Германский танк A7V.
В Музее Квинсленда (Австралия) выставляется уникальный экспонат — последний сохранившийся немецкий танк A7V Sturmpanzerwagen времен Первой мировой войны. Что еще более удивительно, из 100 лет, которые исполнилось танку, 98 лет он провел именно в Квинсленде.
Всего таких танков в своё время было выпущено 21, а сегодня остался всего один «везунчик». Речь идёт о A7V (Sturmpanzerwagen) № 506 «Мефисто» - немецком танке времён первой мировой войны.
Передняя броня и основное орудие танка A7V Mephisto.
О создании собственного танке в Германии задумались после того, как на поле боя вышли первые британские танки. Немцы срочно создали техническую комиссию, которая должна была разработать свой танк. И он появился уже осенью 1917 года. Но танков было выпущено всего 2 десятка (хотя заказано было 100), тогда как у Англии и Франции из было около 2000. Поэтому каких-то переломных изменений в ход войны немецкие танки не привнесли.
Новозеландские солдаты рассматривают немецкий танк по прозвищу «Шнук», захваченный на Западном фронте. Фотография сделана 8 сентября 1918 года Генри Армитедж Сандерсом.
Разработчиком танка считают Йозефа Фольмера. Сумрачный германский гений породил боевую машину весом около 30 тонн, в основе которой лежал австрийский трактор Holt. Танк мог разгоняться до 12 км/ч, мог пересекать рвы шириной до 1,5 метров. У него была основная пушка калибром 57 миллиметров а также пять пулемётов MG-08 калибром 7,92 миллиметров. Назвали танк 7 Abteilung, Verkehrswesen (A7V). Sturmpanzerwagen, что в переводе означает «штурмовой бронированный автомобиль».
Немецкий танк A7V, уничтоженный в боях при Виллер-Бретонне 24 апреля 1918 года.
Стоит сказать, что сразу после того, как танк вышел на поле боя, в нём были выявлены серьёзные недостатки. Днище и крыша танка оказались чересчур тонкими, они не выдерживали даже взрывную силу гранаты и артиллерийские обстрелы – а всё из-за того, что вместо бронированного сплава использовали сталь. Ещё одной проблемой был недостаточно высокий дорожный просвет, из-за чего танк мог без проблем двигаться только по ровной местности.
Танк A7V «Эльфрид III» захваченный во французском Сале. Впервые такие боевые машины были применены в Виллер-Бретонне 24 апреля 1918 года
Танк A7V с солдатами на броне.
Дошедший до наших дней A7V Sturmpanzerwagen свой первый бой принял 21 марта 1918 года, а его последний бой состоялся уже 24 апреля, в районе Виллер-Бретонь – боевая машина тривиально застряла в воронке. Экипаж, в состав которого входило, кстати 18 человек, покинул танк, и эту 33-тонную махину захватили солдаты Квинсленда из 26-го батальона.
Движение танка A7V по пересеченной местности.
Немецкий танк A7V «Эльфрид», захваченный французскими войсками в Виллер-Бретонне, 24 апреля 1918 года. Французская открытка 1918 года.
Стоит отметить, что задача эта была не из лёгких – солдатам пришлось прибираться к танку по нейтральной полосе под немецким обстрелом и потоками отравляющего газа.
Германский танк отбуксировали в тыл противника, а затем отправили в Австралию где железный монстр сразу стал достопримечательностью. Каждый солдат стремился сфотографироваться на память у «Мефисто», и это поднимало их боевой дух – ведь железный зверь был покорён.
Современная копия A7V в танковом музее Бовингтона.
Поврежденный в сражении танк A7V, 1918 год.
Танк A7V в городе Руа, 21 марта 1918 года.
Уже после войны танк провел несколько десятилетий на открытой площадке в Старом Музее Брисбена, и только в 1990-х его перевезли в Музей Квинсленда. В 2011 «Мефисто» оказался залит грязью во время наводнения, и ему потребовалась реставрация. Какое-то время после этого его выставляли на одном из военных мемориалов, а заем вернули в Музей Квинсленда.
Схема танка A7V Mephisto: как размещался экипаж и вооружение.
Танк A7V с экипажем.
Знак германского танкиста с изображением A7V, 1921 год.
Стоит сказать, что немцы неоднократно пытались вернуть единственный оставшийся «Мефисто» на Родину, но австралийцы возвращать трофей не торопятся. В настоящее время боевая машина находится в ангаре неподалеку от города Брисбен (Австралия) и помещена в кокон из полиэтилена, который защищает машину от негативных воздействий окружающей среды.
Германские войска захватывают французскую деревню во время Первой Мировой войны.
История знает случаи, когда именно боевая машина становится настоящим спасением для воинов. История о том, как двое солдат провели 13 дней в танке без еды и лекарств, отстреливаясь от фашистов, вряд ли оставит кого-то равнодушным.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: