Башенки, росписи в духе барокко, диспропорции, кафель, стекло и странные формы… Многим из нас архитектурные сооружения, появившиеся в 90-х и 2000-х годах, кажутся нелепыми и безвкусными, а кто-то, наоборот, восхищается смелостью архитекторов, давших волю фантазии. У этого спорного стиля, пришедшегося на первое постсоветское десятилетие, есть название – капром, капиталистический романтизм.
Если есть явление, то есть и люди, которые его изучают. Термин «капиталистический романтизм» придумали архитектор Даниил Веретенников, искусствовед Александр Семёнов и урбанист Гавриил Малышев. Они делятся своими размышлениями по поводу безумной постперестроечной архитектуры в социальных сетях и научных публикациях. Они считают, что здания капрома незаслуженно обижены критиками. Почему «хороший вкус» - это любовь к модернистским постройкам из стекла и бетона? Нарядные и забавные капромантические дворцы гораздо ближе «к народу», они беззастенчиво демонстрируют стремление к красивой жизни, богатству и разнообразию. И время их безнадежно прошло – едва появившись, они стали достоянием прошлого, как только грянул финансовый кризис 2008 года, отнявший у всего мира веру в стабильно развивающийся капитализм. Пока исследователи и критики ломают копья, а жители городов дают этим постройкам прозвища, мы рассмотрим пять ярких примеров капиталистического романтизма, которые можно любить или ненавидеть, но игнорировать не получится.
Здание ресторана McDonalds в Санкт-Петербурге
Первый Макдональдс в Санкт-Петербурге и одно из первых зданий в стиле капромантизма.
Небольшое здание с башенкой, арками и шпилем, напоминающее средневековую ратушу – это первый «Макдональдс» в Петербурге. Он был открыт у метро «Василеостровская» в 1996 году. Авторы проекта – архитекторы В.Е.Жуков и В.Л.Чулкевич, руководил возведением постройки финский архитектор Хейке Холсти. Прозванный «домиком Барби» за розоватый оттенок, ресторан стал провозвестником архитектурного стиля капиталистической России.
Бизнес-центр «Толстой Сквер»
Здание бизнес-центра сравнивают со Щелкунчиком...
Тринадцатиэтажный бизнес-центр не единожды удостаивался звания «самого уродливого», а многие видят в сочетании круглых окон и стеклянной части фасада лицо сказочного персонажа – Щелкунчика (так его и прозвали – «дом-Щелкунчик»). Отсылки к литературному герою, трагикомическому мальчику-кукле, вполне обоснованы – здание изначально строилось для театра «Лицедеи». Впрочем, кто-то видит в этом строении инфернальный образ из культового фильма «Метрополис»…
...и с образами из фантастических фильмов.
«Толстой Сквер» отличает многообразие деталей, дробность, контрасты форм, объемов и материалов. За проектирование бизнес-центра отвечало знаменитое архитектурное бюро «Студия-17» - архитекторы С. В. Гайкович, М. В. Окунева и М. И. Тимофеева.
«Дом-яйцо» в Москве
Дом-яйцо, примыкающий к другому, восьмиэтажному, зданию.
В Москве существует собственный подвид капиталистического романтизма – «лужковский стиль», связанный, как следует из названия, с тем периодом, когда Юрий Лужков занимал пост мэра Москвы. «Лужковский стиль» эклектичен, сочетает множество декоративных деталей из разных исторических стилей, башенки и шпили соседствуют с облицовкой кафелем, плафонные росписи – с привычно низкими потолками…
Дом-яйцо.
Один из ярких примеров «лужковского стиля» - знаменитый дом-яйцо по проекту архитектора Сергея Ткаченко. Поддержкой проекта занимался и скандально известный галерист Марат Гельман. Ткаченко очень долго пытался продвинуть свою идею – сперва «яйцо» претендовало на роль родильного дома, потом из проекта двенадцатиэтажного здания превратилось в небольшую пристройку на одну семью…
Интерьер дома спроектирован по заказу его нынешнего владельца.
К китчевому интерьеру дома-яйца, впрочем, сам архитектор непричастен и воспринимает рокайльные потолочные росписи как настоящую катастрофу. Дом этот, оборудованный всеми необходимыми коммуникациями, практически не использовался владельцами и неоднократно выставлялся на продажу. В том виде, в котором он возведен, символ «лужковского стиля» для жизни крайне неудобен. Его создатель мечтает о том, что однажды «дом-яйцо» станет маленьким и уютным музеем.
Развлекательный комплекс «Остров мечты»
Фасад Острова мечты.
«Остров мечты» - это крупнейший крытый тематический парк развлечений во всей Европе. Негативные отзывы критиков он снискал еще на этапе строительства, и вовсе не по причине спорных архитектурных решений (хотя в дальнейшем его фасад был внесен блогером Ильей Варламовым в список самых некрасивых зданий). Парк развлечений возведен на территории Нагатинской поймы, и эта «стройка века» стала причиной сокращения популяций и полного исчезновения многих редких видов животных на этой территории. Ранее там планировалось возведение комплекса «Хрустальный остров» Нормана Фостера – архитектора, продвигающего экологичное и ресурсосберегающее строительство.
Вид сверху.
С архитектурной точки зрения парк сочетает в себе историзм с отсылками к средневековой европейской архитектуре и стилю хай-тек. На территории комплекса расположен торговый центр, стилизованный под городскую улицу, и несколько сказочных «миров», спроектированных в духе современной мультипликации, где даже деревья и зеленые насаждения – бутафорские и созданы из пластика или папье-маше.
Центр оперного пения Галины Вишневской
Здание центра Вишневской на Остоженке.
Пожалуй, самый «спокойный» пример капиталистического романтизма, который можно было бы поставить в один ряд с известными образцами европейской постмодернистской архитектуры. Оно спроектировано архитектором М.М. Посохиным. Доминирующий стиль постройки - неоклассицизм в его капромантической интерпретации (чрезмерно детализированный и «приукрашенный», но все же не вычурный).
Зрительный зал.
Интерьер зрительного зала напоминает об итальянской опере, однако выдержан в локальных контрастных цветах и в целом решен минималистично, скорее намекая на общепринятое представление об опере, нежели следуя стереотипам. С точки зрения функциональности центр Вишневской сочетает в себе образовательное учреждение и оперный театр, где также проходят концерты, оперные фестивали и другие мероприятия.
Текст: Софья Егорова.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: