Гентский алтарь, также известный как Поклонение мистическому Агнцу, представляет собой расписное панно, созданное в 1432 году для часовни в церкви Святого Иоанна Крестителя. Сложное многопанельное произведение искусства является выдающимся достижением человечества и признано первой крупной картиной, написанной маслом. Его сверкающие детали, цвета, похожие на драгоценные камни, и богатые мотивы христианской иконографии на протяжении веков завораживали зрителей, настолько сильно, что за свою 600-летнюю историю Гентский алтарь примерно тринадцать раз становился ключевой фигурой ограблений и преступлений.
Предыстория
Деталь Гентского алтаря (открытого), Ян ван Эйк, 1432 год. \ Фото: pbs.twimg.com.
Гентский алтарь посвящён библейской истории Иисуса Христа, его жертве, распятию и тому, как его кровь была животворящей. Он иллюстрирует различные библейские отрывки, в том числе то, как Агнец Божий проливает кровь, ссылаясь на отрывок из Книги Иоанна, 1:29. Другие источники также указывают на Книгу Откровений, 7:9.
Все внимание зрителя приковано к большой центральной панели, на которой совершается божественная литургия вокруг Агнца Божьего Иисуса Христа на фоне зелёного пейзажа с высоким горизонтом. Алтарь стоит посередине на небольшом зелёном холмике, возможно, представляющем гору Сион. Агнец стоит прямо на алтаре - живой, но истекающий кровью из раны, которая брызжет в чашу. Намёк понятен - смерть и воскрешение Христа, а также его жертва за человечество - отмечаются на алтаре во время каждой мессы. Сцена в целом отсылает к Тайной вечере, когда Иисус описал вино как свою кровь, которую он должен был пролить за всё человечество, чтобы заслужить прощение его грехов.
Богоматерь, Бог-Отец и Иоанн Креститель. \ Фото: wikimedia.org.
В пятнадцатом веке нашей эры темпера оставалась самым популярным средством для рисования, но Ян ван Эйк овладел техникой масляной живописи, став одним из первых художников эпохи Возрождения, сделавших это. Масляные краски придавали большую тонкость цветам и тону, а также позволяли достичь настоящей глубины в живописи, с которой не могли сравниться темперные панели или стены с фресками. Следовательно, работы Яна характеризуются высокой степенью натуралистической детализации, достигнутой с использованием самых тонких кистей. Всё на его картинах от кожи лица до далёких холмов, видимых через фоновое окно, передано с мельчайшими и чрезвычайно убедительными деталями. Другими особенностями художника являются яркие цвета, богатая текстура и общая отделка. Ещё одной особенностью его творчества является частое использование повседневных предметов в сценах для косвенного обозначения религиозных идей. Раковина, например, символизировала воскресение Иисуса Христа, в то время как готическая архитектура символизировала Новый Завет.
Слева направо детали Алтаря: Гавриил. \ Мария.
Отделанный несколькими панелями дубовый алтарь, написанный маслом, может вызвать споры о его авторстве, но в одном все искусствоведы сходятся во мнении, что «Поклонение мистическому агнцу» - одно из величайших произведений искусства эпохи Возрождения. Первоначально он состоял из двенадцати панелей в рамах, раскрашенных с обеих сторон, и должен был стоять в тогдашней часовне церкви Святого Иоанна Крестителя, которая с тех пор стала собором Святого Бавона. Работа была заказана Йодокусом Вийдом, и он появляется на нижней левой панели, когда произведение закрыто; его жена, Элизабет, появляется на нижней правой панели. На других панелях с обратной стороны изображены два пророка, два святых, две Сивиллы, архангел Гавриил и Дева Мария.
Слева направо детали алтаря в закрытом виде: Эритрейская сивилла. \ Кумская сивилла.
В открытом виде алтарный образ имеет размеры 5,2 х 3,75 метра. Нижняя центральная панель даёт произведению его название и изображает толпу, поклоняющуюся агнцу, символу Иисуса Христа и его жертвы при распятии. Вверху изображён Бог в окружении Девы Марии и Иоанна Крестителя. На левом крыле панелей изображён обнажённый Адам, поющие ангелы и рыцари, в то время как на противоположном крыле изображены Ева, органисты, святые-отшельники и пилигримы. Возможно, главной темой должно стать искупление человечества.
Слева направо детали алтаря в закрытом виде: Окно. \ Шкаф.
Фигурам в часто сложных сценах придаётся реалистичный трёхмерный вид, но это происходит из-за эффектов окраски и затенения, они фактически существуют в трёхмерном пространстве, которое является иллюзорным, поскольку математическая перспектива в искусстве тогда была неизвестна в Нидерландах. Фигурам приданы гиперреалистичные детали. Например, это отчётливо видно в изображении Адама на дальней левой панели и молящегося покровителя произведения с его встревоженным выражением лица. Все панели окрашены в цвет драгоценных камней и покрыты имитацией сусального золота, придающего сияние в тусклом углублении церковного алтаря.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Почему архитектор Брунеллески, построивший главный собор Флоренции, 30 лет не был в родном городе >>
Наполеон Бонапарт, 1794 год
Фрагмент Алтаря нижний ряд: Поклонение агнцу. \ Фото: bing.com.
Гентский алтарь, избежавший разрушения во время буйного кальвинистского иконоборчества восьмого и девятого веков благодаря высокой степени защиты, заслужил репутацию произведения искусства, имеющего большое историческое значение. Один итальянский кардинал даже назвал его «Лучшей картиной в христианском мире». Это означало, что ко времени Французской революции Наполеон Бонапарт положил глаз на выдающееся произведение искусства. В 1794 году он послал своих солдат украсть четыре панели алтаря с места его упокоения в соборе Святого Бавона. Успешно похитив четыре панно с Гентского алтаря, французы с гордостью выставили их на всеобщее обозрение в недавно открывшемся музее Лувр в центре Парижа. После поражения Наполеона во время битвы при Ватерлоо панели вернулись к своему законному владельцу вместе со многими другими произведениями искусства.
Генеральный викарий собора Святого Бавона, 1815 год
Слева направо: Праведные Судьи и Воинство Христово. \ Шествие отшельников и пилигримов.
В 1815 году генеральный викарий собора Святого Бавона заложил и в конечном итоге продал шесть панелей с алтаря в попытке погасить свои долги. Он утверждал, что продал панели, потому что они были старыми и изъеденными червями, хотя на самом деле они были в отличном состоянии. Проданные панели прошли через нескольких продавцов, прежде чем попасть в руки короля Пруссии. Оттуда они выставлялись в Берлине в течение следующих ста лет, тем самым связывая их с немецкой историей.
Немецкие солдаты в Первой мировой войне
Изображение жертвователей на Гентском алтаре (открыт), Ян ван Эйк, 1432 год. \ Фото: med.anthrobg.net.
Во время Первой мировой войны немцы пытались украсть остальную часть алтаря, чтобы дополнить его шестью панелями. Но церковный сторож предотвратил их кражу, спрятав панели между стенами и половицами резиденции епископа, прежде чем переправить их контрабандой в безопасное место в сельской местности. После окончания войны Версальский мирный договор поставил восстановление этого шедевра одним из своих условий. Это означало, что шесть берлинских панно вернулись на своё законное место, объединившись с остальной частью алтаря в соборе Святого Бавона в Генте, таким образом впервые за столетие воссоединив всё произведение искусства.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Какие тайные смыслы скрывают скульптуры Давида: От Донателло до Микеланджело >>
Неизвестные преступники, 1934 год
Панель с изображением Праведных судей, точная копия, написанная реставратором Джефом Ван дер Векеном.
Десятого апреля 1934 года группа неизвестных преступников ворвалась в собор Святого Бавона и украла нижние левые соединённые панели алтаря с изображением Праведных судей и святого Иоанна Крестителя. Похитители оставили одну часть коллегии на железнодорожном вокзале Гента и отправили письмо с требованием выкупа в размере одного миллиона франков в обмен на коллегию Праведных судей. Чиновники отказались платить, и, к сожалению, несмотря на тщательные поиски, панель до сих пор отсутствует. Однако в 1939 году весьма уважаемый бельгийский переписчик и реставратор Джеф Ван дер Векен нарисовал точную копию, чтобы заменить недостающую часть.
Адольф Гитлер и нацистская партия, 1940 год
Гентский алтарь в соляной шахте Альтаусзее во время Второй мировой войны. \ Фото: chicagotribune.com.
И Адольф Гитлер, и Герман Геринг были страстными поклонниками Гентского алтаря и считали, что имеют право вернуть его в качестве поправки к Версальскому договору. Бельгийские чиновники попытались спрятать алтарный образ, перевезя его в Ватикан в Риме. Но нацисты перехватили их в пути, конфисковав картину и отправив её на юг Франции. Затем они перенесли алтарь в замок Нойшванштайн в Германии в 1942 году. Оттуда нацисты переместили алтарный образ и спрятали его в огромном хранилище на соляной шахте Альтаусзее в Австрии вместе со многими другими украденными произведениями искусства и сокровищами. В 1945 году, после провала немецкого наступления, мужчины и женщины-монументалисты армии США вернули Гентский алтарь вместе с 400 тоннами украденных произведений искусства. Наконец, в октябре 1945 года Гентский алтарь был возвращён в собор Святого Бавона в Генте, Бельгия, где он находится и по сей день.
В следующей статье читайте также о том, почему Яна ван Эйка называют великим алхимиком и что известно о его многогранных и невероятно реалистичных картинах.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: