Осенью 1519 года флот из пяти судов и 260 моряков под командованием мореплавателя Фернана Магеллана отправился из испанского порта Санлукар-де-Баррамеда, чтобы совершить первое в мире кругосветное путешествие. Эта экспедиция оказалась очень опасной, большинство ее участников, включая капитана, погибли, а из пяти судов назад вернулось только одно. Но эта экспедиция внесла неоценимый вклад в историю человечества, развеяв все оставшиеся сомнения в том, что земля круглая, а большая часть ее поверхности покрыта водой.
Магеллан не знал, как добраться до места назначения
Мореплаватель Фернан Магеллан. / Фото: sibtraveler.com
Первоначальной целью экспедиции Магеллана было стремление найти водный путь на запад к небольшому архипелагу в Индонезии, который являлся источником мускатного ореха, гвоздики и других специй, используемых европейцами в качестве ароматизаторов и лекарств.
Это был смелый план, который включал в себя плавание за тысячи миль по неизвестным водам и поиск нового водного пути через Атлантический и Тихий океаны. Но Магеллан, полагаясь на Божью волю, был уверен в успехе своего путешествия. Он считался беспрецедентным примером навигационной смекалки, личного мужества и таланта в преодолении трудностей.
Изначально португальский мореплаватель пытался добиться от короля Мануэла разрешения на экспедицию с целью открытия водного пути к «островам специй», но португальский король отклонил эту идею. Тогда Магеллан переехал в Испанию, где получил такое разрешение.
Собирая экспедицию, он ориентировался на письмо своего друга, португальского моряка Франсиско Серрана, который поселился на Молуккских островах, названных «островами специй», и сообщил Магеллану, где они находятся. Однако он допустил ошибку, указав неправильные координаты, значительно восточнее того места, где они располагались на самом деле.
В результате Магеллан не только ошибся относительно пункта назначения, но и сомневался в определении маршрута, по которому он может туда добраться.
Однако это не помешало ему составить план, согласно которому он планировал плыть вдоль восточного побережья Южной Америки до тех пор, пока не закончится земля. И хотя он и не знал фактического расстояния, но подсчитал, что путешествие туда и обратно должно занять не более двух лет.
Магеллану пришлось подавлять мятежи на судне
Бунт на корабле. / Фото: info.sibnet.ru
Когда флот Магеллана пересек Атлантику и добрался до Южной Америки, найти проход в Тихий океан оказалось намного сложнее, чем этого ожидал капитан. Один из кораблей во время поисков потерпел крушение, и Магеллану пришлось его оставить.
Но самая большая опасность, с которой столкнулся искусный мореплаватель, заключалась не в угрозах шторма или стихийных бедствий, а в том, что он возглавлял большую команду моряков, приехавших из разных стран, говоривших на разных языках, при этом часто настроенных друг против друга. После первых трудностей выяснилось, что их мятежные настроения могут быть направлены и против самого Магеллана.
После тяжелого пути через Атлантику к Бразилии, во время которого флот пострадал от штормов, напряженность на судах возросла, имели место случаи самосуда. Капитан одного из судов обвинил Магеллана в том, что он был португальским двойным агентом и саботировал миссию.
В апреле 1520 года на судах произошел мятеж с попыткой убить Магеллана. Но опытный капитан предвидел предательство и поручил верному ему офицеру убить главного мятежника, тело которого подвесили за ноги на рее, чтобы его могли видеть с других кораблей.
Магеллан наказал также и некоторых других заговорщиков, высадив их на небольшом необитаемом острове у побережья. В процессе подавления бунта офицерам и команде одного из кораблей удалось бежать и вернуться в Испанию.
Сегодня жестокость, с какой был подавлен бунт в экспедиции Магеллана, может показаться шокирующей, но в то время это не было чем-то необычным, поскольку капитаны отвечали за благополучие на своих кораблях и, обладая полной властью над матросами, нередко ее использовали в этих целях.
Тихий океан оказался больше, чем предполагал Магеллан
Корабли Магеллана в океане. / Фото: http://discover-history.com/
Через год после начала экспедиции Магелланом наконец-то был обнаружен пролив, расположенный между южной точкой континентальной Южной Америки и архипелагом Огненная Земля. Через него три оставшихся корабля смогли выйти в Тихий океан, названный так Магелланом из-за того, что он казался ему совсем безмятежным по сравнению с Атлантическим. А открытый им пролив позднее получил название Магелланов, в честь его первооткрывателя.
Но как только побережье Южной Америки скрылось из вида, и экспедиция Магеллана оказалась посреди океана, капитан понял, что Тихий океан намного больше, чем он себе представлял, а карты, которыми он пользовался, были безнадежно неточными.
Каждый день, ожидая появления земли на горизонте, Магеллан осознавал, что ему приходится пересекать самое большое водное пространство на планете. По мере продвижения на северо-запад экипажам кораблей приходилось экономить питьевую воду и соблюдать крайне скудную диету. Люди мылись морской водой, от которой воспалялась кожа, из-за скудного питания у многих началась цинга.
В какой-то момент Магеллан также проявил несдержанность, выбросив неточные карты за борт корабля. Команда моряков была в ужасе, полагая, что без карт они обречены. Но это побудило капитана ориентироваться по знакам океанской среды. Он полагался на пассаты, дующие над Тихим океаном, что позволило ему не сбиться с пути и пересечь Тихий океан, прежде чем его команда погибла от голода и жажды.
Самоуверенность капитана оказалась фатальной
27 апреля 1521 года Магеллан был убит аборигенами на одном из Филиппинских островов. / Фото: gorets-media.ru
Через полгода плавания экспедиция Магеллана достигла Филиппинских островов, о которых в то время европейцы не знали. Это казалось для людей спасением. Но попытке пополнить запасы пресной воды на одном из островов архипелага неожиданно помешали туземцы. Они забрались на корабли и начали тащить с них все, что попадалось под руку, а истощенные и вымотанные долгим путешествием моряки не могли им препятствовать.
После того как с одного корабля была украдена шлюпка, Магеллан приказал поднять якорь и отправился к другому острову, где неожиданно встретил дружелюбный прием. Туземцы приносили морякам кокосы, фрукты и пальмовое вино, обменивая их на безделушки из слоновой кости.
В этом Магеллан увидел возможность поставить коренное население островов под власть испанского короля. Тем более что некоторые местные вожди, видевшие преимущества в союзе с испанцами, его поддержали. Но один из вождей категорически отказался. Тогда Магеллан решил применить свой опыт военной службы и справиться с местными аборигенами при помощи оружия, что оказалось его фатальным просчетом.
Подойдя на кораблях к острову воинственных аборигенов, моряки из-за камней в воде не смогли подвести их вплотную к берегу, и вынуждены были прыгать в воду, чтобы справиться с туземцами непокорного племени.
Но 1,5 тысячи воинов, вооруженных копьями и камнями, оказали им серьезное сопротивление. Магеллан получил ранение в ногу отравленной стрелой, и нападавшие сбили ему шлем. Он боролся изо всех сил, но туземцы смогли повалить его на землю и заколоть копьями.
Возвращение без капитана
Из пяти кораблей вернулся только один, но без своего капитана
В борьбе с туземцами мореплаватели понесли так много потерь, что им пришлось оставить еще один из своих кораблей. На двух оставшихся, один из которых находился в аварийном состоянии, они еще через полгода наконец добрались до «островов специй», но уже без своего капитана.
Оставив там аварийный корабль, который позже был захвачен португальцами и затонул во время шторма, оставшаяся команда на корабле «Виктория» отправилась в обратный путь вдоль западного побережья Африки.
6 сентября 1522 года «Виктория» достигла испанской гавани, из которой она вышла три года назад. Ее потрепанный, выцветший на солнце корпус и порванные паруса были свидетелями тех испытаний, которые пришлось пережить экспедиции Магеллана. Из 260 моряков назад вернулось только 18, и они были настолько слабы от недоедания и переохлаждения, что им было трудно ходить и говорить.
Стало очевидно, что идея Магеллана проложить новый путь на запад в Азию оказалась неудачной, но она внесла свой вклад в историю. Прошло еще полвека, прежде чем английский мореплаватель и пират Фрэнсис Дрейк повторил подвиг Магеллана, совершив второе кругосветное путешествие.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: