От «потешных» картинок до познавательных иллюстраций
Лубок – народные картинки на популярные сюжеты с поясняющим текстом, в качестве которого могли использоваться пословицы, простеньких стихотворения или небольшие рассказы. Нередко лубочные картинки были намеренно декоративны и даже гротескны. Благодаря своей дешевизне они пользовались огромным спросом даже у беднейших слоёв населения. Рассматривая эти картинки с удивлением замечаешь, что многие из них актуальны и сегодня.
Кот казанский. Автор неизвестен. 1800-е г.
Сегодня точно неизвестно, как и почему назвал эти картинки «лубочными». По одной из версий название картинки получили из-за того, что вырезали их на липовых досках. По другой – картинки эти продавали в офени-коробейники в лубяных коробах. А кто-то утверждает, что название пошло с Лубянки – московской улицы, где жили мастера по изготовлению этих картин. Но так или иначе, именно лубки – народные юмористические картинки, которые продавались на ярмарках с 17-го до начала 20-го веком, считались самым популярным и самым массовым видом художественного творчества на Руси.
Люди дивые, найденные царем Александром Македонским. Москва. Литогр. Андр.Абрамова. 1820-е г.
Греческая героиня Бобелина. Лит. Т-ва И.Д.Сытина., 1839 г.
Картинки продавали в по 1-2 копейки за штуку или партиями по 100 штук по рублю. В Москве лубок можно было купить у стен Кремля – на мосту у Спасских ворот, где вcякий люд толпился с раннего утра и до темна. Для царского обихода «потешные» лиcты продавали в Овощном ряду.
«Наступает Новый год. Сколько новых с ним забот». Москва. Металлогр. П.Шарапова. 1858 г.
Не будите молоду Раным рано поутру. Москва. П.Н.Шарапов. 1863 г.
Железная дорога. Мастера (Владимир. губ.). Лит. Голышева. 1874 г.
Лубок – это оттиск или гравюра, которые получают на бумаге с деревянного клише. Сначала лубочные картинки быть только черно-белыми. Ими украшали боярские хоромы и царские палаты, а уже позже картинки стали цветными, а их производство – массовым.
«Мужик пашенку пахал, Сам на солнышко взирал». Песня. Москва. Литогр. Андр.Абрамова. 1876 г.
Святой Иоанн Многострадальный. Москва. Литогр. А.Абрамова. 1876 г.
Пантюшка и Сидорка осматривают Москву. Голышевка (Владимир. губ.) Лит. Голышева, 1879 г.
Позже картинки начали раскрашивать. Занимались этим женщины под Владимиром и под Москвой, пользуясь при этом заячьими лапками. Порой такие картинки чем-то напоминали современную раскраску для малышей – торопливую, неумелую, а порой и нелогичную по цвету. Но среди дошедших до нас лубков учёные сегодня выделяют много картинок с неожиданно свежими и неповторимыми сочетаниями.
Взятие Плевны и сдача Осман-паши. Москва. Хромо-Лит. В.В.Пономарева. 1881 г.
Конек горбунок. Москва. Хромолитография А.А. Абрамова. 1885 г.
А.Н. Островский. Москва. Хромолитография И.Д. Сытина и Ко. 1888 г.
Если представители высших слоёв общества относились к лубку несерьёзно и отказывались признавать эти картинки искусством, у крестьянского люда они пользовались огромной популярность. Хотя иногда мастера простолюдины-самоучки рисовали их на самой дешёвой серой бумаге. В те далёкие времена о бережном сохранении лубков никто не заботился – никому и в голову не приходило, что через пару столетий эти картинки будут считать шедеврами русской народной живописи. Современные же искусствоведы считают, что лубок вобрал в себя и историю древней Руси, и народный юмор, и природный талант русского народа. В них истоки и красочной литературной иллюстративности, и живой карикатуры.
1888 г.
Жуковский. Его стихов пленительная сладость пройдет веков завистливую дань... Москва. Хромолитография И.Д. Сытина и Ко.
«Во лузях, во лузях, Во лузях, зеленых лузях!». Песня. Москва. Лит. Т-ва И.Д.Сытина. 1894 г.
Сильный, славный и храбрый богатырь Иван Царевич. Москва. Лит. Т-ва И.Д.Сытина. 1894 г.
Шло время, и технология изготовления лубка существенно изменилась. В 19-ом веке рисунки делали уже не на дереве, а на металлических пластинах. Это позволило лубочных дел мастерам изготавливать более тонкие и изящные картины. Стала богаче и гораздо более яркий цветовая гамма «потешных» картинок.
«Засвисталы казаченьки в поход з полуночы». Москва Лит. Т-ва И.Д.Сытина. 1895 г.
Вверх по Волге с Нижня-города. Москва. Лит. Т-ва И.Д.Сытина. 1896 г.
Песни А.В. Кольцова. Москва. Литография Т-ва И.Д. Сытина. 1900-е г.
Лубочные картинки на протяжении долгого времени были главной духовной пищей для простого народа, источником новости (поскольку газет быть критически мало) и знаний. А лубок стоил не дорого и распространялся по всей стране, несмотря на огромные российские расстояния. На лубке можно было найти и картинки околонаучной тематики, и сатирические сочинения, и виды городов с описанием, и арифметику, и буквари, и хиромантию с космографией. Популярны были и календари с полезной бытовой информацией.
Сцены из сочинений Н.В. Гоголя в память 50-летия со дня его смерти.Москва . Хромолитография М.Т. Соловьева. 1901 г
Из сочинений Гоголя. Памяти Гоголя. Лежит он в мраке холодной могилы и спит непробудным, таинственным сном. Москва. Литография Т-ва И.Д. Сытина и Ко. 1902 г.
Упадок лубка начался в конце 19-го века, когда появилось фабричное производство картинок.
Н.А. Некрасов. Москва. Литография Т-ва И.Д. Сытина и Ко. Москва. Литография Т-ва И.Д. Сытина и Ко. 1902 г.
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ
У Владимира Ивановича Даля, автора «Толкового словаря живого великорусского языка», была самая большая коллекция лубка. В его коллекции были все без исключения вышедшего в тому времени.
Для тех, кого заинтересовала тема русского лубка, мы подготовили продолжение - «русские народные картинки», изданные в XIX веке. Особое внимание стоит обратить на тексты.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: