История и археология   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 1
+1
-1 0
Разное    


В начале весны 1970 года на экраны страны ворвался кинематографический шедевр Владимира Мотыля "Белое солнце пустыни". В короткий срок картина завоевала всенародное признание и стала источником многочисленных цитат. Несмотря на сопротивление кинематографического истеблишмента, зрительская любовь одержала верх. Настоящим народным героем стал главный персонаж, товарищ Сухов. Его образ стал воплощением мужественности и привлекательности, превратив "Белое солнце пустыни" в культовую классику.

Первоначальный сценарий и поиск актрис на роль наложниц


Поиск актрис на роли наложниц был непростым. /Фото: https://www.micccp.com/

Поиск актрис на роли наложниц был непростым. /Фото: https://www.micccp.com/

Первоначальным названием сценария, ставшего основой легендарного фильма, было "Басмачи". Его авторами выступили Андрей Кончаловский и Фридрих Горенштейн. Концепция представляла собой историю о милицейском отряде, перешедшем на сторону басмачей. В ходе повествования красные предпринимали попытки вернуть отряд на свою сторону. Однако комиссия посчитала сюжет неубедительным и передала его на переработку более опытным сценаристам. Ими стали Валентин Ежов и Рустам Ибрагимбеков. В ходе общения с ветеранами Гражданской войны авторы узнали историю о гареме, брошенном командиром басмачей в разгар боевых действий. Они также собрали ценную информацию о судьбах женщин, оставшихся без защиты. История и стала основой для сюжета будущего фильма, получившего название "Спасите гарем!".

Съемочный процесс развернулся на живописных просторах Ленинградской области (поселок Мистолово), а также в экзотических локациях Дагестана, Таджикистана и Туркменистана. Однако одним из главных препятствий для создателей фильма стал кастинг наложниц гарема Абдуллы. Местные жительницы категорически отказывались участвовать в съемках.

Пришлось искать подходящих девушек по всей стране. Большинство из них были далеки от мира кинематогграфии. Исключение составила лишь звезда кино и театра Татьяна Ткач. Роль старшей жены Саиды досталась искусствоведу Светлане Сливинской, колоритную девушку с усами Зарину сыграла инженер Алла Лименес, а на роль Зульфии пригласили представительницу древнейшей профессии Зинаиду Рахматову (этот факт, разумеется, держался в секрете). Однако в ходе съемок между Зинаидой и съемочной группой возник конфликт, и она покинула проект. Ее удалось найти на рабочем месте, в объятиях клиента, и уговорить вернуться к работе.

Трагедии и трудности на съёмочной площадке


Актер Николай Годовиков в роли Петрухи./Фото: https://webpulse.imgsmail.ru/

Актер Николай Годовиков в роли Петрухи./Фото: https://webpulse.imgsmail.ru/

Съемочный процесс был омрачен чередой неудач с самого его начала. Еще на этапе подготовки режиссер Владимир Мотыль вынужден был внести в сценарий многочисленные коррективы. Финансирование картины было крайне ограниченным по меркам того времени — всего 650 тысяч рублей. Не хватало самого необходимого оборудования. Например, съемочный кран сооружали из подручных материалов.
Во время исполнения конных трюков произошла трагедия: из-за нарушения техники безопасности погиб каскадер. Самое прискорбное, что сложнейшие трюки, ради которых он рискнул жизнью, так и не были включены в картину.

В предрассветных сумерках начинался ежедневный съемочный труд. Несмотря на упорную работу, организация съемок оставляла желать лучшего. Неопытные помощники режиссера и капризы погоды (то штормовой ветер, то хмурая пасмурность) вносили свои коррективы.
Вынужденные перерывы актеры скрашивали в местных ресторанах. Николай Годовиков (Петруха) и Павел Луспекаев (Верещагин) нередко под влиянием хмеля вступали в стычки с местными задирами. Неосторожность Годовикова привела к отмене двух съемочных дней: синяки на его лице не позволяли ему появляться перед камерой. С Луспекаевым произошел иной инцидент. Он ужинал в дагестанском кафе и там вмешался в драку. Один из участников нанес ему ранение кинжалом в лицо.

Рана Луспекаева стала проблемой во время съемок боя на баркасе, так как она постоянно кровоточила. Режиссер Владимир Мотыль нашел оригинальное решение: он ввел сцену, в которой выстрел разбивает стекло, а осколок ранит героя. Все смотрелось органично.

Роль Леонида Брежнева в спасении фильма


Леонид Брежнев поспособствовал выходу фильма на экраны. /Фото: https://static13.tgcnt.ru/

Леонид Брежнев поспособствовал выходу фильма на экраны. /Фото: https://static13.tgcnt.ru/

Несмотря на многочисленные препятствия, съемочная группа трудилась не покладая рук, особенно когда сроки поджимали, а финансирование стремительно иссякало. Однако чиновники были настроены решительно: они планировали отложить фильм на неопределенный срок или вовсе уничтожить отснятый материал.
Судьба "Белого солнца пустыни" изменилась благодаря счастливой случайности. Генеральный секретарь Леонид Брежнев обожал американские вестерны. На его правительственную дачу постоянно привозили самые интересные новинки кино. Период, когда чиновники решали судьбу киноленты Владимира Мотыля, совпал с перебоями в поставке вестернов. Было решено отправить Брежневу "Белое солнце пустыни".

Фильм произвел на генсека неизгладимое впечатление. Он высоко оценил работу советских кинематографистов и выразил недоумение, почему картина еще не в прокате. Благодаря этому ленте был дан зеленый свет, и очень скоро ее увидели миллионы зрителей. Герои фильма моментально завоевали любовь публики, а их реплики разошлись на цитаты.

Фильм как талисман космонавтов

«Белое солнце пустыни» — оберег советских космонавтов

«Белое солнце пустыни» — оберег советских космонавтов

В эпоху СССР кинолента "Белое солнце пустыни" приобрела культовый статус среди покорителей космоса. Перед отправкой на орбиту экипажи неизменно просматривали этот фильм, веря, что он приносит удачу. Образ товарища Сухова, олицетворявшего мужество, оптимизм и юмор, становился неотъемлемой частью команды. Эта традиция сохраняется и по сей день. Космонавт Валерий Кубасов утверждал, что с момента появления этого обычая ни один из его коллег не погиб.

Режиссер Владимир Мотыль стремился создать советский аналог вестерна, однако признавал, что его подход отличался от американского. Изначально в фильме присутствовало больше жестоких и откровенных эпизодов. Однако при просмотре чернового монтажа члены комиссии единодушно сочли, что наиболее удачными были лирические сцены, а драки часто выглядели неубедительно. Что касается эротических моментов, то комиссия настояла на их сокращении. В результате из фильма исчезла сцена, в которой одна из наложниц готовит другую к встрече с Абдуллой, переодевает и моет, а также эпизод, где обнаженная красавица кормит бандита виноградом. Это огорчало Мотыля, который считал, что эти сцены позволяли показать роскошную жизнь Абдуллы, которой его лишил Сухов.
Благодаря Брежневу советские зрители увидели немало кинематографических шедевров: Почему советская цензура хотела запретить «Пиратов XX века», или Какие популярные фильмы спас Генсек Брежнев.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








1887
19.05.2024 13:26
В закладки
Версия для печати




Смотрите также