Блог Юрия Хворостова   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен

+1 0
-1 0

Мало кто в России не знает о легендарном Тунгусском метеорите, упавшем в сибирскую тайгу в начале XX века. А вот о гораздо более крупном, Попигайском, слышали точно не многие. Хотя этот метеорит, прилетев на планету примерно 35 млн лет назад, оставил на сибирской земле гигантский кратер диаметром свыше 100 километров. Где упал Попигайский метеорит, в чем особенности его и оставленного им кратера, и почему долгие годы отдельную информацию об этой астропроблеме держали в секрете – обо всем этом подробно в данном материале.

Где находится и когда был обнаружен Попигайский кратер

Свое название кратер диаметром более 100 км и глубиной в 200 м, как и сам метеорит, который его оставил, получили от названия реки и одноименного небольшого сибирского поселения Попигай. Оно находится на границах Красноярского края и Республики Якутия. Центр Попигайской астропроблемы (как часто называют в научных кругах кратер) располагается в 30 км от самого селения, которое является единственным в черте метеоритного кратера.

Река Попигай в метеоритном кратере / Фото: orangesmile.com

Впервые Попигайская котловина была обнаружена и описана исследователем Д. В. Кожевиным еще в 1946 году. Однако тогда никто и не предполагал, что котловина является настоящим ударным метеоритным кратером. Впервые такое предположение после более тщательного изучения было выдвинуто в 1970 году. Все дело в том, что во время анализа почвы, а также голой породы на участке Пестрых скал, ученые нашли следы плавления и дробления породы. А это характерно именно для ударных метеоритных кратеров.

Один из виновников глобального вымирания

Попигайская астропроблема является одним из самых крупных ударных метеоритных кратеров, обнаруженных когда-либо на планете Земля. По величине он делит с кратером Маникуаган в Канаде 4 место в мире. Как показали исследования, Попигайский ударный кратер был образован примерно в одну эпоху с рядом других подобных “углублений”, раскиданных по всей планете: в Европе, США, Канаде и Мексике. Все эти кратеры являются подтверждением метеоритной бомбардировки Земли в период олигоцена.

Один из ударных кратеров эпохи олигоцена / Фото: theconversation.com

Палеонтологи утверждают, что в те времена температура на планете резко понизилась на несколько градусов. Это в свою очередь стало причиной гибели представителей многих видов животного и растительного мира той эпохи. Следовательно, Попигайский метеорит был одним из виновников эоцен-олигоценового вымирания, произошедшего на планете примерно 35 млн лет назад.

В чем уникальность Попигайского ударного кратера

В результате исследований Попигайского ударного кратера геологи и астрофизики пришли к выводу, что метеорит, а точнее астероид, который оставил после себя такой шрам на поверхности планеты, был в разы больше Тунгусского метеорита, взорвавшегося в небе над Сибирью 30 июня 1908 года. Величина Попигайского астероида, а также то обстоятельство, что он, в отличие от Тунгусского, не взорвался в атмосфере, а столкнулся с планетой, дали возможность образоваться в его кратере весьма необычным минералам.

Порода из Попигайского кратера / Фото: siberiantimes.com

Исследования Попигайской астропроблемы показали, что в момент удара метеорита в районе его падения создались весьма уникальные с точки зрения физики условия: температура в точках соприкосновения поднялась до отметки примерно в 4 тысячи градусов Цельсия, а давление в этот же момент составляло 1,5 млн атмосфер. В результате совокупности таких факторов графит, находящийся в горловине кратера, превратился в импактиты – метеоритные алмазы.

Какую особенность Попигайского кратера более 40 лет держали в секрете

После обнаружения 2 обильных месторождений метеоритных алмазов в Попигайском кратере информация о нем перешла в категорию если не “совершенно секретно”, то уж точно “не для общего пользования”. По оценкам экспертов, в месторождении импактитов “Ударное” находится примерно 7 млрд каратов метеоритных алмазов. Еще более обильные запасы этого минерала имеет месторождение “Скальное” – там импактитов, по оценкам геологов, содержится минимум 140 млрд каратов.

Метеоритный алмаз из Попигайского кратера / Фото: en.public-welfare.com

Именно запасы метеоритных алмазов и сделали Попигайский кратер отчасти секретным объектом. Эдаким неприкосновенным запасом технических алмазов. Ведь из-за своей структуры (импактиты тусклые и непрозрачные) метеоритные алмазы не могут использоваться в ювелирной промышленности для изготовления бриллиантов. Однако твердость и абразивные свойства импактитов на порядок выше, чем у природных алмазов. Это делает метеоритные алмазы идеальными для использования в технических целях.

Залежи импактитов в Попигайском кратере были открыты еще в 1971 году. Однако в то время в СССР вовсю строились заводы по производству искусственных абразивных материалов – синтетических алмазов. К тому же труднодоступность территории, а также полное отсутствие любой транспортной инфраструктуры, делало добычу попигайских импактитов абсолютно нерентабельной. Следовательно, разработку месторождений “Скальное” и “Ударное” решили отложить на будущее. А на всякий случай любую информацию о богатствах Попигая постановили засекретить.

Перспективы Попигайского кратера как месторождения импактитов

Лишь в октябре месяце 2012 года информация о том, что в Попигайском ударном кратере находится самое крупное в мире месторождение метеоритных алмазов импактитов, была обнародована широкой публике. В 2013 году место залежей ценного технического минерала посетило несколько научных экспедиций. Ученые подтвердили, что местность богата зювитом – одним из видов горных пород, которая содержит в себе метеоритные алмазы. Так называемые импактиты или лонсдейлиты.

Попигайские метеоритные алмазы / Фото: redice.tv

Ввиду того, что технические алмазы затребованы во многих отраслях современных производств, а также имеют отличные перспективы в будущем, у России все шансы стать мировым лидером по производству этих минералов на довольно длительное время. Ведь по оценкам специалистов, запасов метеоритных алмазов в месторождениях Попигайского кратера хватит на несколько тысячелетий их интенсивной добычи.