Н.С. Гончарова - двоюродная правнучка Н.Н. Гончаровой.
Рассматривая творчество Натальи Сергеевны Гончаровой - художницы-авангардистки, представительницы движения "лучистов", флагмана русского модернизма, скульптора и декоратора, невольно задаешься вопросом: "А выкладывали бы коллекционеры живописи такие баснословные суммы денег за примитивные работы художницы, если бы ее не окружали публичные скандалы и аресты картин прямо в выставочных залах?" Думается, вряд ли... А обвиняла ее церковь за неординарное решение церковных сюжетов, а общественность - за пропаганду порно.
Наталья Гончарова - русская художница- авангардистка.
Работы Гончаровой очень далеки от экстравагантных работ авангардистов того времени, а куда более близки к примитивизму и реализму, что не позволяет их считать действительно авангардистскими. Однако огромный пиар вокруг творчества художницы раздули люди, имеющие в своих собраниях произведения Натальи Сергеевны. И весьма любопытно то, что в 2011 году вдруг выяснилось - более 300 картин, приписываемых Гончаровой, являются подделками. И тут возникает очередной вопрос: "Кто же так столь неистово продвигает Гончарову уже после её смерти?"
«Цветы».(1912). Автор: Наталья Гончарова.
Но как бы там ни было Гончарова на сегодняшний день является известной во всем мире художницей, картины которой продаются по невероятно баснословным ценам на арт-рынке. Согласно статистике ее работа "Цветы" (1912) была продана на аукционе Christie’s в 2008 году более чем за 10,9 миллионов долларов, полотно "Испанка"(1916) в 2010 году - за $10,7 млн, а "Сбор яблок"(1909) в 2007 году - за $ 9,8 млн.
Личное дело
Наталья Гончарова - русская художница- авангардистка.
Наталья Гончарова (1881-1962) - дочь московского архитектора Сергея Михайловича Гончарова, принадлежащего к дворянскому роду; двоюродная правнучка жены А.С. Пушкина Натальи Гончаровой.
«Автопортрет с желтыми лилиями». Автор: Наталья Гончарова.
Проведя детство в деревне, позже всегда будет жалеть, что всю жизнь ей довелось прожить в крупных городах в то время как предпочла бы сельский быт. Ведь в будущем художницу будет всегда привлекать тематика крестьянства. Она всю жизнь, стремясь познать сущность творчества народа, коллекционировала лубок, каменных баб.
«Бабы с граблями» (1907). Автор: Наталья Гончарова.
«Хоровод». Автор: Наталья Гончарова.
Гимназию Наталья окончила с серебряной медалью, затем 3 дня проучилась на медицинских курсах и пол года на историческом факультете прежде чем нашла свое призвание. В 1901 году в статусе вольнослушателя Гончарова поступила в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на отделение скульптуры. Там и познакомилась со своим будущим мужем М.Ф.Ларионовым. Именно он посоветовал ей не тратить время на скульптуру и заняться живописью. «Откройте глаза на свои глаза. У вас талант к цвету, а вы занимаетесь формой», — сказал он. И Наталья перешла на живописное отделение, где ее наставником стал Константин Коровин, но скульптуру она также не оставила.
«Велосипедист» (1913). Автор: Наталия Гончарова.
В 1909 году Наталья Гончарова перестала вносить оплату за своё обучение, за что была отчислена. Однако уже к этому времени она начала продавать свои картины и вести преподавательскую деятельность в Студии живописи и рисунка, а также выставляться на художественных выставках.
«Соблазнительные картины» Наталии Гончаровой: слева — «Обнаженная негритянка», справа — «Натурщица с закинутыми за голову руками (на синем фоне)».
Первая персональная выставка Гончаровой в 1910 году, где было представлено 22 ее полотна, продлилась чуть дольше суток. Несколько представленных работ в жанре ню были изъяты полицией, а экспозиция закрыта. Самой же художнице предъявили обвинение в распространении порнографии, но позже в суде ее оправдали. Больше в этом жанре Наталья не работала никогда.
«Дева на драконе». Автор: Наталья Гончарова.
Сложно было понять почему так ополчились против Гончаровой, но по всей вероятности одна из причин была в том, что для женщин-художниц в то время существовало негласное табу, ограничивающие возможности работы над обнаженной натурой.
Наталья разрушила стереотипы «женского» поведения не только в живописи, но и в жизни: ходила в рубахах, больше напоминавших рабочую одежду, брюках и кепке, снялась в футуристическом фильме «Драма в кабаре № 13» с обнаженной грудью.
«Старец с семью звездами». (Апокалипсис). (1910). Автор: Наталья Гончарова.
Через год на одной из выставок "Бубнового валета", было конфисковано еще одно полотно Гончаровой - "Бог плодородия". А еще через год православная церковь выступила с официальным запретом цикла работ "Евангелисты" на выставке "Ослиный хвост" - официальным предлогом для запрета выступило то, что сюжеты картин не соответствовали названию выставки.
«Распятие». Автор: Наталья Гончарова.
В 1914 году организаторы открывая выставку художницы уже заранее согласовали список экспонируемых работ Гончаровой. Однако не пройдет и двух дней как появится анонимный отзыв, осуждающий использование авангардистских техник для изображения религиозных сюжетов.
«Отец, Сын и Святой Дух». Автор: Наталья Гончарова.
Безусловно снова разразился скандал, и духовенство требовало немедленного закрытия выставки. Но в этот раз за молодую художницу заступились граф И.И. Толстой, вице-президент Академии художеств Николай Врангель и художник Мстислав Добужинский. И духовным сановникам пришлось отступить. Синод, вынес вердикт, что мол художница "возрождает технику древних византийских мастеров" и скандал замялся сам собой.
«Рождество Христово». Автор: Наталья Гончарова.
Большинство экспозиций Гончаровой провоцировали агрессию со стороны прессы, цензуры или оскорбленной общественности. Отец художницы выступая в защиту дочери написал открытое письмо в газету, в котором негодовал: «Ужели вы не видите в этих изображениях живого духа - духа творчества и духа исканий, не найденного еще почти никем?».
«Портрет Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова». Автор: Наталья Гончарова.
В 1915 году, спустя год после своего последнего столкновения с цензурой, Наталья Гончарова вместе с мужем Михаилом Ларионовым по приглашению Сергея Дягилева ненадолго переехали во Францию для работы над Русскими сезонами, однако в итоге художники решили остаться жить во Франции. Позже вернуться в Россию им помешала революция.
Н.С. Гончарова и М.Ф.Ларионов в Париже.
Они поселились в Латинском квартале Парижа, где любил бывать весь цвет русской эмиграции. Гончарова и Ларионов устраивали благотворительные балы для начинающих живописцев. В их доме часто бывали Николай Гумилёв и Марина Цветаева.
«Павлин под ярким солнцем». Автор: Наталья Гончарова.
«Сухоцвет». Автор: Наталья Гончарова.
В 50-х годах Гончарова очень много работала, её циклы «Павлины», «Магнолии», «Колючие цветы» говорят о ней как о зрелом живописце. Особенно любопытно то, что она творила в весьма широком диапазоне. Да и вообще создается такое впечатление, что она творила вообще во всех стилях.
«Весна. Белые испанки». Автор: Наталья Гончарова.
«Испанка с веером». Автор: Наталья Гончарова.
А в 60-х произошло возрождение широкого интереса к искусству Ларионова и Гончаровой, их выставки прошли во многих странах и городах Европы и Америки. Скончалась художница в Париже в 1962 году.
Наталия Гончарова с Михаилом Ларионовым. 1956 г
Однако по прошествии 100 лет творчество Гончаровой по-прежнему вызывает споры у церковников, которые и по сей день недовольны "дескарализацией символов", обвиняют художницу в откровенном эпатаже, "декоративности без наполнения" и тому подобное.
Иконография Н. Гончаровой.
Отчасти в этом есть доля правды, так как Гончарова очень любила народное творчество, наивное искусство и примитивизм и была всю жизнь в поиске. Ведь в этом и заключена суть профессии художника - реализовывать темы через художественные способы.
В начале XX века не только Гончарова проходила путь творческого становления, а и дива арт-деко Тамара Лемпицки, еще при жизни благодаря своей живописи, сумевшая стать миллионершей.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: