![Луис Комфорт Тиффани - художник и предприниматель. Луис Комфорт Тиффани - художник и предприниматель.](https://kulturologia.ru/files/u23467/234672464.jpg)
Луис Комфорт Тиффани - художник и предприниматель.
Имя Тиффани известно каждому, благодаря ювелирной марке Tiffany & Co и фильму «Завтрак у Тиффани» с неподражаемой Одри Хепберн. Чарльз Луис Тиффани был одним из самых коммерчески успешных ювелиров Америки, но переворот в декоративно-прикладном искусстве США совершил не он, а его «блудный сын» – Луис Комфорт Тиффани, очарованный разноцветными мечетями Северной Африки.
![Легендарные лампы Тиффани. Легендарные лампы Тиффани.](https://kulturologia.ru/files/u23467/234676345.jpg)
Легендарные лампы Тиффани.
Луис вырос в роскоши. С детства его окружали красивые вещи, великолепные интерьеры, прекрасно одетые люди. Он был третьим из шести детей Чарльза Тиффани, и тот возлагал на него большие надежды. Семейные деньги позволили Луису получить прекрасное художественное образование. Он много путешествовал, побывал в Англии, Ирландии, Франции, Италии, Испании. В Музее Виктории и Альберта его поразило собрание римского и сирийского стекла – многие годы оно мерцало в его сознании и не давало покоя.
Довелось ему побывать и в странах Северной Африки, и впоследствии он собрал обширную коллекцию исламской утвари и мебели.
Вернувшись в США, на какое-то время Луис посвятил себя живописи и был достаточно успешен, хотя, надо сказать, не обладал собственным стилем и манерой письма.
![Картины Тиффани. Картины Тиффани.](https://kulturologia.ru/files/u23467/234675637.jpg)
Картины Тиффани.
Он владел техниками масляной и акварельной живописи, освоил пейзажный, бытовой и исторический жанр. Его картины вполне соответствовали «трендам» в живописи тех лет – охристые тона, ориентализм, классическая композиция и академический подход к плановости.
![Картины Тиффани. Картины Тиффани.](https://kulturologia.ru/files/u23467/234677642.jpg)
Картины Тиффани.
Однако Тиффани никогда не останавливался на достигнутом. Он вовсе не планировал стать посредственным художником – он искал истинную красоту.
Вопреки желанию отца, он заявил, что намерен всецело посвятить себя искусству.
Холст и краски быстро перестали удовлетворять целям Луиса Тиффани. Нужно было что-то другое, что-то необычное, и на помощь пришли воспоминания юности – многоцветное сияние витражей, старинные вазы в музее… Когда-то он поверил в магическую силу стекла – пришло время самому стать волшебником.
![Витражи Тиффани. Витражи Тиффани.](https://kulturologia.ru/files/u23467/234673016.jpg)
Витражи Тиффани.
Так Луис Комфорт Тиффани освоил искусство витража, а затем открыл собственную компанию, производившую предметы интерьера.
![Витражи Тиффани. Витражи Тиффани.](https://kulturologia.ru/files/u23467/234677779.jpg)
Витражи Тиффани.
Сначала это были грандиозные религиозные и пейзажные витражи, затем Тиффани, человек общительный и компанейский, привлек к работе других художников, мастеров по мебели, литью и текстилю.
![Разработчики в мастерской Тиффани. Разработчики в мастерской Тиффани.](https://kulturologia.ru/files/u23467/8ce732f5bcb07654fc91d7652ca6110a.png)
Разработчики в мастерской Тиффани.
Стекло изготавливали мастера на заводе в Бруклине. Луис проводил там много времени, осуществляя авторский надзор, однако никоим образом не мог повлиять на процесс производства. Его не удовлетворял результат. Окрашенное стекло получалось недостаточно прозрачным, а значит, не давало задуманной Тиффани игры света и цвета. Он хотел, чтобы цвет был изначально присущ стеклянным фрагментам витража.
![Витражи Тиффани. Витражи Тиффани.](https://kulturologia.ru/files/u23467/234679692.jpg)
Витражи Тиффани.
В поисках ответов он отправился в Нанси, где работала стекольная мастерская художника Эмиля Галле – Тиффани давно восхищался работами французского коллеги. Луиса поразило разнообразие оттенков и фактур стекла, созданного Галле. Эта поездка вдохновила Тиффани на разработку новых материалов.
![Завод Тиффани. Завод Тиффани.](https://kulturologia.ru/files/u23467/cab9639359c8fe3be513da38ebfe794a.png)
Завод Тиффани.
Он выкупил здания обанкротившегося завода и привлек к работе лучших химиков. Им удалось придумать и запатентовать несколько новых технологий и рецептов цветного стекла, например, многослойное выдувное стекло с примесями металлических солей, со сложной тонировкой и перламутровым блеском.
![Вазы мастерской Тиффани. Вазы мастерской Тиффани.](https://kulturologia.ru/files/u23467/234676693.jpg)
Вазы мастерской Тиффани.
![Вазы мастерской Тиффани. Вазы мастерской Тиффани.](https://kulturologia.ru/files/u23467/234679948.jpg)
Вазы мастерской Тиффани.
Новое стекло называлось «фавриль», что означало «ручная работа». В мастерской Тиффани кусочки стекла соединялись с помощью расплавленной медной фольги. Это также было новаторским методом, поскольку ранее витражи соединялись свинцовым прутом.
![Соединения витражей Тиффани. Соединения витражей Тиффани.](https://kulturologia.ru/files/u23467/8f02ae41676ac9946315b22ff6863955.png)
Соединения витражей Тиффани.
Роскошные витражи от Тиффани нашли горячий отклик у богатой американской публики, политики, люди искусства и бизнесмены стремились заполучить Тиффани в качестве декоратора. Он работал над интерьерами дома Марка Твена, оформлял гостиные в самом Белом Доме, создал великолепный интерьер собственной загородной резиденции Laurelton Hall.
![Произведения мастерской Тиффани. Произведения мастерской Тиффани.](https://kulturologia.ru/files/u23467/234671006.jpg)
Произведения мастерской Тиффани.
В числе клиентов Тиффани была и семья русского императора, один из витражей Тиффани хранится сейчас в Эрмитаже. К сожалению, большая часть созданных Тиффани интерьеров сегодня утрачена.
![Деталь одного из произведений мастерской Тиффани. Деталь одного из произведений мастерской Тиффани.](https://kulturologia.ru/files/u23467/15745216_original.jpg)
Деталь одного из произведений мастерской Тиффани.
В 1900 году Тиффани был удостоен национального французского ордена Почетного легиона.
Но всемирную славу мастерской Тиффани принесли не потрясающие витражи на библейскую тематику, а… лампы.
![Лампы Тиффани. Лампы Тиффани.](https://kulturologia.ru/files/u23467/234676967.jpg)
Лампы Тиффани.
Витражные абажуры от Тиффани, переливающиеся множеством оттенков и напоминающие диковинные цветы, теперь являются предметом коллекционирования, а получились они совершенно случайно. Их выплавляли из кусочков стекла, оставшегося после нарезки элементов витражей. Сочетание классической формы абажура с многоцветным узором производит неизгладимое впечатление.
![Лампы Тиффани. Лампы Тиффани.](https://kulturologia.ru/files/u23467/234674213.jpg)
Лампы Тиффани.
За несколько лет Тиффани добился лидирующего положения на рынке декоративных ламп. В те годы они были доступны представителям среднего класса. Ассортимент ламп был впечатляющим – в каталоге 1906 года покупателям предлагалось выбирать из трех сотен моделей.
![Лампы Тиффани. Лампы Тиффани.](https://kulturologia.ru/files/u23467/234673428.jpg)
Лампы Тиффани.
Первые абажуры были созданы для керосиновых ламп, но позднее случай свет Тиффани с изобретателем электрической лампочки- Томасом Эдисоном. Вместе они – художник и ученый - выполнили оформление интерьеров театра «Лицеум» в Нью-Йорке.
![Лампы Тиффани. Лампы Тиффани.](https://kulturologia.ru/files/u23467/234675398.jpg)
Лампы Тиффани.
Тиффани не просто вдохновлялся миром растений - он любил сады, занимался благоустройством оранжерей. Свободное время он проводил за садоводством.
В семейной жизни Луиса Комфорта Тиффани преследовали утраты. Двое его детей умерли в раннем возрасте. Первая жена, Мэри, скончалась после двенадцати лет брака – у них осталось трое детей. Спустя два года он вновь женился - на своей дальней родственнице Луизе, и снова трижды стал отцом. Однако счастье было недолгим, и Тиффани вторично овдовел. Перенеся тяжелую болезнь, он нашел свое счастье в лице ирландской медсестры Сары Хэндл. Тиффани мечтал заключить с ней законный брак, но этого не случилось.
![Портрет Тиффани в саду за мольбертом. Портрет Тиффани в саду за мольбертом.](https://kulturologia.ru/files/u23467/Luis-Komfort-Tiffani-Po-Hoakin-Sorolla-B.jpg)
Портрет Тиффани в саду за мольбертом.
После смерти отца он унаследовал его ювелирное предприятие. В первое десятилетие XX века спрос на витражи резко упал – и это позволило лампам Тиффани побывать в каморках прислуги, ведь господа желали приобретать что-то шокирующе современное. В годы войны многие из ламп были уничтожены из-за ценных бронзовых оснований. Однако в 90-х годах малое число лишь за 3 миллиона долларов.
![Лампы Тиффани. Лампы Тиффани.](https://kulturologia.ru/files/u23467/234671081.jpg)
Лампы Тиффани.
Луис Комфорт Тиффани дожил до глубоких восьмидесяти пяти лет. Сегодня его именем называют американское ответвление стиля «модерн»,современные дизайнеры стекла стремятся подражать ему, а малочисленные сохранившиеся произведения стоят немыслимых денег.
Текст: Софья Егорова.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: