История и археология   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 1
+1
-1 0
Разное    



Прослыть ведьмой на Руси было легко. Первым и главным признаком считалось иностранное происхождение. Черные глаза и медные волосы сами по себе вызывали недоверие. И хоть в Московском государстве инквизиция отсутствовала, отловом ведьм все же занимались. Церковь трактовала обращение к магии вероотступничеством, которое должно строго караться. Священнослужители не жалели даже простых знахарей, оберегая общество от нечистых сил. И если с простонародьем все понятно, то как же наказывали тех «ведьм», которые принадлежали к царским семьям? И за что, собственно, они получали недоброе клеймо?


Виновница Опричнины



Грамотную византийскую жену Грозного винили в дурном влиянии на царя. / Фото: www.ячитать.рф

Грамотную византийскую жену Грозного винили в дурном влиянии на царя. / Фото: www.ячитать.рф


Когда летом 1560-го умерла первая жена Ивана Грозного Анастасия, царь женился на кабардинской княжне. Кученей, названная в крещении Марией, прибыла в Россию и с первого взгляда покорила Ивана IV. Распаленный страстью государь торопился с бракосочетанием. Новая царица Московского государства Мария Темрюковна не была одарена той народной любовью, которая перепала предыдущей супруге. Анастасию считали носительницей добродетели и приписывали благое воздействие на лютого царя.
Критикуя второй его брак, народ свел воедино политическую ситуацию и личную жизнь. В 60-е годы 16 века Грозный ввергал в опалу знатных людей с последовавшими казнями. В 1565-м была учреждена Опричнина против некоторых боярских родов и народа в целом. А так как весь этот период подле царя была Мария Темрюковна, ей и причислили пагубное воздействие.

Черноволосая Мария вызывала подозрения. / Фото: www.elika.spb.ru

Черноволосая Мария вызывала подозрения. / Фото: www.elika.spb.ru


Современники охарактеризовали крутые перемены в поведении государя вовсе не проблемами в стране, а влиянием черкесской жены. И, справедливости ради, надо заметить, что связывалось это исключительно с её чужеземным происхождением. Не умея грамотно сопоставлять события вокруг Московии с происходящим внутри государства, людям проще было думать, что некогда мудрого и лояльного царя околдовала царевна Кученей. Самые смелые шептались, что посватался к ней Иван Грозный не просто так. Ведь сам выходец из колдуний-ворожей!

Ушла покойная Анастасия, державшая истинное нутро царя в узде, и пошел он за нехристью, разбушевавшись по бесовской природе. А Темрюковна рада стараться: подстрекает, на ухо нашептывает, разжигая Ивана Васильевича до страшных последствий. И как не быть ведьмой, если глаза черные, под нос шепчет по-татарски, а до приезда в Москву верхом на коне скакала и мужские одежды носила. На деле же Мария регулярно ездила по монастырям, не имея возможности путешествовать иначе. А вернувшись из Вологодского, легла да умерла. И было ей слегка за двадцать. Царь винил в отравлении свое окружение, а в народе шептались: сам все понял и извёл.

Ведьма Зоя


Черноглазая Зоя тоже не пришлась ко двору. / Фото: www.cz.pinterest.com

Черноглазая Зоя тоже не пришлась ко двору. / Фото: www.cz.pinterest.com


Еще одной черноглазой чужеземкой была византийская царевна Зоя, она же Софья. После падения великой империи она нашла приют у папы Римского, и в Италии ничего колдовского за ней замечено не было. Она считалась чрезмерно скромной девушкой, безупречно владевшей европейскими манерами. Оттого ее и предложили в жёны московскому князю Ивану. Нетребовательная и смиренная супруга должна была послужить проводницей европейских интересов, в частности, папы Римского.

Зоя-Софья «провинилась» изначально тем, что была представлена великому князю на портрете. Негоже девку на иконе рисовать. Бесовщина! Но породниться с византийскими императорами не отказались. По приезде в Москву Софья не оправдала надежд папы Римского, признав верховенство православной веры над католичеством и предав итальянские обычаи в пользу византийских. Неприкаянная царевна обрела новое царство и была полностью довольна своей новой жизнью. Великий князь души не чаял в молодой жене.

Ее речь не уступала ни одному учёному иноку. Софья дарила мужу одного за другим детей, а он проводил большую часть времени в ее покоях. Отсюда и пошел вывод: присушила, приворожила. Где это видано, чтоб русский князь с чужеземкой в делах политических советовался и в рот ей заглядывал? Но все замирало на уровне ропота. Даже Андрей Курбский оставил запись о Софье: «В предобрый русских князей род всеял дьявол злые нравы, наипаче же женами их злыми и чародейцами».

«Привороженный» царь Василий



Бабку Грозного винили в магии не просто так. / Фото: www.carposting.ru

Бабку Грозного винили в магии не просто так. / Фото: www.carposting.ru


В Москве бабка Ивана Грозного, Анна Якшич-Глинская, жила рядом с дочерью. Елена Глинская стала правительницей, и возросла роль Анны. Со смертью Елены Анна осталась в числе немногих родственников Ивана IV, находившихся при нём в детском возрасте. Есть версия, что именно бабка воспитывала Ивана. После венчания на трон Иван IV выделил Анне обширные земли. Историк Скрынников писал, что крутой будущего царя был фамильной чертой семьи Глинских. Бабка Анна не была пассивной фигурой. Она присутствовала на расправах над боярской оппозицией, отдавала приказы о казнях. Ее сыновья, князья Михаил и Юрий, чинили в столице грабеж, облагая народ данью.

Но главное, в чем обвиняли Анну, – связь с черной магией. Притеснения Глинских переросли в московское восстание в 1547 году. Толчком стали пожары, из-за которых сгорела добрая треть построек и погибли не менее 4 тыс. жителей. В случившемся обвинили Анну Якшич-Глинскую, которую обзывали «волховой» (колдунья). Судачили, что бабка царя вырывала сердца мертвецов, клала их в воду и, обратившись в сороку, кропила Москву в полете этой водой. По другой версии, Анна ездила по улицам и разбрызгивала какую-то заговоренную жидкость.

Приписываемые Анне Якшич практики умещаются в контексте оккультизма и языческих жертвоприношений, где человеческое сердце имело особую силу. Такие представления жили в балканском регионе, откуда и происходила чужеземка. Поэтому усматривать в слухах 1547-го исключительно ложные наветы нельзя. Царская бабка вполне могла заниматься магией, в чем в своё время обвиняли и Елену Глинскую. Московский бунт завершился убийством Юрия Глинского и устранением от власти его брата Михаила. Княгиня Анна, как считают историки, ушла в монастырь, став инокиней Анисьей.

Женщины вокруг Ивана Грозного не только обвинялись в колдовстве, но и плохо заканчивали. Почему поголовно умирали женщины самого грозного царя?

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








1644
30.04.2024 17:52
В закладки
Версия для печати




Смотрите также