Ее работы знакомы каждой поклоннице декупажа – и не только. Очаровательные ангелочки, девушки с высокими прическами и кукольные девочки среди цветов населяют теперь соцсети, смотрят с открыток, вышивок, салфеток… Но имя и история жизни их создательницы остаются за скобками. Ее звали Фрэнсис Брандейдж – и все ее ангелы и дети неспроста на одно лицо…
Открытка Фрэнсис Брандейдж.
Открытка Фрэнсис Брандейдж.
О жизни Фрэнсис Брайндейдж до нас дошло не так уж много сведений – несмотря на ее огромное творческое наследие и популярность, не утихающую и по сей день. Она была потрясающе работоспособна – и потому с ее именем не связано ни скандалов, ни сплетен. Вела уединенный образ жизни – даже юные годы. Для биографов и исследователей она всегда была скучной американкой, штамповавшей слащавые открытки. Только ее открытки и иллюстрации пережили всех критиков – и неспроста.
Итак, доподлинно известно, что Фрэнсис родилась в 1854 году в семье художника – его звали Рембрандт (да-да!) Локвуд. Ее отец был архитектором, гравером по дереву, писал церковные фрески, портреты и миниатюры. Первые уроки дал ей отец – уроки живописи и предательства. Когда Фрэнсис было семнадцать лет, он бросил семью, и девушке пришлось думать, как прокормить себя и мать. Впрочем, это лишь одна из версий – по некоторым данным, Рембрандт оставался верен своей семье всю жизнь, а Фрэнсис как минимум до двадцати лет жила, не заботясь о пропитании.
Книжная иллюстрация.
Рождественская открытка.
Неизвестно, насколько труден был путь Фрэнсис к славе. Довольно быстро – и на долгое время – она привлекла внимание крупных издательств и получила широкую известность, работала над разноплановыми заказами, хотя прославилась изображениями милых детишек и нарядных, миловидных девушек. Первую свою акварельную работу как профессиональный иллюстратор Фрэнсис выполнила для писательницы Луизы Мэй Олкотт. Затем последовало множество заказов, крупных и не очень – книжная иллюстрация, открытки, валентинки, рекламные плакаты, календари и бумажные куклы.
Иллюстрированный календарь.
Фрэнсис Брандейдж стала одной из самых популярных художниц США.
Нередко иллюстрации Фрэнсис к книгам печатались отдельным тиражом и продавались как открытки – они пользовались немалым спросом. И не только в США. На родине Фрэнсис уступала пальму первенства художнице Мод Хамфри. Жанр «очаровательные викторианские дети» был невероятно популярен у женщин-иллюстраторов, и добиться известности было непросто. Но Фрэнсис заинтересовались британские и немецкие издатели, и она стала первой женщиной в своей области, выполняющей такие крупные международные заказы. К тому же Фрэнсис одной из первых начала придумывать вырубные – не прямоугольные, а фигурные – валентинки. Они вызвали небывалый ажиотаж у американской публики, и Фрэнсис все же одержала победу над Мод, став самой популярной художницей США конца XIX века.
Фрэнсис стала знаменитой благодаря портретам милых малюток.
Известно, что еще в 1886 году она начала включать в свои иллюстрации персонажей других этносов. В те годы, в общем-то, изображение темнокожих людей и коренных американцев, цыган и азиатов не было табу для американских художников. Однако обычно эти изображения были карикатурны, полны стереотипов. Фрэнсис не избежала этого «взгляда белого человека». Однако в ее работах персонажи разных этносов представлены равными друг другу, они держатся за руки, позитивно взаимодействуют (хотя, конечно, белые в ее представлении выглядят более «достойно»). Она писала цыганских, индейских и темнокожих детей в той же милой, даже слащавой манере, что и белых, не утрируя особенности внешности. Так или иначе, сегодня работы Фрэнсис считаются первыми «ласточками» позитивной репрезентации небелых людей в американской массовой культуре, выражением современного американского идеала равенства и ценности каждого человека.
Фрэнсис писала не только златокудрых ангелов, но и детей других этносов.
Фрэнсис неплохо зарабатывала, а потому могла не беспокоиться о браке – и она выбрала ждать человека, который достоин ее любви. В возрасте тридцати двух лет – по тем временам возраст солидный – Фрэнсис встретила художника Уильяма Тайсона Брандейджа. Вскоре они поженились. Оба натуры творческие, но обладавшие деловой хваткой, они успешно трудились над собственными и совместными проектами. И, к сожалению обоих художников, плакаты и иллюстрации остались единственным их наследием. В 1891 году Фрэнсис стала матерью – долгожданную дочь назвали Мэри. Девочка прожила всего полтора года. Причина ее смерти неизвестна. Однако почти все очаровательные малыши, созданные кистью Фрэнсис Брандейдж, похожи друг на друга, словно близнецы – и вовсе не потому, что художнице было не под силу подарить им индивидуальность. Просто все они – память о малышке Мэри, способ подарить ей долгую жизнь, полную радостей, открытий, приключений… пусть только на бумаге.
Фрэнсис воплощала на бумаге образ умершей дочери.
Но пара не позволила этой трагедии лишить их главного – они все так же продолжали много и плодотворно работать. Они переехали в Нью-Йорк по приглашению местных издателей. В творческом багаже Фрэнсис появились иллюстрации к легендам артурианского цикла и приключениям Робина Гуда. Также она иллюстрировала драматические произведения, например, Шекспира, в довольно ироничном ключе – бурными «шекспировскими» страстями охвачены златокудрые крошки в исторических костюмах. Фактически, схожий прием – помещение персонажей-детишек в контекст «взрослой» ситуации – использовала русская художница Елизавета Бем, с которой у Брандейдж немало общего в художественном смысле.
Дети в роли драматических героев.
Создается впечатление, что Фрэнсис Брандейдж иллюстрировала всю американскую книжную продукцию, рассчитанную на юных читателей. Это, конечно, преувеличение – но даже в преклонные годы она иллюстрировала до двух десятков книг в год!
В 1923 году Фрэнсис пережила еще одно тяжелое событие – умер Уильям. Она предпочла удалиться от общества, разорвать связи – и до того замкнутая и скромная, Фрэнсис стала отшельницей. Но работать не прекратила и сохраняла творческий запал до 1937 года – до последних дней жизни. А ее работы и сегодня любимы сотнями людей – которые, в большинстве своем, не знают имени автора.
Текст: Софья Егорова.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: