История и археология   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 1
+1
-1 0
Разное    

От  «потешных» картинок до познавательных иллюстраций

От «потешных» картинок до познавательных иллюстраций

Лубок – народные картинки на популярные сюжеты с поясняющим текстом, в качестве которого могли использоваться пословицы, простеньких стихотворения или небольшие рассказы. Нередко лубочные картинки были намеренно декоративны и даже гротескны. Благодаря своей дешевизне они пользовались огромным спросом даже у беднейших слоёв населения. Рассматривая эти картинки с удивлением замечаешь, что многие из них актуальны и сегодня.



Кот казанский. Автор неизвестен. 1800-е г.

Кот казанский. Автор неизвестен. 1800-е г.


Сегодня точно неизвестно, как и почему назвал эти картинки «лубочными». По одной из версий название картинки получили из-за того, что вырезали их на липовых досках. По другой – картинки эти продавали в офени-коробейники в лубяных коробах. А кто-то утверждает, что название пошло с Лубянки – московской улицы, где жили мастера по изготовлению этих картин. Но так или иначе, именно лубки – народные юмористические картинки, которые продавались на ярмарках с 17-го до начала 20-го веком, считались самым популярным и самым массовым видом художественного творчества на Руси.

Люди дивые, найденные царем Александром Македонским. Москва. Литогр. Андр.Абрамова. 1820-е г.

Люди дивые, найденные царем Александром Македонским. Москва. Литогр. Андр.Абрамова. 1820-е г.


Греческая героиня Бобелина.  Лит. Т-ва И.Д.Сытина., 1839 г.

Греческая героиня Бобелина. Лит. Т-ва И.Д.Сытина., 1839 г.


Картинки продавали в по 1-2 копейки за штуку или партиями по 100 штук по рублю. В Москве лубок можно было купить у стен Кремля – на мосту у Спасских ворот, где вcякий люд толпился с раннего утра и до темна. Для царского обихода «потешные» лиcты продавали в Овощном ряду.

«Наступает Новый год. Сколько новых с ним забот». Москва. Металлогр. П.Шарапова. 1858 г.

«Наступает Новый год. Сколько новых с ним забот». Москва. Металлогр. П.Шарапова. 1858 г.


Не будите молоду Раным рано поутру.  Москва. П.Н.Шарапов. 1863 г.

Не будите молоду Раным рано поутру. Москва. П.Н.Шарапов. 1863 г.


Железная дорога. Мастера (Владимир. губ.). Лит. Голышева. 1874 г.

Железная дорога. Мастера (Владимир. губ.). Лит. Голышева. 1874 г.


Лубок – это оттиск или гравюра, которые получают на бумаге с деревянного клише. Сначала лубочные картинки быть только черно-белыми. Ими украшали боярские хоромы и царские палаты, а уже позже картинки стали цветными, а их производство – массовым.

«Мужик пашенку пахал, Сам на солнышко взирал». Песня. Москва. Литогр. Андр.Абрамова. 1876 г.

«Мужик пашенку пахал, Сам на солнышко взирал». Песня. Москва. Литогр. Андр.Абрамова. 1876 г.


Святой Иоанн Многострадальный. Москва. Литогр. А.Абрамова. 1876 г.

Святой Иоанн Многострадальный. Москва. Литогр. А.Абрамова. 1876 г.


Пантюшка и Сидорка осматривают Москву. Голышевка (Владимир. губ.) Лит. Голышева, 1879 г.

Пантюшка и Сидорка осматривают Москву. Голышевка (Владимир. губ.) Лит. Голышева, 1879 г.


Позже картинки начали раскрашивать. Занимались этим женщины под Владимиром и под Москвой, пользуясь при этом заячьими лапками. Порой такие картинки чем-то напоминали современную раскраску для малышей – торопливую, неумелую, а порой и нелогичную по цвету. Но среди дошедших до нас лубков учёные сегодня выделяют много картинок с неожиданно свежими и неповторимыми сочетаниями.

Взятие Плевны и сдача Осман-паши. Москва. Хромо-Лит. В.В.Пономарева. 1881 г.

Взятие Плевны и сдача Осман-паши. Москва. Хромо-Лит. В.В.Пономарева. 1881 г.


 Конек горбунок. Москва. Хромолитография А.А. Абрамова. 1885 г.

Конек горбунок. Москва. Хромолитография А.А. Абрамова. 1885 г.


А.Н. Островский. Москва. Хромолитография И.Д. Сытина и Ко. 1888 г.

А.Н. Островский. Москва. Хромолитография И.Д. Сытина и Ко. 1888 г.


Если представители высших слоёв общества относились к лубку несерьёзно и отказывались признавать эти картинки искусством, у крестьянского люда они пользовались огромной популярность. Хотя иногда мастера простолюдины-самоучки рисовали их на самой дешёвой серой бумаге. В те далёкие времена о бережном сохранении лубков никто не заботился – никому и в голову не приходило, что через пару столетий эти картинки будут считать шедеврами русской народной живописи. Современные же искусствоведы считают, что лубок вобрал в себя и историю древней Руси, и народный юмор, и природный талант русского народа. В них истоки и красочной литературной иллюстративности, и живой карикатуры.

1888 г.
Жуковский. Его стихов пленительная сладость пройдет веков завистливую дань...  Москва. Хромолитография И.Д. Сытина и Ко.

Жуковский. Его стихов пленительная сладость пройдет веков завистливую дань... Москва. Хромолитография И.Д. Сытина и Ко.


«Во лузях, во лузях, Во лузях, зеленых лузях!». Песня. Москва. Лит. Т-ва И.Д.Сытина. 1894 г.

«Во лузях, во лузях, Во лузях, зеленых лузях!». Песня. Москва. Лит. Т-ва И.Д.Сытина. 1894 г.


Сильный, славный и храбрый богатырь Иван Царевич. Москва. Лит. Т-ва И.Д.Сытина. 1894 г.

Сильный, славный и храбрый богатырь Иван Царевич. Москва. Лит. Т-ва И.Д.Сытина. 1894 г.


Шло время, и технология изготовления лубка существенно изменилась. В 19-ом веке рисунки делали уже не на дереве, а на металлических пластинах. Это позволило лубочных дел мастерам изготавливать более тонкие и изящные картины. Стала богаче и гораздо более яркий цветовая гамма «потешных» картинок.

«Засвисталы казаченьки в поход з полуночы». Москва Лит. Т-ва И.Д.Сытина. 1895 г.

«Засвисталы казаченьки в поход з полуночы». Москва Лит. Т-ва И.Д.Сытина. 1895 г.


Вверх по Волге с Нижня-города. Москва. Лит. Т-ва И.Д.Сытина. 1896 г.

Вверх по Волге с Нижня-города. Москва. Лит. Т-ва И.Д.Сытина. 1896 г.


Песни А.В. Кольцова. Москва. Литография Т-ва И.Д. Сытина. 1900-е г.

Песни А.В. Кольцова. Москва. Литография Т-ва И.Д. Сытина. 1900-е г.


Лубочные картинки на протяжении долгого времени были главной духовной пищей для простого народа, источником новости (поскольку газет быть критически мало) и знаний. А лубок стоил не дорого и распространялся по всей стране, несмотря на огромные российские расстояния. На лубке можно было найти и картинки околонаучной тематики, и сатирические сочинения, и виды городов с описанием, и арифметику, и буквари, и хиромантию с космографией. Популярны были и календари с полезной бытовой информацией.

Сцены из сочинений Н.В. Гоголя в память 50-летия со дня его смерти.Москва . Хромолитография М.Т. Соловьева. 1901 г

Сцены из сочинений Н.В. Гоголя в память 50-летия со дня его смерти.Москва . Хромолитография М.Т. Соловьева. 1901 г


Из сочинений Гоголя. Памяти Гоголя. Лежит он в мраке холодной могилы и спит непробудным, таинственным сном. Москва. Литография Т-ва И.Д. Сытина и Ко. 1902 г.

Из сочинений Гоголя. Памяти Гоголя. Лежит он в мраке холодной могилы и спит непробудным, таинственным сном. Москва. Литография Т-ва И.Д. Сытина и Ко. 1902 г.


Упадок лубка начался в конце 19-го века, когда появилось фабричное производство картинок.

Н.А. Некрасов. Москва. Литография Т-ва И.Д. Сытина и Ко. Москва. Литография Т-ва И.Д. Сытина и Ко. 1902 г.

Н.А. Некрасов. Москва. Литография Т-ва И.Д. Сытина и Ко. Москва. Литография Т-ва И.Д. Сытина и Ко. 1902 г.


ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ
У Владимира Ивановича Даля, автора «Толкового словаря живого великорусского языка», была самая большая коллекция лубка. В его коллекции были все без исключения вышедшего в тому времени.


Для тех, кого заинтересовала тема русского лубка, мы подготовили продолжение - «русские народные картинки», изданные в XIX веке. Особое внимание стоит обратить на тексты.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








25354
27.02.2016 23:01
В закладки
Версия для печати




Смотрите также