Словосочетание «охота на ведьм» в прямом его значении всегда ассоциируется прежде всего со средневековой Европой. Между тем не менее интересно углубиться в изучение темы ворожей, травниц и колдунов на Руси. Так ли нетерпимы были к ним окружающие? О том, как относились к представителям этой братии на восточнославянских землях и какое наказание грозило за связь с потусторонними силами – в нашем материале.
Отношение резко переменилось
До принятия христианства на Руси самые разные ритуалы очень даже почитались. Прибегать к потусторонним силам не было зазорно – более того, к ним обращались по самым разным вопросам. И тут главным было – именно попросить у них помощи, задобрить, а не прогневать. Как в любом языческом обществе, в дохристианский период на Руси существовали и ведьмы, и ворожеи, и другие люди с «особым» статусом, утверждавшие, что общаются с потусторонними силами. Приворожить, навести порчу, вылечить с помощью заговоров было их ремеслом, которое никого не удивляло – причем, почитаемым ремеслом. Однако всё изменилось сразу после прихода на русские земли православия.У язычников ворожить не считалось зазорным. /Фото: chakiris.club
После принятия христианства всё стало иначе. Как духовные, так и светские власти Московской Руси категорически запрещали гражданам заниматься любой магией и призывать на помощь представителей нечистой силы, ведь с точки зрения православного человека это большой грех. Если ты служишь Богу, значит, ты не можешь одновременно служить его врагу и делать что-либо с помощью темных сил. И поскольку верховная власть на Руси была православной, тут она выступала единым фронтом с Церковью.
Единого наказания за такое «религиозное преступление», как ворожба, гадание и так далее, не существовало. И никто из деревенских повитух, целительниц или ведуний не мог заранее знать, какую меру к нему применят. Так, на гадалку могли наложить епитимью – церковное наказание нравственно-исполнительного характера, применяемое в отношении мирян. Епитимья предполагала, что путем определенных ограничений человек излечится духовно и встанет на правильный путь.
Заниматься колдовством было делом не только грешным, но и опасным.
Такое наказание могло предполагать запрет на причастие в течение определенного (как правило, продолжительного) времени или же запрет заходить в храм (нечестивцам разрешалось молиться только на площадке перед входом). Если батюшка заключал, что деяние слишком серьёзное и исправлению колдун или ворожея не подлежит, провинившегося полностью отлучали от церкви.
Сжигали и топили
Однако, помимо церковных, были и более серьезные наказания. Как и в средневековой Европе, ведьму могли сжечь либо утопить. Более мягким наказанием со стороны властей была ссылка в дальние уголки государства. При этом такие суровые наказания вплоть до XVII века не были прописаны в русской правовой системе официально, что нисколько не мешало княжествам на местах активно их применять.У историков есть документальные источники, подтверждающие, что в XV-XVI веках с ворожеями и чародеями поступали весьма жестоко. Так, в псковской летописи указано, что в 1411 году местные жители сожгли 12 «жонок вещих» (этим общим термином на Руси обозначали ворожей, травниц, прорицательниц и т.д.).
И на Руси ведьм сжигали на костре. /Фото: phinemo.com
Весной 1443-го, согласно летописям, в Можайске по приказу князя Ивана Андреевича поймали и сожгли за колдовство некоего Андрея Дмитреева и супругу Марью. А в конце 90-х годов того же столетия великий князь владимирский и московский Иван III, узнав, что к его жене Софье Фоминичне Палеолог приходили «бабы с зелием», велел схватить их, обыскать и затем утопить в Москве-реке.
Крайняя мера применялась именно к тем, кто наводит порчу, занимается приворотами и отворотами, колдует, делает с помощью трав и других подручных средств аборты – то есть посягает на человеческую жизнь и вмешивается в предначертанную Богом судьбу.
Что касается духовенства, то большинство русских православных батюшек не поощряли такие меры, как народный самосуд, и всячески препятствовали кровожадным настроениям в отношении таких грешников, как ведьмы, ведуньи и прочие чародеи. По их мнению, насилием и физическим наказанием исправить отступника от церкви невозможно.
Доносчики и клеветники
Вместе с тем обвинение в чародействе стало на Руси самым легким способом свести личные счеты с недоброжелателем или отомстить обидчику. Использовали эту тему и в корыстных целях – например, если устранение неудобного земляка или родственника было по какой-то причине выгодным. Тут можно провести аналогию с доносами сталинских времен, когда в коммуналке сосед «стучал» на соседа, чтобы завладеть освободившейся комнатой. В те же далекие времена, когда на Руси боролись с колдовством, оклеветать могли тоже любого.Даже простой сбор трав в лесу какой-нибудь крестьянкой мог стать поводом для того, чтобы сосед растрезвонил землякам или по-тихому доложил, «куда следует», о том, что она колдунья.
Никто не разбирался, собираешь травы для готовки или колдуешь с их помощью
До наших дней сохранились так называемые «ведовские дела» XVII века, где фиксировались задержания представительниц чародейской братии с последующим их наказанием. Большинство таких задержаний устраивалось по навету (говоря современным языком – доносу). Так, согласно историческим источникам, в 1635 году в царском дворце в комнате золотошвеек одна из мастериц случайно уронила свой платок, и все увидели, что в нем лежит корень какого-то растения. По доносу ее схватили, допросили, и в ходе следствия выяснилось, что корень она взяла у некоей ворожеи, чтобы дома «защищаться» от мужа, когда тот впадает в ярость. Однако ни ей, ни подтвердившей ее слова ворожее не поверили, заподозрив, что мастерица планировала навести порчу на царскую семью. Золотошвейку вместе с мужем, боярским сыном, сослали в Казань, а ворожею вместе с мужем-плотником – в Вологодскую область.
Это не единственный случай, когда при царском дворе ловили работниц и колдовскими атрибутами (травами, кореньями, песком и так далее) и устраивали допросы с пытками. В некоторых случаях в ходе таких допросов задержанные и правда признавались, что совершали некие ритуалы, связанные с государем или его семьей – правда, по большей части безобидного характера. Например, некоторые пытались по совету знакомых посыпать песком царский след, чтобы государь принял нужное им решение. Особенно люто обходились с пойманными при дворе «ворожеями», если их обнаружение совпадало с какой-нибудь бедой в царской семье – например, болезнью юных наследников.
Всё стало ещё жёстче
В середине XVII века на Руси был введен официальный запрет на колдовство. Согласно этому документу, ворожей и всех, кто держит дома всякие снадобья, коренья и травы, ждало наказание: «…того б государь великои жестоко казнил без пощады». Грамоты с соответствующим царским распоряжением разослали во многие города, в том числе, как указывалось в архивных источниках, в «украинные и за-московские».Наказания за ворожбу вышли на государственный уровень.
Как мы уже упоминали, казни (главным образом путем сожжения) практиковались и до этого указа, но после того, как их узаконили официально, их число увеличилось. Это касается и обвинений по доносам. Иногда несправедливо обвиняемые в наведении порчи или колдовстве «сознавались», оговаривая себя, потому что не выдерживали пыток каленым железом или других зверских методов допроса.
Обвинение в колдовстве вообще было идеальным способом расправы с неугодными – например, его могли предъявить бунтарям. Так, во второй половине XVII века была сожжена по обвинению в колдовстве беглая монахиня-старица Алена, активно участвовавшая в восстании Степана Разина.
Всё познаётся в сравнении
Справедливости ради стоит отметить, что того размаха в охоте на ведьм, который наблюдался в Европе XV-XVII веков, на Московской Руси все-таки не было. Если сравнивать с западными соседями, то можно сказать, что Восточную Европу в целом этот кризис почти миновал, ведь казни обвиняемых в чародействе все-таки тут не носили массовый характер.Массовое сжигание ведьм в Европе. /Фото: korenovsk-rc.ru
По мере того, как русское государство становилось все более цивилизованным, уменьшалось и число подобных казней. Сжигать колдунов и ведьм перестали в начале VIII века – считается, что последний подобный приговор был осуществлен в 1736 году.
Что касается самосудов, то они продолжали происходить вплоть до начала прошлого века. Так, по данным американского профессора Кристин Воробец, которая изучала тему колдовства на территории великорусских и украинских губерний в дореволюционное время, почти на половину случаев ворожбы и прочих подобных дел окружающие реагировали с жестокостью. Самый известный случай самосуда – убийство в 1879 году в Тихвинском уезде вдовы-солдатки Аграфены Игнатьевой. Обвиненную в колдовстве женщину заперли в избе и сожгли на глазах у 300 односельчан.
Врачевательниц и чародеек могли убить односельчане.
В начале XX века подобные самосуды постепенно сошли на нет, однако передышка была недолгой. С приходом революции и всеобщим богоборчеством страну снова охватила волна народных расправ – только уже другого рода.
Особенно ярым противником церкви и религии был вождь пролетариата Ленин. Его позиция и решения в отношении священников и храмов были весьма жестоки. Если вам интересна личность этой ключевой для России фигуры, изменившей ход истории, прочитайте о том, Какие ругательства использовал вождь пролетариата Ленин: Искусство политической ругани
Текст: Анна Белова
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: