История и археология   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 1
+1
-1 0
Разное    



О знаменитом «доме со слонами» знает каждый житель Самары, но мало кто видел этот уникальный, окутанный легендами особняк изнутри своими глазами. Так случилось, что долгие годы он стоял заброшенным, и доступ к нему был закрыт. Сейчас в старинном доме купца Головкина проводятся реставрационные работы и власти обещают, что вскоре оно предстанет перед горожанами и гостями города во всей былой красе.

Кто такой купец Константин Головкин




Сегодня этого незаурядного и талантливого человека, уроженца Самары, знают как художника, фотографа, мецената, как человека, увлекающегося археологией и краеведением, мечтающего создать в Самаре дом науки и искусств, собрать в ее музеях лучшие художественные произведения, чтобы превратить любимый город в культурную столицу России. Именно он, потомственный купец Константин Головкин, стоял у истоков создания художественного музея в Самаре.

Константин родился в 1871 году, в семье потомственного купца Павла Головкина. Его мать, также происходившая из купеческой семьи, была намного младше супруга и, несмотря на хорошее образование, посвятила себя домашнему хозяйству и воспитанию детей.

Костя был старшим в семье и его будущее было предопределено заранее - идти по стопам отца, который с детства готовил его к купеческой деятельности - привлекал к торговле в своем магазине, изучению основ предпринимательской деятельности. Но помимо этого юноша увлекался живописью, фотографией, интересовался техникой и краеведением, занимался велосипедным спортом, был участником велопробегов, которые в те годы проводились среди молодежи Самары.

Отец не препятствовал увлечениям сына, но чтобы привязать его к купеческой деятельности, подарил ему собственный магазин по продаже канцтоваров и сувениров, который Константин Головкин успешно содержал и развивал вплоть до Октябрьской революции.

При этом Константин не оставлял своих занятий живописью, часто выезжал на природу, чтобы рисовать этюды, окончил курсы по рисованию и живописи под руководством художника Федора Бурова, а также создал в своем магазине отдел по продаже товаров для рисования. К нему часто заглядывали самарские художники, в магазине собирались друзья, чтобы побеседовать об искусстве.

Одна из картин Константина Головкина. Фото: artmus.ru

Одна из картин Константина Головкина. Фото: artmus.ru

Константин Головкин был инициатором проведения персональных выставок художников, на которых выставлял и свои картины, а также по его инициативе в Самаре был создан художественный музей.

История знаменитого дома со слонами




По свидетельству очевидцев жил Константин Головкин достаточно скромно. На втором этаже дома, в котором размещался его магазин, у него была небольшая комната и мастерская для рисования. Он любил творческое уединение и не стремился к роскоши, хотя магазин приносил достаточный доход.

В 36-летнем возрасте он женился на дочери механика парохода Екатерине Тютюковой, они с женой планировали иметь много детей, и тогда Константин начал строить на берегу Волги свой знаменитый «дом со слонами» в стиле модерн. Он сам разрабатывал проект дома, рисовал эскизы, клеил макеты и продумывал каждую мелочь.

По завершению строительства, Головкин самостоятельно провел в дом электричество, воду, сделал громоотвод, и даже установил на чердаке телескоп. На веранде выросли огромные скульптуры слонов, а у входа в дом - фигура одинокой девушки, эскизы которых также были изготовлены Головкиным. Каменные слоны расположились так, чтобы их было хорошо видно с проплывающих по Волге судов.

В этом доме часто проводили время друзья Головкина, бывали многие самарские художники, они разговаривали о живописи, спорили, обсуждали события в мире искусства.

Константин и Екатерина Головкины. Фото: историческая-самара.рф

Константин и Екатерина Головкины. Фото: историческая-самара.рф

У Константина и Екатерины Головкиных родилось трое детей - дочь и два сына, но долго пожить в новом доме семье не довелось. С приходом советской власти дом был конфискован и все имущество перешло в пользу государству, а Головкин с семьей, во избежание проблем с новой властью, уехал в Иркутск.

Последние годы своей жизни он прожил в бедности, работал простым чертежником на заводе, писал картины. Последний эскиз он сделал в 1925 году из окна больницы, за день до своей смерти.

Легенды, связанные со скульптурами дома Головкина


Дом купца Головкина в начале ХХ века. Фото: историческая-самара.рф

Дом купца Головкина в начале ХХ века. Фото: историческая-самара.рф

После Октябрьской революции дом Головкина стал собственностью государства и не раз переходил из одного ведомства в другое. Первоначально здесь размещался госпиталь, потом - детский дом, городской водоканал, клуб с дискотекой.

Здание несколько раз подвергалось реконструкции. Была полностью перестроена веранда, изменено внутреннее расположение комнат, обновлен фасад дома, что значительно изменило его первоначальный облик. Неизменными остались только скульптуры слонов и девушки на веранде.

Говорят, что их не решились снести из-за легенд и передававшихся из уст в уста мистических историй, связанных с этими скульптурами. По одной из версий, одинокая девушка у входа в дом - это возлюбленная Головкина, покончившая собой после его женитьбы, и увековеченная им в камне возле входа в дом. По другой - это его тайная дочь, бросившаяся с обрыва из-за несчастной любви. Ходили слухи, что ее могила находится под одним из каменных слонов.

Согласно другой легенде, фигуры слонов являются полыми внутри, и в них замурованы реликвии или какие-то важные документы семейной династии купцов Головкиных.

Дом со слонами в Самаре. Фото: историческая-самара.рф

Дом со слонами в Самаре. Фото: историческая-самара.рф

В начале нулевых у дома начал проседать фундамент, появились трещины на стенах, скульптуры у входа также начали разрушаться, от былого великолепия не осталось и следа. Дом «со слонами» на долгие годы оказался заброшенным.

Сейчас в нем проводится реконструкция. Внутри и снаружи дома будет проведен капитальный ремонт, отреставрированы все скульптуры, а также восстановлен фонтан на участке. Здесь планируется открыть учебно-творческий центр, с музейными зонами и художественной галереей, как когда-то мечтал Константин Головкин. И к концу 2024 года Самара пополнится еще одним красивым зданием в стиле русского модерна.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








1736
6.05.2024 22:30
В закладки
Версия для печати




Смотрите также