Во время военных действий люди порой становятся суеверными. Различные боевые приметы выступают в качестве своеобразных психологических успокоителей. Они помогают воинам в сложных условиях победить страх, стать более уверенными. Существуют военные табу, которые распространяются на некоторые действия перед боем. Считается, что соблюдение правил поможет вернуться живым с поля битвы.
Не фотографироваться перед ответственным боем
Фотографироваться перед боем считалось плохой приметой. /Фото: photochronograph.ru
По утверждениям психолога Константина Платонова, летчики и танкисты перед выполнением боевых заданий старались не фотографироваться. Даже если была необходимость провести фотосессию, то это следовало делать после того, как все пилоты вернулись на аэродром, а танкисты возвратились в расположение своих войск. Такая примета появилась после истории, связанной с летчиком Нестеровым. Герой Первой мировой войны погиб, выполняя задание. А причиной якобы была проведенная перед вылетом фотосессия. Понятно, что, скорее всего, позирование летчика перед фотокамерами было не причем, но тем не менее, появилось мнение, что фотографироваться стоит исключительно после окончания операции.
Хранить патрон из первой обоймы и талисманы из осколков и пуль
Из пуль и осколков снарядов делали амулеты. /Фото: stihi.ru
Существовала примета, связанная с патронами: говорили, что последний патрон из первой выданной обоймы следует сохранить и использовать как амулет. Отстрелять пулю можно было только после возвращения домой. Про такое военное суеверие писал историк Пушкарев: у него был товарищ, который всю войну хранил первую обойму.
Была еще одна примета: из пуль и осколков, которыми был ранен кто-то из военных, бойцы изготавливали талисманы-обереги. Фронтовики Великой отечественной войны вспоминали, что такое правило было связано с убеждением, что, обладая таким оберегом, человек будет спасен от ранений и смерти. Ведь он носит с собой единственную пулю, которая могла бы поразить, но не может — она уже с бойцом. Солдаты просверливали отверстие в осколке или пуле, продевали веревочку и вешали амулет на шею.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:Чем отличаются советские хрущевки, сталинки и брежневки, и Причем тут популярная рок-группа «Мумий Тролль».
«Счастливая» форма как надежный оберег
Счастливым оберегом была проверенная солдатская форма. /Фото: kartinkof.club
Очень трепетно военнослужащие относились к так называемой «счастливой» форме. Говорили, что она бережет бойца от пуль и позволяет выжить. Такая одежда приобретала статус оберега, и солдаты надевали ее всегда перед тяжелыми боями.
По воспоминаниям героя Балтийского флота Лукьянова, форма (гимнастерки), в которой солдат ушел на фронт, была пронизана теплыми воспоминания о довоенной жизни. Часто именно в эту гимнастерку руками матери или жены была зашита защитная иконка или крестик.
Летчик Прибылов (Герой Советского Союза) совершал вылеты всегда в одном и том же зимнем комбинезоне. Коллега летчика, Пургин, который сделал целых 232 вылета, летал всегда в старой форме. Когда командиры выражали неудовольствие при виде бойца в старой гимнастерке, те просто надевали старую вещь под новую, или же переодевались перед боем в изношенную, хранящую их одежду, так, чтобы никто не видел.
У летчиков вообще много военных примет. Например, они не любят число 13. Во время Великой Отечественной войны говорили, что неопытный летчик должен налетать 12 полетов. И быть в это время особенно осторожным. А вот когда число вылетов перевалит за 13, все будет гораздо проще и безопаснее. Не пользуются популярность также самолеты, имеющие бортовой номер «13» и вылеты тринадцатого числа.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:Странные магазины времён СССР, которые неплохо было бы открыть и сегодня.
Не надевать чистое белье перед боем
Чистое белье перед боем в советской армии старались не надевать. /Фото: i.pinimg.com
Примета, связанная с чистым бельем, которое солдаты надевают перед боем, неоднократно менялась. Например, в императорской армии смена нательного белья на чистое перед боем считалась обязательным условием. В те времена главным было религиозное сознание, а не светское. Так как каждое сражение могло быть последним, боец готовился предстать перед Богом. А появляться перед ним в грязной одежде — это грех. Потому надо было выглядеть опрятно, чисто, по возможности. По утверждениям менее набожных врачей и санитаров, чистое белье снижало возможность заражения крови после тяжелых ранений.
Что касается советской военной среды, то тут суеверие было другим: перед сражением ни в коем случае не рекомендуется надевать чистое нательное белье. Это делалось для того чтобы не стать потенциальной жертвой. Мысль о том, что человек может предстать перед Господом, сознательно откидывалась.
Запрет на бритьё перед боем
Бриться перед боем — плохая примета.
Бритье перед боем также считалось плохой приметой. Например, во время Великой отечественной войны советские летчики брились исключительно вечером, а не прямо перед боевыми вылетами. Один инцидент позволил такой примете еще сильнее укрепиться в сознании летчиков: когда проводили освобождение Польши, два летчика из 141 штурмового полка и из Первой эскадрильи, считая, что погода не позволит взлететь, тщательно побрились. Однако внезапно метеорологические условия улучшились, и от командования поступил приказ о начале боя.
В результате вернулись на аэродром все летчики, кроме тех, которые побрились прямо перед вылетом, то есть нарушили правила.
Не брились перед сражением и солдаты, воевавшие в Афганистане. В те времена заместителем командира роты специального назначения был Геннадий Удовиченко, и он понятно объяснил почему был запрет на бритье. Этого требовала безопасность: душманы имели очень развитое обоняние. А так как в Афганистане влажность воздуха очень мала, то запахи способны распространяться на весьма большие расстояния. Если боец вымылся с мылом, побрился и нанес на лицо одеколон, то он мог стать очень легкой добычей — противники чувствовали запах гигиенических средств издалека.
Некоторые крупные нацистские преступники успешно затерялись после окончания Второй мировой. Впрочем, уйти от правосудия им не удалось даже спустя десятилетия: Как ловили самого разыскиваемого нацистского преступника: Арест "архитектора Холокоста" Адольфа Эйхмана.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: