Когда разговор заходит о появлении японских модельеров на западных Неделях моды, все вспоминают деконструктивистов с их мрачными образами, которые критики цинично называли «Хиросима-шиком». Однако японские бренды начали завоевывать модную индустрию Европы и США еще в шестидесятые – и продолжают сегодня менять правила игры, переворачивать наши представления о красоте с ног на голову, интриговать, пугать и очаровывать. В их арсенале - шелк с журавлями, миллионы орнаментов, безумный крой, высокотехнологичные плиссировки и, конечно же, цвет.
Ханае Мори – первая бабочка японской моды
Шелковые одеяния от Ханае Мори.
Ханае Мори оказалась первой ласточкой – вернее, бабочкой, поскольку символом ее бренда стала именно бабочка – японского влияния в западной моде. Она никогда не была типичной японкой из среднего класса – в отличие от своей матери. Но именно ее мать, занимавшаяся домом и детьми, передала Ханае свою любовь к моде. В двадцатилетнем возрасте Ханае вышла замуж за сына крупного промышленника, занимавшегося тканями. Супруг горячо поддержал ее стремление к творческой самореализации. Ему регулярно приходилось выслушивать удивленные вопросы – как, твоя жена работает? Однако Ханае окончила курсы портных, успешно, благодаря любимому мужу, совмещала работу в собственном ателье и материнство. Но ей хотелось большего. Многие вспомнят, что в послевоенные годы Япония поощряла так называемый «промышленный шпионаж». Госпожа Мори действовала примерно так же, правда, на частном уровне – отправилась в Европу и посещала Дома Моды под видом богатой клиентки (в конце концов, она правда была богата!), чтобы увидеть, как работают знаменитые парижские кутюрье. Особенно вдохновила Ханае Мори легендарная Коко Шанель, которая одевала женщин не как красивые объекты, а как личностей.
Запад и Восток сочетались в ее моделях.
А вот продвигать свой бренд, вдохновленный постановкой оперы «Мадам Баттерфляй», Мори решила в США. В 1965 году она представила публике свою первую коллекцию – платья из шелка, вдохновленные, конечно же, традиционным японским костюмом. Элегантные вещи с налетом восточной роскоши покорили не только Америку, но и Индию, и страны Ближнего Востока... И, в конце концов, Париж встретил Ханае Мори овациями. В 1977 году она стала первым японским дизайнером в Парижском Синдикате Высокой моды, положив начало «японской интервенции на подиумах Парижа».
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Как Ханае Мори стала первым дизайнером из Японии, покорившим Париж: «Я завоевала мир, в котором женщинам не было места».
Иссей Мияке – гимн радости
Модели Иссея Мияке с драпировками.
Иссея Мияке в семилетнем возрасте пережил бомбардировку Хиросимы, потерял всю семью и сам на всю жизнь остался хромым. В 1964 году он окончил Токийский университет искусств Тама по специальности «Графический дизайн» и отправился в США, где начал свою карьеру в модной индустрии. Затем, набравшись опыта – в Париж, где по-новому взглянул на взаимодействие между текстильными фабриками, производствами и рынком сбыта. Вернувшись на родину, в 1970 году он создал собственный бренд, который делал ставку на сочетание традиционных форм кроя с инновационной обработкой тканей.
Бесшовный крой - изобретение Мияке.
Его «вечные» плиссировки, бесшовные одеяния из единого полотна, вещи, на вид сложно скроенные, а на деле – просто свернутые из кусков ткани с прорезями, были словно из прошлого и далекого будущего одновременно. Не желая мириться с негласными правилами западной моды, он начал приглашать на показы темнокожих моделей и моделей в годах (одной из них было девяносто три года!). В девяностые Иссей Мияке начал заниматься созданием парфюма – теперь именно духи ассоциируются с его именем. А в 2007 году он исчез с радаров – решил посвятить себя философским размышлениям и медитации.
Краски жизни Кензо Такада
Модели Кензо Такады.
Первыми моделями для Кензо стали бумажные куклы младших сестер, примером для подражания – старшая (модельер по образованию), а музами – девушки из западных модных журналов, дерзкие, светловолосые, с широко распахнутыми глазами... Кензо в юности буквально бредил работами Ива Сен-Лорана и Пьера Кардена, мечтал встретиться с ними, работать вместе... Однажды он попросту продал все свое имущество, купил билет и отправился в Париж. Париж ему не понравился. Как говорится - а разговоров-то было. На улицах царила серость и уныние. Так и родился узнаваемый стиль Кензо, его безумная многоцветная этника – он просто захотел расцветить эти мрачные улицы.
Цвет и орнаменты - любимые приемы Кензо.
Поначалу его платья психоделических оттенков с национальными узорами (каких национальностей? Да всех!) не вызывали восторга у публики. Их рассматривали с интересом, но не покупали. Однако в 1970 году вышел номер французского Elle, на обложке которого появилась модель в цветочном платье Kenzo – и это было удивительно вовремя. Молодежь и представители богемы, уставшие от культа гламура и слишком уж откровенного стиля «диско», выстроились в очередь у двери его бутика... Так Кензо Такада оказался во главе настоящей модной империи. Интересный факт – именно он придумал толстовку в современном ее понимании. Как и многие японские дизайнеры, в девяностые годы он обратился к созданию парфюма.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Как японец Кензо Такада покорил Париж балахонами и научил мир носить кимоно с кокошником.
Хироко Косино – королева принтов
Модели Хироко Косино.
Модели Хироко Косино.
Хироко Косино тоже стартовала в семидесятые, однако впоследствии сделала ставку все же не на западный, а на азиатский рынок. Первой из японских модельеров показала коллекцию на Неделе высокой моды в Риме, а итальянские журналы посвящали ей тогда десятки страниц. Бесшовные одеяния, авангардные принты – каллиграфия, брызги и потеки, геометрические элементы, странный макияж моделей... Сегодня у марки Hiroko Koshino две сотни магазинов по всему миру, процветает и дочерний – буквально дочерний, дочь Хироко тоже дизайнер – бренд.
Дзюнъя Ватанабэ – художник-бунтарь
Потрясающие принты в моделях Ватанабэ.
А что насчет нового поколения японских модельеров? Йоджи Ямамото и Рей Кавакубо в свое время шокировали европейцев своими смелыми конструкциями, почти полностью исключив из своих моделей цвет. А вот Дзюнъя Ватанабэ, протеже Кавакубо, стартовавший под крылом ее бренда, к безумному крою добавляет сложные цветовые сочетания и необычные материалы.
Панк и романтизм.
Он – настоящий анархист во всем, что касается дизайна, а иным его вещам не помешает подробная инструкция по эксплуатации. Несмотря на бунтарский нрав, он вполне успешно разрабатывал кроссовки, футболки и худи для консервативных западных брендов - Lacoste, Fred Perry, Moncler, Levi's и Converse. Ватанабэ – человек загадочный и закрытый. Работает он в Японии, интервью практически не дает, а если дает – отвечает на вопросы сухо и односложно. Впрочем, к чему слова? За него все скажут его коллекции.
Мода - это не только творения дизайнеров, но и те, кто представляет публике новые коллекции. Модели из Азии долго завоевывали популярность в Европе и США, но все же сумели изменить стандарты красоты.
Текст: Софья Егорова.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: