Живопись   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 0
0
-1 0
Арт    



Зинаида Серебрякова — одна из самых ярких фигур живописи XX века. Ее творчество, с одной стороны, симптоматично для своего времени, а с другой, ярко индивидуально. Серебрякова отличалась мастерством передачи света и цвета, что придавало ее работам, написанным зачастую на согревающие душу сюжеты, особую живость и легкость. Однако ее судьба была совсем не такой простой и беззаботной. Рожденная в творческой семье, она столкнулась с трудностями в личной жизни и карьере, пережив революцию и эмиграцию.

Картины как иллюстрация к жизни


Маленькая Зинаида Лансере, будущая Серебрякова, была с первых дней «обречена» связать свою жизнь с искусством: её отец был скульптором, а мать – потомственным художником графиком. В добавок к этому она росла в окружении братьев Бенуа – Александра, одного из самых влиятельных художественных критиков, и Альберта, члена Академии художеств.

Её детство, словно с картинки, было наполнено любовью, посиделками в кругу семьи, домашними спектаклями, музыкальными и поэтическими вечерами.
З. Серебрякова. Вид из окна в Нескучном. Фрагмент / Фото: gallerix.ru

З. Серебрякова. Вид из окна в Нескучном. Фрагмент / Фото: gallerix.ru

Юная Зинаида получила всестороннее образование. Уйдя по собственному желанию из Академии художеств, она решила начать обучение в художественной школе Марии Тенишевой, одной из самых выдающихся женщин в искусстве. Тенишева была не только основательницей музеев и нескольких учебных заведений для начинающих творцов, но также меценаткой, коллекционеркой и преподавательницей.

Осип Браз, бывший учителем Зинаиды в это время, был одним из самых значительных художников-портретистов своего времени, и, возможно, именно это сыграло роль в дальнейшей карьере Серебряковой.

Как и многие выдающиеся творцы XVIII-XIX столетий, Зинаида Лансере несколько лет путешествовала по Италии, впитывая художественные традиции Античности, Средневековья, Возрождения и Барокко. Продолжила своё европейское путешествие Серебрякова в Париже, где обучалась в Академии де ла Гранд Шомьер.
З. Серебрякова. Зеленя осенью. Фрагмент / Фото: ru.wikipedia.org

З. Серебрякова. Зеленя осенью. Фрагмент / Фото: ru.wikipedia.org

Удивительным открытием для любителя искусства может стать то, что в эти годы Зинаида Лансере увлекалась отнюдь не портретами – она писала множество пейзажей. Проводившая много времени на природе в усадьбе Нескучное, что послужило вдохновением её первым работам. Она пишет бескрайние зеленые поля, яблони, мельницы, деревенские церкви и усадебную архитектуру. Эти акварельные работы, выполненные в стиле импрессионизм, наполнены умиротворением и спокойствием.

Первый жизненный удар Зинаида встретила, будучи ещё совсем маленькой, когда умер её отец. Следующие невзгоды настигли художницу в возрасте 20 лет. В 1905 году Зинаида Лансере и Борис Серебряков, её возлюбленный, решили закрепить свои отношения и обвенчаться. Однако ни один священник не соглашался способствовать бракосочетанию молодых людей.
З. Серебрякова. Портрет мужа. Фрагмент / Фото: gallerix.ru

З. Серебрякова. Портрет мужа. Фрагмент / Фото: gallerix.ru

Дело было в том, что Зинаида и Борис были друг другу двоюродными сестрой и братом. И хотя родные не осудили молодых за их выбор, однако православные священники не хотели пойти против Церкви и её устоев, запрещающих браки между близкими родственниками. Более того, Зинаида была католичкой, а Борис – православным. Когда безумно влюбленные друг в друга молодые люди уже были готовы отказаться от своей веры, им все же удалось найти одного церковнослужителя, готового за большие деньги обвенчать пару.

Счастье в Нескучном


Первые годы совместной жизни молодоженов, были, возможно, самым счастливым временем в жизни Зинаиды Лансере. В браке родились 4 детей, и художница сама занималась их воспитанием. Вместе с ними она проводила много времени на природе, и, как и в подростковом возрасте, восхищалась красотой родной земли и любимой деревни.

На протяжении десятилетия она пишет целые циклы, посвященные народной жизни и крестьянскому труду. Одной из самых знаменитых картин крестьянского цикла в творчестве Серебряковой является полотно «Жатва». Оно создавалось на протяжении нескольких лет и претерпело множество изменений, которые мы можем наблюдать, рассматривая большое количество эскизов и набросков.
З. Серебрякова. Жатва. Фрагмент / Фото: ru.wikipedia.org

З. Серебрякова. Жатва. Фрагмент / Фото: ru.wikipedia.org

Словно продолжая линию Венецианова, Серебрякова изображает крестьянок, собирающих хлеб в золотых полях. Их движения, напоминающие танец, полны грации и трудолюбия, а мягкий свет подчеркивает теплые оттенки природы. Серебрякова мастерски передает игру света и тени, создавая ощущение гармонии и единства с окружающим миром.

