![Парадные залы Зимнего дворца - в наше время и на рисунках художников XIX века Парадные залы Зимнего дворца - в наше время и на рисунках художников XIX века](https://kulturologia.ru/files/u21946/219463475.jpg)
Парадные залы Зимнего дворца - в наше время и на рисунках художников XIX века
Даже многие петербуржцы, не раз посещавшие Зимний дворец, не перестают восхищаться его непостижимым великолепием. Особый флер у парадных залов дворца - они завораживают своей торжественностью и красотой.
Большая парадная анфилада
Большая анфилада парадных залов начинается с верхней площадки главной лестницы дворца - Иорданской.
![Иорданская (Посольская ) лестница Иорданская (Посольская ) лестница](https://kulturologia.ru/files/u21946/219469960.jpg)
Иорданская (Посольская ) лестница
Фельдмаршальский зал
![Большой Фельдмаршальский зал Большой Фельдмаршальский зал](https://kulturologia.ru/files/u21946/219461992.jpg)
Большой Фельдмаршальский зал
![](https://kulturologia.ru/files/u21946/219465833.jpg)
Этот зал, построенный в 1834 году по проекту французского архитектора Огюста Монферрана, открывает главную анфиладу дворца. На его стенах, облицованных белоснежным мрамором - портреты шести знаменитых фельдмаршалов - Петра Румянцева, Григория Потемкина, Александра Суворова, Михаила Кутузова, Ивана Дибича, Ивана Паскевича. Место еще для одного портрета оставалось свободным.
Известно, что именно с этого зала начался тот страшный пожар 1837 года, который буквально за сутки превратил великолепный дворец, шедевр Франческо Растрелли, в пепел, оставив от него лишь несущие стены.
![Пожар в декабре 1837 года Пожар в декабре 1837 года](https://kulturologia.ru/files/u21946/219460189.jpg)
Пожар в декабре 1837 года
Из внутреннего убранства все же удалось многое спасти. И уже через два года дворец вновь красовался на прежнем месте.
Руководивший реставрационными работами архитектор Владимир Стасов не только сохранил все шесть портретов полководцев, но и дополнил их еще несколькими полотнами, изображающими сцены из знаменитых сражений.
![Большой Фельдмаршальский зал. Рис. Э.П.Гау Большой Фельдмаршальский зал. Рис. Э.П.Гау](https://kulturologia.ru/files/u21946/219468313.jpg)
Большой Фельдмаршальский зал. Рис. Э.П.Гау
![](https://kulturologia.ru/files/u21946/219467018.jpg)
Петровский (Малый тронный) зал
![Петровский (Малый тронный зал) Петровский (Малый тронный зал)](https://kulturologia.ru/files/u21946/219469266.jpg)
Петровский (Малый тронный зал)
![](https://kulturologia.ru/files/u21946/219464859.jpg)
Этот зал называют еще и Малым тронным. Обустроен он в память о Петре Великом спустя более ста лет после его смерти. Над интерьером этого зала также трудился Монферран. На стенах, отделанных красным бархатом, развешаны картины сражений, участвовать в которых довелось Петру I. Для украшения интерьера во множестве использованы двуглавые орлы и короны, символы имперской власти, а также вензеля «PP» (Peter Primus).
В зале висит картина «Петр I с богиней мудрости Минервой», перед которой установлен трон. На самом деле он никакого отношения к царю не имеет. Трон заказала в Англии для себя уже после смерти Петра I его племянница Анна Иоанновна.
Владимиру Стасову удалось почти полностью восстановить интерьер этого зала, хотя сгорел он почти весь.
![Петровский (Малый тронный зал). Рис. Э.П.Гау Петровский (Малый тронный зал). Рис. Э.П.Гау](https://kulturologia.ru/files/u21946/219461792.jpg)
Петровский (Малый тронный зал). Рис. Э.П.Гау
Гербовый зал
![Гербовый зал Гербовый зал](https://kulturologia.ru/files/u21946/219464188.jpg)
Гербовый зал
![](https://kulturologia.ru/files/u21946/219466157.jpg)
![](https://kulturologia.ru/files/u21946/219462810.jpg)
Восстановлением этого зала также занимался Стасов. Зал предназначался для проведения различных торжеств. На входе установлены скульптуры, изображающие воинов Древней Руси. Весь интерьер этого зала подчинен идее прославления могущественной Российской империи.
![Гербовый зал. Рис. Э.П.Гау Гербовый зал. Рис. Э.П.Гау](https://kulturologia.ru/files/u21946/219467111.jpg)
Гербовый зал. Рис. Э.П.Гау
![А. Ладюрнер. Гербовый зал Зимнего дворца А. Ладюрнер. Гербовый зал Зимнего дворца](https://kulturologia.ru/files/u21946/219460278.jpg)
А. Ладюрнер. Гербовый зал Зимнего дворца
Военная галерея 1812 года
![](https://kulturologia.ru/files/u21946/219464477.jpg)
Эта галерея, прославляющая победу российской армии над Наполеоном, расположена между Гербовым и Большим тронным залом. Создана она была великим зодчим Карлом Росси в 1826 году. На ее стенах – более 300 портретов генералов, принимавших участие в этой войне и в последующих военных походах.
![](https://kulturologia.ru/files/u21946/219462035.jpg)
На самом почетном месте – портрет царя-победителя Александра I, восседающего на коне, сбоку – портреты его союзников, Фридриха-Вильгельма III, короля Пруссии, и Франца I, австрийского императора.
![](https://kulturologia.ru/files/u21946/219466183.jpg)
В этой галерее любил бывать Пушкин, он даже упоминает ее в своем произведении "Полководец".
![](https://kulturologia.ru/files/u21946/219462528.jpg)
![Фельдмаршал Кутузов Фельдмаршал Кутузов](https://kulturologia.ru/files/u21946/219468358.jpg)
Фельдмаршал Кутузов
![Фельдмаршал Барклай де Толли Фельдмаршал Барклай де Толли](https://kulturologia.ru/files/u21946/219469641.jpg)
Фельдмаршал Барклай де Толли
И хотя при пожаре галерея почти полностью выгорела, все 322 портрета и большие полотна удалось спасти.
![](https://kulturologia.ru/files/u21946/219466463.jpg)
Георгиевский (Большой тронный) зал
![Георгиевский ( Большой Тронный зал) Георгиевский ( Большой Тронный зал)](https://kulturologia.ru/files/u21946/219467387.jpg)
Георгиевский ( Большой Тронный зал)
Автором проекта этого знаменитого зала, созданного в период с 1787 по 1795 годы., является Джакомо Кваренги. Освящали его в день Святого Георгия Победоносца, отсюда и название. При пожаре зал сгорел полностью, а проект его реставрации стал одним из лучших проектов Стасова. Интерьер зала получился весьма торжественным, полностью соответствующим его предназначению. Зал оформлен в двух прекрасно сочетающихся цветах – белые мраморные стены с колоннами и огромное количество (почти двадцать тысяч) деталей для украшения, выполненных из позолоченной бронзы.
Великолепно смотрится паркет, повторяющий, словно в зеркале, отделку потолка. Для составления рисунка этого паркета использовано 16 пород деревьев.
Тронное место, расположенное напротив входа в зал, также изготавливали заново. Трон, украшенный алым пышным балдахином, находится на возвышении, к которому ведут семь ступеней. Здесь же находятся корона и двуглавый орел – имперские символы.
![](https://kulturologia.ru/files/u21946/219465424.jpg)
Сразу после революции корона и орел исчезли, а в 30-е годы разобрали и сам трон. После Великой Отечественной войны его место заняла карта страны Советов, составленная в виде мозаики из самоцветов. На выставке в Париже в 1937 году эта карта удостоилась главного приза. Карта находилась в зале до 80-х годов, но потом ее передали в музей Горного института. После этого было решено реконструировать и Тронное место, что и было сделано в декабре 2000 года.
![Георгиевский ( Большой Тронный зал). Рис. Э.П.Гау Георгиевский ( Большой Тронный зал). Рис. Э.П.Гау](https://kulturologia.ru/files/u21946/219460766.jpg)
Георгиевский ( Большой Тронный зал). Рис. Э.П.Гау
Александровский зал
![Александровский зал Александровский зал](https://kulturologia.ru/files/u21946/219460153.jpg)
Александровский зал
![](https://kulturologia.ru/files/u21946/219468536.jpg)
По соседству с военной галереей было решено оформить целый зал в честь императора Александра I, победившего Наполеона. Хотя эта идея возникла еще до пожара, реализовали ее только в 40-х годах. В создании торжественного интерьера этого зала участвовал архитектор Александр Брюллов. Из Военной галереи сюда перенесли портрет Александра I работы Джорджа Доу.
![Портрет императора Александра I Портрет императора Александра I](https://kulturologia.ru/files/u21946/219463364.jpg)
Портрет императора Александра I
Из окон этого зала хорошо видна Александровская колонна, также возведенная в честь победы в Отечественной войне 1812 года.
![Александровский зал. Рис. Э.П.Гау Александровский зал. Рис. Э.П.Гау](https://kulturologia.ru/files/u21946/219467101.jpg)
Александровский зал. Рис. Э.П.Гау
Невская парадная анфилада
Эта анфилада, состоящая из трех залов, также начинается от главной лестницы и расположена она вдоль Невы. Первоначально интерьеры всех этих залов были созданы Джакомо Кваренги, но они тоже сгорели. А восстанавливал эти залы уже В.П. Стасов.
Аванзал
![](https://kulturologia.ru/files/u21946/219469200.jpg)
Этот зал открывает Невскую анфиладу. Его украшением является малахитовая ротонда, один из самых дорогих экспонатов Эрмитажа. В свое время ее подарил Николаю I промышленник Демидов, надеясь, что царь установит ее в одном из своих парков. Однако Николай I, недолюбливавший Демидова, проигнорировал подарок и отправил его на склад. Впоследствии ротонду передали в Александро-Невскую лавру. И лишь с 1958 года она заняла свое место в Аванзале.
Большой (Николаевский) зал
![Большой Николаевский зал Большой Николаевский зал](https://kulturologia.ru/files/u21946/219463149.jpg)
Большой Николаевский зал
Когда после смерти Николая I в одном из самых больших залов дворца разместили его портрет работы Ф. Крюгера с восседающим на раме золоченым двуглавым орлом, зал стали называть «Николаевским». Правда, в 30-годы этот портрет вместе с орлом бесследно исчез. Довольно сдержанное убранство этого зала, выполненное в светлой гамме, оживляют большие хрустальные люстры и великолепный паркет.
![Большой Николаевский зал. К.А. Ухтомский 1866 год Большой Николаевский зал. К.А. Ухтомский 1866 год](https://kulturologia.ru/files/u21946/219463445.jpg)
Большой Николаевский зал. К.А. Ухтомский 1866 год
Концертный зал
![Концертный зал Концертный зал](https://kulturologia.ru/files/u21946/219461910.jpg)
Концертный зал
Замыкает эту анфиладу Концертный зал, который был создан по проекту Стасова уже после пожара. Его интерьер также выполнен в светлой гамме. Этот зал служил местом проведения музыкальных вечеров, а также торжественных обедов и ужинов, сопровождавшихся музыкой.
![Концертный зал. Рис. Э.П.Гау Концертный зал. Рис. Э.П.Гау](https://kulturologia.ru/files/u21946/219469034.jpg)
Концертный зал. Рис. Э.П.Гау
![М. Зичи. Торжественный ужин в Концертном зале М. Зичи. Торжественный ужин в Концертном зале](https://kulturologia.ru/files/u21946/219466147.jpg)
М. Зичи. Торжественный ужин в Концертном зале
С Эрмитажем связана и история о том, как друг Ломоносова создал русский фарфор и поплатился за это жизнью.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: