Литература   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 2
+2
-1 0
Арт    



Что такое «Календарная литература»? За этим несколько необычным термином кроется целый пласт художественных произведений, посвященных какому-либо значимому празднику: Пасхе, Рождеству, Масленице, Троице. Но, пожалуй, ведущая роль в этом направлении принадлежит Святочным рассказам, которые в середине XIX столетия стали основой для формирования нового литературного жанра.
Мы подготовили небольшой экскурс в русскую литературу 19 века на основе произведений из бесплатной электронной библиотеки ARHEVE.

Святки – это праздничные дни в промежутке между Рождеством и Крещением, которые сопровождались не только массовыми гуляниями, гаданиями и веселыми играми, но и замечательной традицией семейного чтения всевозможных историй о рождественских чудесах.

Рождество в России 19 века / Изображение: kulturologia.ru

Рождество в России 19 века / Изображение: kulturologia.ru


Бытует мнение, что основателем жанра святочного (рождественского, новогоднего, крещенского) рассказа был Чарльз Диккенс, чья знаменитая «Рождественская песнь» была опубликована в 1843 году. Однако еще в 1826 году первый энциклопедический российский журнал «Московский телеграф» опубликовал в декабрьском выпуске несколько святочных рассказов, с которых и началось зарождение нового жанра в отечественной литературе.

В начале 30-х гг. позапрошлого века бесценный вклад в развитие святочного рассказа внес Н.В. Гоголь, написавший атмосферную, по-настоящему волшебную повесть «Ночь перед Рождеством» - литературный шедевр, который радует читателя не только живым слогом, но и сказочным колоритом праздничной ночи.

Святки в России 19 века / Изображение: kulturologia.ru

Святки в России 19 века / Изображение: kulturologia.ru


Интересен тот факт, что святочная проза, хоть и имеет явный православный характер, не чуждается и народной обрядности, корнями уходящей в языческие традиции. Именно поэтому в произведениях такого плана герои часто встречаются с нечистой силой или умершими людьми, пытаются путем гаданий узнать свою дальнейшую судьбу, отправляются на колядки и т.д.

Конечно же, далеко не всегда святочный рассказ – это феерия мистических историй, в которых царит безудержная веселость и непринужденность. Так, например, многие писатели на первое место выдвигали духовно-нравственные проблемы, темы потерянности и бескрайнего одиночества, которые перемежаются с мечтами об уюте семейного очага, идеями добра и сострадания.

Новогодние праздники в России 19 века / Изображение: kulturologia.ru

Новогодние праздники в России 19 века / Изображение: kulturologia.ru


К таким произведениям можно отнести первый и единственный святочный рассказ Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке»; «Ангелочек» Л. Андреева, «Тапер» или «Чудесный доктор» А.И. Куприна, «Елка» К.М. Станюковича, «Неразменный рубль» Н.С. Лескова.

В рассказе Н.С. Лескова «Жемчужное ожерелье» герои за чашкой чая ведут беседу о литературе и незаметно для себя начинают спорить о том, как должен выглядеть хороший святочный рассказ. В итоге они приходят к выводу, что произведение этого жанра обязательно должно содержать какую-то мораль, придерживаться определенных календарных рамок, по возможности иметь веселый финал, и вместе с этим отражать нравы современного человека.

Зимняя Россия 19 века / Изображение: kulturologia.ru

Зимняя Россия 19 века / Изображение: kulturologia.ru


Большая часть рождественской прозы, созданной во второй половине XIX столетия, была написана как по сценарию, озвученному Н.С. Лесковым: это «Святочный рассказ» В.М. Дорошевича, «В Рождественскую ночь» Г.Т. Северцева-Полилова, «Рождественская ночь» и «Елка для взрослых» К.М. Станюковича, «Новый год» И.И. Ясинского.

К началу XX века в литературе наметились первые признаки «усталости» жанра святочного рассказа. Исчерпав все возможности этого направления, авторы того времени стали все чаще публиковать пародийные варианты рождественских историй. Ну а события 1917 года и вовсе поставили крест на прежних традициях, предлагая совсем иные культурные маркеры эпохи.

Классики руской литературы 19 века / Изображение: kulturologia.ru

Классики руской литературы 19 века / Изображение: kulturologia.ru


Конечно же, так просто и бесследно этот жанр не мог исчезнуть, даже под давлением советской антирелигиозной пропаганды: принявший несколько иной, адаптированный к духу времени, вид, традиционный святочный рассказ укрылся в нише детской литературы. К счастью, уже первая половина 1990-х гг. была отмечена возрождением интереса к рождественскому рассказу и возобновлением традиций семейного чтения. Все упомянутые в тексте литературные произведения можно прочитать в бесплатном приложении ARHEVE.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








3793
25.12.2023 16:59
В закладки
Версия для печати




Смотрите также