В это же время художница решает создать один из первых портретов – и пишет себя в отражении зеркала. Именно эта картина, созданная, казалось бы, в качестве развлечения и не всерьез, сделала девушку знаменитой и до сих пор является символом её творчества.
З. Серебрякова. Автопортрет. Фрагмент / Фото: gallerix.ru

З. Серебрякова. Автопортрет. Фрагмент / Фото: gallerix.ru

На полотне изображена молодая женщина, с легкой улыбкой смотрящая на себя в зеркале и приводящая свои роскошные длинные волосы в порядок. Фон картины, хотя и несколько размытый, но наполненный бытовыми деталями, привлекает внимание зрителя.

Композиция картины строится вокруг фигуры женщины, которая, несмотря на свою уединенность, кажется частью более широкого контекста. Эта работа не только запечатлевает момент, но и передает внутреннее состояние героини, её стремление к красоте и гармонии. На полотне отражена не только повседневная жизнь, но и глубокие женские переживания о тихом счастье, что делает эту работу особенно значимой в контексте женского искусства начала XX века.

Свет играет ключевую роль в этой работе. Мягкие световые блики создают теплую атмосферу и подчеркивают нежность и уязвимость героини. Лицо модели не дает нам отвести взгляд: мы рассматриваем глубокие карие глаза, розовый румянец на щеках, нежные слегка растянутые в смущенной улыбке губы. Серебрякова мастерски передает текстуру кожи и волос, добавляя реалистичности образу.
З. Серебрякова. Портрет ребенка. Фрагмент / Фото: gallerix.ru

З. Серебрякова. Портрет ребенка. Фрагмент / Фото: gallerix.ru

Эту картину, вместе с ещё одним пейзажем, молодая Зинаида выставила на одной из экспозиций «Мира искусств» - одном из ведущих художественных объединений Серебряного века. Там полотна, наполненные радостью, легкостью и восторгом существования, произвели фурор и, конечно, были выкуплены для экспонирования в Третьяковской галерее. Наступил расцвет творчества Зинаиды Серебряковой.

«Визитной карточкой» художницы стали портреты её детей. Эти картины наполнены особым теплом и искренностью. Серебрякова умело передает непосредственность детских эмоций, используя яркие и насыщенные цвета, что создает жизнерадостное и оптимистичное настроение. Как и в портрете у зеркала, она пишет большие, словно блюдца, бездонные и святящиеся внутренним блеском глаза, от которых невозможно оторваться.
З. Серебрякова. Портрет сына. Фрагмент / Фото: gallerix.ru

З. Серебрякова. Портрет сына. Фрагмент / Фото: gallerix.ru

Серебрякова стремится запечатлеть детей в естественной обстановке, что позволяет показать их характер и индивидуальность. Она часто изображает их в игре или в бытовых сценках, не позирующими, а живущими свою жизнь. Серебрякова передает мимику и жесты, делая образы детей выразительным и живым.

Другой особенностью этих портретов является палитра, которую использует художница: это всегда теплые оттенки, мягкий свет. Благодаря этому на каждом полотне царит уютная атмосфера и связь детей с родным им пространством, наполненном детально выписанными игрушками и предметами быта.
Каждая работа наполнена чувством, будь то радость, задумчивость или невинность, что позволяет зрителю сопереживать и чувствовать связь с изображенным.

«Ничего больше, кроме тоски, нет»


Однако революция 1917 года положила конец идиллии молодой семьи. Жизнь Зинаиды Серебряковой кардинально изменилась. Революция лишила её финансовой стабильности и социальных привилегий. Усадьба «Нескучное», где Серебрякова прожила свои самые счастливые годы, была разрушена.

В 1920 году, после гражданской войны, Зинаида эмигрировала во Францию. В новой культурной среде ей пришлось адаптироваться к жизни без родины. Серебряковой, художественный язык которой принадлежал Серебряному веку, пришлось нелегко в Париже. И хотя в её творчестве заметно влияние живописцев того времени, она осталась верна своему стилю.

Первые годы жизни в Париже Серебрякова зарабатывала немного, но старалась отправлять хоть какие-то средства в Россию матери и детям. Летом 1925 году к ней переехал ее младший сын Александр, вместе с ним она жила в крохотной комнате.

В 1927 году в Париж приехал в командировку ее брат Евгений Лансер, снявший и помогший обставить для нее двухкомнатную квартиру. Через несколько лет двоих детей Катю и Сашу переправили во Францию. С двумя старшими детьми, Евгением и Татьяной, Зинаида увидится только через 36 лет.

З. Серебрякова. Портрет в шарфе / Фото: rodina-history.ru

З. Серебрякова. Портрет в шарфе / Фото: rodina-history.ru

Лишь во время хрущевской оттепели удача вновь улыбнулась Зинаиде Серебряковой. В 1965 году открылось сразу 3 выставки художницы, которой было уже за 80. Публика встретила их с восторгом, а Серебрякова вновь стала знаменитой и всеми любимой. 19 сентября 1967 года Зинаида Серебрякова скончалась в Париже после кровоизлияния в мозг. Сейчас работы художницы находятся в ГМИИ им. А. С. Пушкина и Государственной Третьяковской галерее в Москве, Государственном Русском музее в Петербурге, во множестве региональных институций и частных коллекциях в России и за рубежом.

Больше об искусстве ХХ века читайте в статье 7 картин Пикассо, которые изменят привычное представление о художнике

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








5483
3.11.2024 12:42
В закладки
Версия для печати




Смотрите также