Современное искусство   RSS-трансляция Читать в FaceBook Читать в Twitter Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Наш блог в Instagram Наш канал в Яндекс Дзен




+1 0
0
-1 0
Арт    



Ричард Дибенкорн был современным американским мастером середины-конца двадцатого века, который переключался между различными стилями искусства. Прожив большую часть своей жизни в Калифорнии вне мейнстрима нью-йоркской арт-сцены, он стал пионером своего собственного направления жестового абстрактного экспрессионизма. В последние годы жизни Ричард по-настоящему закрепил своё место в истории благодаря своей легендарной серии «Оушен-парк», великолепному собранию работ, посвящённых передаче уникального света и духа Калифорнии с помощью мерцающих цветов и минималистской абстракции.


Краткая биография


Ричард Дибенкорн — американский художник-абстракционист, представитель второго поколения абстрактного экспрессионизма.

Ричард Дибенкорн — американский художник-абстракционист, представитель второго поколения абстрактного экспрессионизма.


Ричард родился в Портленде, штат Орегон, в 1922 году. Однако всего два года спустя семья переехала в Сан-Франциско. Переезд в Калифорнию сыграл немаловажную роль в жизни художника, сформировав и оказав влияние на его творческий путь. В 1940 году он продолжил обучение в Стэнфордском университете, открыв для себя удивительный и многогранный мир искусства, учась у Виктора Арнаутова и Даниэля Менделовица.

Последний однажды повёл своего многообещающего ученика на экскурсию в дом Сары Стайн, невестки Гертруды Стайн. Именно там Ричард увидел работы Поля Сезанна, Пабло Пикассо и Анри Матисса; это раннее знакомство с европейским модернизмом открыло двери, которые продолжали манить в будущем. В июне 1943 года Дибенкорн женился на студентке Стэнфорда Филлис Гилман; у них родилось двое детей, Гретхен и Кристофер.

Ричард в студии. \ Фото: diebenkorn.org.

Ричард в студии. \ Фото: diebenkorn.org.


Ричард служил в Корпусе морской пехоты США с 1943 по 1945 год. Находясь в Куантико, штат Вирджиния, он посетил ряд важных коллекций современного искусства, включая Музей современного искусства в Нью-Йорке, коллекцию Галлатина в Филадельфийском музее искусств и коллекцию Филлипса в Вашингтоне, округ Колумбия. Он впитал влияние Сезанна, Хулио Гонсалеса, Пола Клее, Жоана Миро и других знаменитых художников. За это время он создал репрезентативные наброски, которые продолжатся, когда он будет находиться в Южной Калифорнии и на Гавайях, и которые составляют его работу «военного времени».

Слева направо: Альбукерке № 8, Ричард Дибенкорн, 1951 год. \ Без названия, Ричард Дибенкорн, 1946 год.

Слева направо: Альбукерке № 8, Ричард Дибенкорн, 1951 год. \ Без названия, Ричард Дибенкорн, 1946 год.


Вернувшись с военной службы в Сан-Франциско в 1946 году, он воспользовался биллем о правах, чтобы учиться в Калифорнийской школе изящных искусств. Там он встретил многих влиятельных современников, которые остались друзьями и коллегами по творчеству, а также Дэвида Парка, который оказал на него особенно важное влияние. В 1946 году он получил стипендию Альберта Бендера, позволившую ему провести почти год в Вудстоке, штат Нью-Йорк, в среде, где серьёзные художники-абстракционисты находили свои экспериментальные пути. В Нью-Йорке он впервые встретился с Уильямом Базиотисом и Брэдли Уокером Томлином.

Ричард и его жена вернулись в Сан-Франциско в 1947 году; они поселились в Саусалито, и художник стал преподавателем Калифорнийской школы изящных искусств. Его первая персональная выставка состоялась в Калифорнийском дворце Почётного легиона в 1948 году. В 1949 году он получил степень бакалавра в Стэнфорде.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Как африканские абстракции попали в Белый дом: Любимая художница президента Обамы Альма Томас >>

Творческий путь


Без названия (Стол фокусника), Ричард Дибенкорн, 1947 год. \ Фото: crockerart.org.

Без названия (Стол фокусника), Ричард Дибенкорн, 1947 год. \ Фото: crockerart.org.


На ранних этапах своей карьеры Ричард был странствующим скитальцем, много путешествовал и черпал вдохновение в самых разных местах. На протяжении пятидесятых-шестидесятых годов он странствовал по Соединённым Штатам, посещая различные места в течение коротких или длительных периодов путешествий. Среди его многочисленных пит-стопов были Вирджиния, Сан-Франциско, Нью-Йорк, Альбукерке, Иллинойс, Беркли и Восточная Европа. Путешествия расширили его кругозор и позволили ему узнать об искусстве с самых разных культурных точек зрения.

В 1950 году Ричард поступил в Университет Нью-Мексико в Альбукерке. Он и его семья оставались в Альбукерке в течение двух с половиной лет; в середине своего пребывания там он представил цикл картин в качестве своей магистерской выставки. Ричард объединил влияние пейзажа и личный каллиграфический язык в художественный стиль, который развивался во множестве направлений и идеи которого разветвлялись практически во всех его работах в последующие периоды. В это время он установил свою пожизненную привычку работать одновременно в крупномасштабных картинах маслом на бумаге.

Беркли, № 23, Ричард Дибенкорн, 1955 год. \ Фото: i.pinimg.com.

Беркли, № 23, Ричард Дибенкорн, 1955 год. \ Фото: i.pinimg.com.


Первое глубокое знакомство Дибенкорна с творчеством Анри Матисса произошло летом 1952 года, когда он увидел ретроспективную выставку, организованную Альфредом Барром для Музея современного искусства в Нью-Йорке, в Муниципальной художественной галерее в Лос-Анджелесе. Осенью того же года он переехал со своей семьёй в Урбану, штат Иллинойс, приняв должность преподавателя в Университете Иллинойса. Работа, выполненная в то время, известная как «Urbana period», характеризуется продолжением его тонкого абстрактно-каллиграфического стиля, но с более богатой, интенсивной палитрой.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Чем покорили мир картины самой смелой финнской художницы-новатора XIX века: Эллен Теслефф >>

Работа и вдохновение


Беркли № 32, Ричард Дибенкорн, 1955 год. \ Фото: i.pinimg.com.

Беркли № 32, Ричард Дибенкорн, 1955 год. \ Фото: i.pinimg.com.


Летом 1953 года Ричард посетил Нью-Йорк, где, среди многих других художников, он впервые встретился с Францем Клайном. В сентябре он вернулся со своей семьёй в Беркли, поселившись там на несколько лет. Картины и рисунки «периода Беркли» утвердили художника как абстракциониста необычайной авторитетности и глубины. В конце 1955 года он вступил на путь, который резко отличался от его продолжительного раннего абстрактного периода: Ричард начал работать в репрезентативном режиме, рисуя пейзажи, этюды и натюрморты.

Некоторые из его натюрмортов и картин являются одними из самых самобытных и восхитительных в искусстве двадцатого века. Но именно большие фигуративные и пейзажные картины этого периода (1956-67) привлекли к его работам большую аудиторию. В марте 1956 года у него состоялась первая из девяти выставок в галерее Пойндекстера в Нью-Йорке; они были должным образом отмечены художественным истеблишментом Восточного побережья и помогли укрепить его национальную репутацию.

Жёлтое крыльцо, Ричард Дибенкорн, 1961. \ Фото: i.pinimg.com.

Жёлтое крыльцо, Ричард Дибенкорн, 1961. \ Фото: i.pinimg.com.


Он оставил преподавательскую деятельность в Художественном институте Сан-Франциско и поступил на постоянную работу в Стэнфордский университет, где создал особенно концентрированную и лирическую группу рисунков фигур. В 1964 году Ричард был приглашён посетить Советский Союз по гранту Государственного департамента США по культурному обмену. Во время этой (несколько мучительной) поездки он смог увидеть великие картины Матисса в Эрмитаже в Ленинграде и Пушкинском музее в Москве, которые десятилетиями были недоступны для большинства стран мира.

В шестьдесят пятом году он приступил к поздним фигуративным работам, характеризующимся относительно плоскими цветовыми участками, геометрическими композициями, а иногда и меньшими участками декоративного рисунка. В следующем году он увидел ретроспективу Матисса в художественной галерее Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, которая включала вид на Собор Парижской Богоматери и открытое окно Коллиура.

Слева направо:  Оушен-парк № 116, Ричард Дибенкорн, 1979 год. \ Женщина в профиль, Ричард Дибенкорн, 1958 год.

Слева направо: Оушен-парк № 116, Ричард Дибенкорн, 1979 год. \ Женщина в профиль, Ричард Дибенкорн, 1958 год.


Частые путешествия на самолёте позволили Дибенкорну увидеть пейзажи с высоты птичьего полёта, и эти виды с воздуха стали отправной точкой для его ранних абстрактных экспрессионистских картин. Сухие пустынные пейзажи Нью-Мексико были особенно сильным источником вдохновения, повлияв на охристую и красную цветовые гаммы его творчества в пятидесятых годах. В скором времени Ричард поселился на более длительный период в Беркли, где он оставался с 1955 по 1966 год, этап в его искусстве и жизни, который теперь называют периодом Беркли, когда он написал несколько своих самых знаменитых ранних абстрактных картин с богатыми, глубокими и звучными цветовыми гаммами.

Оушен-парк № 43, Ричард Дибенкорн, 1971 год. \ Фото: i.pinimg.com.

Оушен-парк № 43, Ричард Дибенкорн, 1971 год. \ Фото: i.pinimg.com.


На протяжении большей части своей зрелой карьеры Ричард переходил от фигурации к абстракции, иногда объединяя два стиля в единый образ. В шестидесятых годах Дибенкорн стал профессором искусства в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе и надолго поселился в Санта-Монике. Работая здесь, он стал ведущей фигурой фигуративного движения в районе залива, которое отвергло нью-йоркский абстрактный экспрессионизм ради возвращения к фигуративной живописи. Однако ему удалось сохранить ту же спонтанную свободу, что и его ранние абстрактные картины, даже тогда, когда он обращался к более традиционным, фигуративным сюжетам.

Наследие


Череп, Ричард Дибенкорн, 1992 год. \ Фото: bing.com.

Череп, Ричард Дибенкорн, 1992 год. \ Фото: bing.com.


В то время как Ричард прошёл через различные успешные этапы в своей карьере от начала до середины, безусловно, самый знаменитый этап его творчества пришёлся на зрелые годы, когда в период с 1967 по 1988 год была выпущена серия «Ocean Park». Основанная на видах из студии Дибенкорна в районе Оушен-парк в Санта-Монике, эта ослепительная серия монументальных картин передаёт мерцающий свет и атмосферу Калифорнии. Дибенкорн перешёл на смелый новый язык сдержанной, минимальной абстракции с этой прорывной серией, играя с тем, как прямые, геометрические линии и прозрачные завесы цвета могут быть организованы, чтобы вызвать ощущения места, памяти и пережитого опыта.

В восьмидесятых годах Ричард временно сменил направление, создав довольно эксцентричную группу работ на бумаге, известную как рисунки «Трефы и пики». Когда они были показаны в Knoedler, критики были несколько озадачены; однако со временем эти изображения стали одними из самых высоко ценимых его работ. Они были вдохновлены пожизненным интересом художника к геральдическим образам, и их исследования формы вновь появятся в изменённом виде в самом конце его жизни.

Интерьер с видом на океан, Ричард Дибенкорн. \ Фото: google.com.

Интерьер с видом на океан, Ричард Дибенкорн. \ Фото: google.com.


В конце 1988 года, продолжавшаяся в качестве передвижной выставки в течение 1989 года, работы Дибенкорна на бумаге были организованы в крупную выставку и книгу куратором Музея современного искусства Джоном Элдерфилдом. Это стало знаковым событием для художника и его публики, включая, как и прежде, весь диапазон его стилистического путешествия вплоть до конца восьмидесятых.

Весной 1988 года Ричард и его жена переехали из Санта-Моники в Хилдсбург, штат Калифорния, в сельский дом недалеко от Рашен-Ривер с видом на виноградники и склоны холмов, поросших кустарником и дубами. В своей студии в Хилдсбурге он работал в основном в небольших масштабах, создавая одни из самых похожих на драгоценные камни, причудливо декоративных и идеально выполненных работ в своей жизни. Несмотря на то, что большую часть своего пребывания в Хилдсбурге он испытывал серьёзные проблемы со здоровьем, он смог продолжить своё неустанное исследование формы, цвета и поэтической метафоры.Р ичард Дибенкорн умер в Беркли в марте 1993 года.

В следующей статье можно узнать о том, что же хранится в Музее современного искусства и почему большая часть картин производит двоякое впечатление.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:










1750
1.01.2023 21:10
В закладки
Версия для печати





Смотрите также