Первые европейские мореплаватели много рассказывали о кровожадных папуасах, сделав их в глазах мирового сообщества символом дикости. Когда на исходе 19 века к Новой Гвинее причалил русский путешественник Миклухо-Маклай, он развенчал все стереотипы. Проводя много времени в обществе тамошних племен, он взял на себя инициативу создать на острове дружественное России независимое государство - Папуасский Союз. На стол Александра II лег соответствующий проект о создании в Тихом океане «вольной русской колонии». Почему же после нескольких рассмотрений император наложил резолюцию: «Миклухо-Маклаю отказать»?
Курчавые дикари
Пришедшего с миром Миклухо-Маклая быстро приняли за своего. /Фото: i.pinimg.com
Изначально Новая Гвинея была для Миклухо-Маклая регионом научных интересов. Но побывав на острове, он посмотрел на ситуацию под другим углом. По мнению путешественника, российская колония на отдаленных берегах принесла бы государству пользу. Вернувшись в 1875-м из первой экспедиции, Миклухо-Маклай фонтанировал идеями. Он узнал о планах британцев аннексировать восток Новой Гвинеи, что ему, идейному филантропу, виделось непоправимым уроном для папуасов. Путешественник спешил попросить у российского правительства помощи для сплочения аборигенов и противостояния англичанам.
Послание Николая Николаевича под редакцией канцлера Горчакова доставили ко двору Александра II. Император после некоторых раздумий отклонил авантюрное предложение ученого, поясняя свой отказ удаленностью земель и отсутствием к ним госинтереса. Но истинная причина, скорее всего, лежала в дипломатической осторожности Александра II, не желавшего ухудшать и без того не радужные отношения с британцами. Российский историк А. Плотников солидарен с Миклухо-Маклаем, считая, что у России имелись все основания закрепиться на востоке Новой Гвинеи. Протекторат императора над «Берегом Маклая», по мнению ученого, соответствовал бы международным нормам.
Читать еще:Зачем 2 россиянки дважды ездили к людоедам в Папуа-Новую Гвинею, и чем всё закончилось.
Дружба с экзотическими иностранцами
Миклухо-Маклай сумел выстроить с дикарями дружеские отношения.
Николай Николаевич часто гостил на папуасской земле. И если сначала его манили туда научно-хозяйственные цели, то позже появился и личный интерес. В 1884-м он женился на дочке богатого землевладельца Эмме Робертсон. Ее отец 5 раз был премьер-министром Нового Южного Уэльса. Сыновья Николая Николаевича от этого брака (Владимир-Аллен и Александр-Нильс) ни разу не были на исторической родине своего отца. Они всегда жили в Сиднее.
Даже превратившись в примерного семьянина, Миклухо-Маклай грезил «Городом Солнца» в Папуа. Николай Николаевич понимал, что силами одних только папуасов творить лучшую жизнь не удалось бы. Но ученый рассчитывал на помощь просвещенных русских колонистов, способных облагородить аборигенов до европейского уровня.
В 1886-м Миклухо-Маклай вернулся в Петербург с четкой целью отыскать добровольцев для формирования русской колонии на тихоокеанском острове. Он описывал свою идею красочно и детально. По представлениям путешественника, это территориальное образование не должно было являться колонией в привычном смысле явления — золотым дном для торговцев и промышленников. Колонисты, по задумке ученого, должны были жить исключительно плодами трудов своих рук. Новая модель жизни предусматривала безбедное существование на острове, натуральное хозяйство и изобильную пищу. Отдача от элементарных земледелия, рыбной ловли и охоты могла бы покрывать все основные нужды переселенцев.
Именно этими мечтами Миклухо-Маклай и делился с царем и министерствами, представив детально разработанный и аргументированный проект. А через печать обратился к остальным гражданам. Он рассказал обществу об устройстве управляемых старшинами папуасских колоний. Поведал о принципах получения чистой прибыли от обработки земель, которую можно будет делить между участниками предприятия, исходя из положения и объема труда.
Интересно, что идеи ученого быстро нашли отклик у множества русских. В считанные недели число желающих перевалило за несколько тысяч человек. Среди них были солдаты, матросы, ученые, представители творческой интеллигенции и простой люд. Поддержал в своих письмах Миклухо-Маклая и Лев Николаевич Толстой. Он признавался Николаю Николаевичу, что считает его первым, опытным путем доказавшим: человек везде остается человеком. В общение с себе подобными можно и нужно вступать открытостью, добром и истинами, а не пушками и соблазнами в виде алкоголя. «Истинным мужеством вы доказали человеческие истины, а это так редко встречается в нашем обществе, что люди даже этого не понимают», - подытожил русский классик.
Читать еще:Почему единственная россиянка, живущая среди папуасов на острове Сумба, считает его похожим на СССР.
Отказ императора и трагедия папуасов
Иностранцы не смогли принести мир папуасам. /Фото: img-fotki.yandex.ru
После отклонения императором инициатив Миклухо-Маклая судьба папуасов была предрешена. Остров разделили между собой голландцы, англичане и немцы. Причем последние пробрались на Новую Гвинею под прикрытием доброй славы русского путешественника. Доверенное лицо Германии Отто Финш выдал себя за брата Миклухо-Маклая, скупив под этой маркой плантации и угольную базу. Ослабленное здоровье ученого пошатнули эти новости, и на 41 году жизни он скончался. К 1906 году на остров пришла Австралия, выдавив британцев с англичанами.
Во Вторую мировую Новую Гвинею захватили японцы, а по окончании войны претензии на голландскую территорию влияния выдвинула Индонезия. Австралийцы с голландцами решили создать на острове государство, пообещав его гражданам в перспективе независимость. Однако, как только в 1961-м там завершились выборы и сформировался парламент, Индонезия ввела на часть территории войска. При этом папуасы изгонялись, а их место занимали жители Явы. В ходе той операции погибли до 300 тысяч аборигенов Новой Гвинеи. Признание независимости Австралией в 1975 году охватило только восточную часть острова. Но и это не принесло мир папуасам. Земли бесконечно делили между собой сотни племен, не ведающих о правовых нормах цивилизованной жизни. В конце 20 века там разгорелась очередная кровавая бойня, и сегодня ситуация далека от мирного финала.
А ведь США скупили далеко не только одну Аляску.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: