствия речи. В старину считали, что в этом случае ребенка сглазили

Не всегда бытовая магия была достаточно эффективной. Если ребенок не говорил и не отвечал на лечение заговорами, родители прибегали к молитвам святым и церковным обрядам.

"Подменыши" в традиционной культуре


Подменышами называли детей, которых якобы подкинули злые духи.

Подменышами называли детей, которых якобы подкинули злые духи.


Детей, которые долгое время не начинали говорить, часто называли “обменышами” или “подменышами“. Согласно поверьям, таких детей похищали мифические существа, а в семью подбрасывали “подменышей”. Среди признаков “подмены” были слишком большая голова, чрезмерная прожорливость, неумение ходить, замедленный рост. Также “подменыши” часто “путали день с ночью”, то есть не спали, непрерывно кричали и не умели говорить. Они могли остаться молчунами и в 5, и в 6, и в 7 лет.

По преданиям, “обменыши” отличались необычайной капризностью: они постоянно плакали, неустанно требовали еды, поглощая за час целую буханку хлеба и выпивая целую крынку молока. Если “обменышу” удавалось выжить, он отставал от своих сверстников в развитии, не включался в общие игры и не заводил друзей, был злым и подозрительным. Говорили, что такие дети обладали неукротимым упрямством и непокорностью, договориться с ними было невозможно. Они не слушались родителей и приносили несчастья всем членам семьи.

Многие верили, что “подменышей” подбрасывали банники, то есть существа, обитавшие в банях. Несчастные дети, как гласят поверья, обычно умирали через несколько дней, превращаясь в уголь или веник. Однако бывало, что “подменыши” вырастали, превращаясь в злых колдунов, что принося беды людям, заражая их болезнями и голодом. Из-за этой опасности на Руси пытались как можно быстрее избавиться от “подмены”. Для того, чтобы вернуть ребенка, замененного нечистью, “подменыша” относили на мусорную кучу и били веником.

На Руси существовало много примет, в которые люди верили: Почему на Руси c опаской относились к свисту и зачем была копейка за щекой.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








231
сегодня 19:39
В закладки
Версия для печати