Русские императрицы всегда славились роскошными нарядами, которые они умели носить достойно и величественно, хотя многие царские одеяния были неудобными, тяжелыми, стесняющими движения, а тугие корсеты настолько затрудняли дыхание, что можно было легко потерять сознание. Царская мода была переменчива, она прошла множество этапов от русского стиля до европейского и обратно, но во все времена русские императрицы стремились соответствовать своему статусу.
Одежда цариц допетровской эпохи
Императрицы допетровской эпохи в царском одеянии: царица Софья и царица Марфа Матвеевна
До начала XVIII века русские женщины всех сословий, включая царских особ, носили национальную одежду. В теплое время года это были сарафаны, платья, юбки с блузками, душегрейки, ватошники, зимой - соболиные шубы.
Наряды цариц были сложными и многослойными, состоявшими из нескольких слоев одежды. Нижняя льняная рубашка обычно была простого покроя, поверх нее надевалась шелковая рубашка, которую называли «красная», то есть - красивая, нарядная. Ее украшали вышивкой и бисером, но в ней царица могла ходить только в своих покоях и не появляться на глаза посторонним людям.
Поверх «красной» рубашки обычно надевалось платье или охабень - распашная рубашка с длинными рукавами. В более холодное время года носили душегрейки - теплые суконные или меховые кофты без рукавов и воротников, сверху обшитые дорогими тканями - парчой или шелком. Душегрейки с воротниками и рукавами называли епанечкой.
Основным украшением всех верхних нарядов были вошвы - декоративные вставки, сделанные из дорогой ткани и расширяющие силуэт. Их расшивали жемчужными украшениями, золотыми и серебряными нитями. Украшения также вшивались в широкие рукава, в горловину, опускаясь на грудь.
Зимняя верхняя одежда представляла собой либо натуральную соболиную шубу, либо «платно» - длинное пальто на меху, с широкими рукавами, сшитое из тяжелых дорогих тканей, украшенных мехом, вышивкой и самоцветами.
Кокошник был основным головным убором русских цариц допетровской эпохи / Фото: culture.ru
Особое внимание уделялось головному убору, поскольку на Руси он считался обязательным для замужней женщины. Царицы носили кокошники, обшитые дорогими тканями и украшениями. В холодное время годы под кокошник надевали пуховый платок.
Женские наряды при Петре I
Платье императрицы Елизаветы Петровны / Фото: mireahistory.fandom.com
В 1700 году Петр I издал указ о замене традиционных русских нарядов на модную европейскую одежду, при этом ее должны были шить в России, чтобы поддерживать своего производителя. Заграничная мода была чужда русским женщинам, и на Руси приживалась с трудом, но император под страхом смерти запретил шить национальную одежду и одновременно ввел моду на ассамблеи - торжественные вечера с танцами, угощениями и светскими разговорами, где собирался весь цвет общества.
Поэтому к новой моде быстро привыкли, и традиционные свободные рубашки и сарафаны уступили место элегантным приталенным платьям с очень глубоким вырезом, короткими рукавами и широкой юбкой в виде колокола. Чтобы придать такой вид юбке, в нее вшивали специальные обручи из китового уса. Такая одежда требовала разнообразных причесок, поэтому традиционные кокошники и платки, под которыми женщины прятали волосы, также быстро ушли в прошлое. На смену им пришли парики и дамские шляпки, которые выполняли больше декоративную функцию. В моду также вошли корсеты, оборки, кружева и различные драгоценные украшения.
Императрица Екатерина I, супруга Петра I любила роскошь и красивые пышные наряды. Она всегда одевалась по последней европейской моде и стала известна тем, что издала указ, запрещающий женщинам надевать платья, похожие на те, в которых ходила она. В частности, это касалось одежды золотого цвета, украшений из меха горностая и бриллиантов, украшающих голову с двух сторон, допускалось только использовать бриллиантовые украшения с левой стороны головы.
Платья Екатерины II, сохранившиеся в Эрмитаже
В 1700-е годы на российском престоле успели побывать пять императриц. Все они придерживались в одежде европейского стиля, носили пышные платья из дорогих тканей, под платья надевали корсеты, в повседневной жизни поверх платья надевали «робу» - верхний слой яркой распашной ткани, который украшали кружевами, цветами и вышивкой.
Петербургский стиль и галерея костюма в Эрмитаже
Последняя русская императрица Александра Федоровна предпочитала элегантный, но не вычурный стиль в одежде
По своему статусу императрица не могла дважды появляться на публике в одном и том же платье, поэтому до наших дней дошло не так много платьев русских императриц, лишь небольшая часть их хранится галерее костюма Государственного Эрмитажа. Многочисленные наряды русских императриц, как правило, не хранились в их гардеробе, их отдавали в церкви и монастыри, где из них шили церковные одеяния, или дарили придворным дамам для создания маскарадных костюмов на балы.
После победы в Отечественной войне 1812 года в придворную моду вновь вошел русский стиль, а в 1834 году Николай I своим указом сделал его обязательным, при этом он получил название петербургский стиль. Теперь все дамы во дворце и на светских мероприятиях должны были носить одежду, сшитую в русском стиле, хотя она могла быть дополнена различными украшениями по своему вкусу и традиционными европейскими элементами в виде декольте и приталенного силуэта. Верхнее платье должно быть сшито из бархата, с длинными рукавами и шлейфом. Императрице полагался самый длинный шлейф, который мог достигать четырех метров. Кокошники стали обязательным атрибутом, их делали из шелка с золотой вышивкой, также в виде кокошников стали делать дорогие тиары, украшенные драгоценными камнями.
При Николае I приобрел значение и цвет платья, нежно-голубые наряды полагалось носить фрейлинам великих княжон, розовые с серебром — гофмейстеринам при фрейлинах, пурпурные с золотом - фрейлинам императриц. Приглашенные на светские мероприятие дамы, не имевшие чинов при дворе, могли использовать любые цвета одежды, кроме тех, которые по статусу полагались придворным дамам. При более либеральном Александре II все жесткие требования к одежде придворных исчезли, и петербургский стиль перестал существовать.
Галерея костюма в Эрмитаже, где представлены сохранившиеся платья русских императриц / Фото: kostumologiya.ru
Последняя русская императрица Александра Федоровна, супруга Николая II, хоть и следила за модой, но предпочитала умеренность в одежде, она носила только удобные платья нежных пастельных оттенков, без излишеств и экстравагантности. Ее стиль называли изысканным, но сдержанным. И своим четверым дочерям она прививала такое же отношение к одежде, стараясь вырастить из них скромных христианок.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: