Митя Козельский считался предшественником Распутина и не без оснований воспринимал Григория как соперника. Когда Распутин также обрел доступ к царю, Козельский увидел угрозу своему положению. Но в борьбе за влияние на царские особы потерпел поражение и исчез из поля зрения. Его судьба оказалась столь же незавидной, как и участь Григория Распутина. Только последний пал жертвой интриг и заговоров при дворе, а Митя не вернулся с Соловков.
Ранние годы и жизнь в Оптиной Пустыни
Монастырь Оптина Пустынь. / Фото: www.tulapalomnik71.ru
Дмитрия Попова, родившегося около 1865 года в окрестностях Калуги, называют первым конкурентом Григория Распутина. Французский посол Палеолог описывал Попова как человека с физическими увечьями и умственными проблемами, выражающего свои мысли неясными звуками и жестами. Да, мальчик родился инвалидом. У Мити были нездоровые ноги, горбатая спина, он страдал припадками, похожими на эпилепсию, зрение у него было настолько слабым, что перемещался исключительно с помощью поводыря, с трудом воспринимал звуки. Во время ходьбы опирался на посох. Митя носил одежду, напоминающую монашескую рясу, длинные, всегда распущенные волосы и предпочитал обходиться без обуви, как в летнюю пору, так и в зимнюю стужу.
Отвергнутый родителями, Попов нашел приют в Оптиной Пустыни Козельского уезда Калужской губернии, потому и получил прозвище Козельский. Монахи заметили, что в определенных состояниях он испытывал странные приступы, во время которых умудрялся предсказывать будущее. Но для понимания его пророчеств требовался человек, понимающий передаваемые знаки, переводчик. Такой помощник нашелся: им стал псаломщик из села Гоево, Елпидифор Кананыкин. Он утверждал, что ключ к разгадке звуков, издаваемых Поповым, был открыт ему во время молитвы перед иконой Николая-чудотворца. Проверить это было невозможно, и людям оставалось только принять слова псаломщика на веру.
Попов и Кананыкин стали неразлучны. С помощью псаломщика, как утверждает Вадим Телицын в своей книге "Григорий Распутин", Митя Козельский предсказал пожар в церкви. Также через Кананыкина он обещал княгине Абамелик-Лазаревой, что она родит сына. И оба предсказания сбылись, что вызвало удивление у окружающих.
Слава о Мите Козельском постепенно распространилась по всей округе. Люди, желающие верить в чудо, видели божественное откровение в его жестах, выражении лица, даже в его мычании. Его стали называть провидцем, так как этот человек мог предсказывать события. Причем серьезные, например, падение Порт-Артура.
В 1901 году Козельский приехал в Кронштадт и встретился с известным проповедником отцом Иваном Кронштадтским. В следующем году он был представлен духовнику царской семьи, архимандриту Феофану. Тот, в свою очередь, представил Митю великой княгине Марии Николаевне, известной своей любовью к мистике и тайнам. Популярность Мити в высшем обществе быстро нарастала. Это отмечала в своих дневниках Матрена, дочь Распутина.
В 1906 году Козельского приняли в царском дворце, о чем император сделал отметку в своем дневнике. Этот странный человек, которого невозможно было понять без переводчика, пользовался доверием Николая II и императрицы.
Соперничество с Распутиным
Григорий Распутин в царской семье. / Фото: www.russia4arab.com
Александра Федоровна, жена Николая II, мечтала о рождении долгожданного наследника. Именно поэтому она терпела “пророческие сеансы” Митьки долгое время: женщина таила надежду узнать, когда же родится сын. Ее очень пугали ужасные крики юродивого во время приступов провидения, от которых ей не раз становилось плохо. Но она всегда с нетерпением ждала перевода его слов от Кананыкина. Однако спутник Козельского давал расплывчатые ответы, типа: “Кто-то родится, но кто — неизвестно”. И хотя припадки Мити вызывали сильный страх у императрицы, Кананыкин намеренно откладывал момент прощания с семьей Николая II.
Время бежало. Несколько месяцев царица наблюдала за припадками Митюшки, с тревогой выпытывая у Кананыкина подробности о пророчествах юродивого. Закончилось все плохо: после одного из “сеансов” у императрицы произошел выкидыш, что поставило точку в придворной карьере козельского юродивого. А Митька (или, что более вероятно, Елпидифор Кананыкин), желал стать бессменным придворным предсказателем и не хотел никуда уезжать.
Но составить конкуренцию Григорию Распутину ему не удалось. Как указывает Андрей Амальрик в своих работах, когда появился Распутин, Митя был удален от царского двора. Козельский не сумел простить обиду и принял решение открыть специальное бюро, где будут записаны дамы, пострадавших от поступков Григория. Впоследствии иеромонах Илиодор, в прошлом — протеже Распутина, начал сбор компрометирующих материалов против своего прежнего покровителя. В этом заговоре против святого старца принял участие и Козельский, стремясь отомстить за свою обиду.
Некоторое время Митя находил пристанище в Оптиной пустыни. Однако в 1911 году настоятель скита, старец Варсонофий, изгнал его за непристойное поведение и чрезмерное употребление алкоголя. Но покровители юродивого быстро добились отстранения старца от руководства скитом.
Арест и ссылка на Соловки
Козельский закончил свою жизнь в Соловках.
По словам историка Юрия Жука, 16 декабря 1911 года иеромонах Илиодор, епископ Гермоген и другие священники пригласили Распутина в Ярославское подворье, где настоятельно потребовали от него прекратить посещения царского дворца. Вскоре завязалась ссора, перешедшая в драку, в которой принял активное участие Митя Козельский. Более того, Попов, как рассказывал священник Восторгов, вооружившись ножницами, пытался совершить акт оскопления старца.
Несмотря на такие неприятные события, Митя все еще был очень популярен и даже принял предложение о помолвке от одной из выпускниц Смольного института. Распутин закончил свою жизнь в декабре 1916 года. Несколько месяцев спустя произошла революция. Дмитрий Попов благополучно пережил ее, примкнув к секте чуриковцев, известных своим трезвенным образом жизни. Он нашел убежище в их “Молитвенном доме” в Обухове, районе Санкт-Петербурга, где прожил несколько лет.
Однако в 1928 году чуриковцы были объявлены вне закона, и Мите снова пришлось странствовать. В конечном итоге он был арестован и сослан на Соловки. Существуют противоречивые данные о его кончине: по одним сведениям, юродивый умер естественной смертью в лагере, по другим — был расстрелян. Однако бесспорно одно: с Соловков Митя не вернулся.
Распутин был одной из главных фигур поздней Российской империи: Как «безумный монах» стал фаворитом царской семьи.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: