Современное искусство   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 0
0
-1 0
Арт    




Можно по-разному относиться к социалистическому реализму и архитектуре советского модернизма, но вот открытки тех времен мало кого оставляют равнодушным. Их бережно хранят и до сих пор дарят друг другу, коллекционируют, покупают за немалые деньги и нередко пытаются узнать хоть что-то о жизни людей, создававших настоящий праздник на маленьком клочке бумаги. Пушистый снег, драматичные или смешные истории, реалистично изображенные звери или смешные помощники Деда Мороза, Новый год в космосе или в сказочном королевстве… Художники советской открытки были, несомненно, настоящими мастерами своего дела.


Легендарный художник открытки - Владимир Зарубин



Открытка Владимира Зарубина.

Открытка Владимира Зарубина.


Наверное, каждый, кто родился в СССР или на постсоветском пространстве, знаком с чудесными открытками Владимира Зарубина. Бельчата и зайчики обмениваются конфетами, к ежику нагрянули гости, свет – уютен, елки – пушисты… Однако судьба самого художника не была похожа на тот сказочный мир, который он изображал. В юном возрасте он чудом избежал смерти в трудовом лагере в Руре. После войны отправился работать на завод и там быстро стал «заводским художником» - трудился над созданием стенгазеты. Но увидев объявление о наборе на курсы мультипликаторов от «Союзмультфильма», понял, что это его судьба. Зарубин работал над такими всенародно любимыми мультфильмами, как «Маугли», «Ну, погоди!» и «По следам Бременских музыкантов», где лично придумал образ Сыщика (конечно, гениального). Работа в студии была тяжелой, изматывающей физически и морально, так что Зарубин, чтобы отвлечься, начал рисовать небольшие сказочные сюжеты – такие, какие сам хотел.

Открытка Владимира Зарубина.

Открытка Владимира Зарубина.


Его открытки нещадно критиковали комиссии, но любили простые советские люди. Очень многие идеи Зарубина так и остались нереализованными. В девяностые появилась надежда на то, что их можно будет вынуть «из стола» - ведь больше нет строгих комиссий. Но… не было и денег на производство такой продукции. Теперь Зарубину отказывали издательства. Биография Владимира Зарубина – это история о том, как сквозь неприятие и нереализованность человек с большим талантом пронес огромную любовь к своему делу – и своему зрителю. Несмотря на сложный творческий и жизненный путь, Владимир Зарубин остался в памяти советских (и постсоветских!) граждан человеком, дарившим людям настоящий праздник своим талантом и добротой, сквозившей в каждой линии, каждом штрихе.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Почему остался без работы художник, на открытках которого выросло целое поколение: Владимир Зарубин.

Эксперименты Лидии Модель



Открытка Лидии Модель.

Открытка Лидии Модель.


Лидия Модель тоже работала на «Союзмультфильме» - впрочем, как и многие художники открытки. Училась она в Текстильном институте, Московском институте декоративного и прикладного искусства и на художественном отделении Всесоюзного государственного института кинематографии. Лидия Гиларьевна – таинственное Л.Модель на обороте - в своих открытках стремилась к экспрессии, даже декоративности, больше свойственной именно мультипликации. Ее маленькие герои то отправлялись на Крайний Север, куда спешили доставить подарки (и новогоднее настроение, разумеется!), то летели на лыжах вниз с горы, а то и праздновали Новый год в открытом космосе.

Открытки Лидии Модель.

Открытки Лидии Модель.


Помимо создания фонов для мультипликационных фильмов, открыток и почтовых марок, нашла себя в станковой живописи, где показала широкий спектр владения художественными материалами и стремление к творческому эксперименту.

Озорные зверята Владимира Четверикова



Открытка Владимира Четверикова.

Открытка Владимира Четверикова.


Четвериков очень рано начал рисовать – в четыре года. В пять лет у него уже состоялась персональная выставка – да-да, прямо в детском саду! Однако сам он мечтал связать свою жизнь… с морем. Он поступил в мореходное училище, однако по специальности не работал – помешал… дальтонизм. Однако дальтонизм не стал преградой для поступления в Строгановку! На экзамене Четвериков выбрал не рисунок, а скульптуру, чтобы скрыть проблемы со зрением. Яркие открытые цвета у Четверикова, возможно – последствие именно этой его особенности.

Открытка Владимира Четверикова.

Открытка Владимира Четверикова.


Баночки с краской он подписывал, чтобы не перепутать, но иногда просил помочь племянницу, которая иногда служила моделью для его Дюймовочек и других очаровательных героинь. Четвериков любил рисовать открытки с необычными сюжетами, юмористические и иногда саркастичные, поэтому нередко его эксперименты «зарубала» строгая комиссия. Он не прожил и пятидесяти лет, однако уже с молодости обзавелся прозвищем Дед – потому что заботился обо всех, как добрый старший родственник, готов был отдать последнее, совершенно не задумываясь о собственном благополучии. Личная жизнь, вероятно, у Четверикова не сложилась именно поэтому – но сегодня его открытки стали предметом особой любви коллекционеров советского искусства.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Какую «антисоветскую» тайну хранил всю жизнь любимый иллюстратор-сказочник СССР: Юрий Васнецов.

Добрый мир Татьяны Жебелевой



Открытка Татьяны Жебелевой.

Открытка Татьяны Жебелевой.


Открытка Татьяны Жебелевой.

Открытка Татьяны Жебелевой.


Открытки Татьяны Жебелевой разнообразны – здесь и очаровательные снегири среди ветвей рябин и елей, написанные с поразительной точностью, и очаровательные малыши с санками, словно герои мультфильма, и сказочная Снегурочка. Художница не ограничивалась одним-единственным стилем и техникой работы, в каждой своей открытке предлагая зрителю что-то новое, но неизменной оставалась доброта, с которой она создавала свои работы.

Анималист Алексей Исаков



Открытки Алексея Исакова.

Открытки Алексея Исакова.


Открытки Алексея Исакова.

Открытки Алексея Исакова.


Открытки Алексея Исакова – это настоящие шедевры анималистической живописи. Его отец был известным ученым-орнитологом, и сам Исаков окончил биофак Московского педагогического университета им.Ленина – анатомию животных он знал и понимал, как настоящий исследователь. Именно поэтому его зайцы, белки и олени выглядят потрясающе живыми, а невнимательный взгляд не отличит картины Исакова от мастерски сделанной фотографии. Потрясающая детализация звериных образов – и не уступающая ей атмосфера зимнего леса. Кажется, чувствуешь и хруст снега, и морозец, и запах хвои… Художник использовал акварель и кисти из соболиного волоса, чтобы добиться убедительной фактуры шерсти и оперения своих персонажей. Он работал и как станковый художник, и как книжный иллюстратор, в девяностые создавал дизайн конвертов и марок для американского общества «Audubon». Кроме того, создавал росписи на фарфоре британской компании «Bradford Exchange».

И еще немного новогоднего настроения от русских и советских художников...

Текст: Софья Егорова.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








5048
31.12.2022 18:50
В закладки
Версия для печати




Смотрите также