История и археология   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 0
0
-1 0
Разное    

Кабинеты редкостей - прообразы будущих музеев.

Кабинеты редкостей - прообразы будущих музеев.

Собирать в одном месте разные диковинные вещицы, разглядывать их самому и удивлять гостей - естественное стремление, свойственное человеку с незапамятных времен и дающее вдохновение все новым поколениям коллекционеров. А ведь богатейшие, обширные собрания мировых музеев начинались когда-то с приятного и далеко не всем доступного занятия – создания и наполнения кабинетов редкостей.


Первые кабинеты редкостей

Первоначально кабинет редкостей, или кунсткамера, представлял собой шкафчик, в котором хозяин хранил забавные, удивительные или уникальные вещицы.

Настольный кабинет редкостей

Настольный кабинет редкостей


Коллекционированием увлекались еще в древности – например, китайские правители или римский император Август слыли увлеченными собирателями диковин. В нашу эру периодом начала создания коллекций считается эпоха Возрождения, когда интерес человека к окружающему миру стал основной движущей силой развития Европы. Открытие новых земель и их колонизация приводили и к вывозу в Старый Свет многочисленных вещиц и предметов быта других народов, а кроме них собирали драгоценные камни и ювелирные изделия, монеты, медали, рукописи, инструменты различного назначения – все, что могло занять свое место на полках кабинетов. Первоначально представляя собой настольные шкафчики, кабинеты постепенно становились все больше, и позже это название распространялось уже на всю комнату, где хранились собрания.

Со временем кабинетом редкостей стали называть все помещение

Со временем кабинетом редкостей стали называть все помещение


Свои коллекции создавали прежде всего ученые, которые в процессе научных поисков становились обладателями открытых и описанных ими редких растений, минералов. Одним из первых владельцев собрания редкостей стал итальянский ученый Улиссе Альдрованди, чей вклад в историю науки выражен не только в составленных гербариях, но и в огромном – до 11 тысяч – количестве зарисовок, сделанных в процессе изучения растений. Огромная для 16 века коллекция «отца естествознания» была позже передана для демонстрации и изучения в различные музеи.

Улиссе Альдрованди

Улиссе Альдрованди


Коллекции и коллекционеры

Специализация коллекционеров приводила к появлению, например, собраний скелетов и мощехранительниц, или предметов, привезенных из Африки и Южной Америки, а также найденных при раскопках на территории античных госудрств.

Экспонаты Кунсткамеры в Санкт-Петербурге

Экспонаты Кунсткамеры в Санкт-Петербурге


Заморскими находками был наполнен дом Атанасиуса Кирхера, ученого-полимата, чья коллекция позже была объединена с собранием редкостей Альфонсо Донини и получила название «Кирхерианум», став уже полноценным музеем.

Мода на собрания диковинок достигла расцвета в 17 веке, оставаясь, впрочем, привилегией богатых и знатных сословий. Коллекционированием увлекались многие представители правящих родов Священной Римской Империи – герцоги Вюртембергкие, курфюрсты Саксонии. Эрцгерцог Австрии Фердинанд II, знаменитый покровитель искусств, был обладателем двух десятков шкафов в нескольких комнатах замка Амбрас. Эта коллекция произведений живописи, скульптур, ювелирных украшений и разных видов оружия доступна для ознакомления и в настоящее время.

Ян Брейгель-ст. "Аллегория зрения"

Ян Брейгель-ст. "Аллегория зрения"


Кабинеты редкостей пользовались огромной популярностью в Голландии – ряд художников не раз обращались к изображению содержимого таких кабинетов – в частности, Ян Брейгель-старший, автор картины «Аллегория зрения», фигуры на которой написал другой заядлый коллекционер – Питер Пауль Рубенс. Этот гениальный художник собирал в своем доме в Антверпене картины, скульптуры, предметы мебели, гобелены, которые не сохранились в виде единой коллекции, а были распроданы или утеряны после смерти Рубенса.

Кабинет редкостей в доме П.-П. Рубенса в Антверпене

Кабинет редкостей в доме П.-П. Рубенса в Антверпене


Кунсткамера Петра Первого

Российский император Петр Первый не избежал этого увлечения, загоревшись во время своего путешествия по Европе в 1697 году идеей создания собственной кунсткамеры.

Петр Первый - создатель главной российской Кунсткамеры

Петр Первый - создатель главной российской Кунсткамеры


Первым экспонатом коллекции стала береза, вросшая в ствол другого дерева. Петр создавал коллекцию необычных предметов на протяжении многих лет, в том числе собирая диковинки по разным областям России. В 1714 году «государев кабинет», или Кунсткамера, был размещен в Людских палатах при Летнем дворце. В 1717 году во время второго путешествия в Европу Петр приобрел для Кунсткамеры обширную коллекцию голландского аптекаря, ученого и собирателя Альберта Себа. В подарок российскому императору был передан и уникальный Готторпский глобус – первый в мире глобус-планетарий диаметром больше трех метров, почти полностью сгоревший при пожаре в 1747 году.

Готторпский глобус

Готторпский глобус


В 19 веке Кунсткамера насчитывала уже такое огромное количество экспонатов, что их было решено поделить на отдельные коллекции, ставшие самостоятельными музеями – Зоологическим, Ботаническим, Анатомическим, а также Мемориальным музеем Петра Первого.

Зародившись благодаря стремлению человека открывать мир, коллекционирование редких вещиц и экспонатов в настоящее время приняло еще одно направление – развлечь зрителя, создать определенную атмосферу, что находит применение в дизайне интерьеров и украшении комнат стилизованными под старину шкафами-кабинетами.

О том, как разместить на холсте целую кунсткамеру, знал художник Виллем ван Хахт - создавший не просто картину, а путеводитель по собранию редкостей.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








27702
14.10.2018 23:16
В закладки
Версия для печати




Смотрите также