Эмиль Нольде с его таинственными горными вершинами и алыми маками – пожалуй, даже на фоне коллег по экспрессионистскому цеху личность самая сложная. Он бежал прочь из религиозной фермерской общины, но снискал успех картинами религиозной тематики. Он познал и нищету, и успех, он был глубоко увлечен импрессионизмом, но отверг все его достижения, всю жизнь он провел в скитаниях и поисках… Он был нацистом. Его картины обожали Йозеф Геббельс и Герман Геринг. И… он же вошел в число «дегенеративных художников».
Непригодный к крестьянской жизни
Большой подсолнух и клематис.
При рождении Эмиль Нольде получил имя Ганс Эмиль Хансен. Нольде – это деревушка, близ которой располагалась ферма, где он и провел ранние годы жизни. Он рос в религиозной крестьянской общине, и евангельские мотивы будут важнейшими в его творчестве, однако их своеобразная интерпретация, как отражение его духовных поисков, станет скандальной и принесет ему вовсе не то признание, которого ему хотелось бы. В автобиографической книге «Годы борьбы» он пишет о том, как боролся с «еврейским господством» в немецком искусстве, но в то же время осуждает восприятие Иисуса Христа как лишенного расовой принадлежности или, того хуже, представителя арийской расы.
Георгины и дельфиниумы.
У Ганса Эмиля было трое братьев, однако с ранних лет он чувствовал себя чужаком в родной семье, ни на кого из родственников не похожим. На протяжении девяти поколений его предки возделывали землю, но сам он ни малейшей тяги к фермерской жизни не испытывал. Он с детства любил рисовать, однако свой путь как художник начал уже в возрасте за тридцать.
Лохматые осенние облака.
А пока… твердо уверившись, что душа его лежит к чему-то прекрасному, в семнадцатилетнем возрасте Ганс Эмиль отправляется в Шлезвиг, в школу художественных ремесел. Там он изучал резьбу по дереву и рисование. Уроки иллюстрации он брал в школе во Фленсбурге, время от времени работал на мебельных фабриках, декорируя предметы интерьера. Переезжал из города в город, учился и работал то там, то тут… В 1889 году он поступил в Школу прикладного искусства в Карлсруэ. Шесть лет отдал преподаванию – работал в школе Музея промышленного и прикладного искусства. Однако ничто не приносило ему удовлетворения, он искал свой путь, отвергая один вариант за другим, и в конце концов понял, что к чему, кроме чистого, подлинного искусства, его душа не лежит.
Горы Швейцарии и тропические леса
Пейзаж.
В 1890-х Эмиль Хансен нарисовал горы Швейцарии, но по-своему, снабдив каждую из них лицом и эмоцией. Тогда вспыхнула мода на открытки, и его забавные рисунки пришлись как нельзя кстати. Открытки с их изображениями мгновенно разошлись, а сам он получил возможность наконец-то выбраться из постоянной нужды и посвятить себя искусству.
Маки.
Когда он решил получать профессиональное художественное образование, ему был уже тридцать один год. В Мюнхенскую школу изящных искусств он поступить не смог, перебрался в Париж и три года по укоренившейся своей привычке менял одни курсы на другие, одну частную школу на другую, впитывая в себя будоражащий дух парижского модернизма. В феврале 1902 года Эмиль Хансен женился на датской актрисе Аде Вилструп и наконец меняет фамилию на Нольде, которую берет и супруга.
Тропический лес.
Ей довелось пережить вместе с ним многое. Охота к перемене мест Нольде не оставляла. Какое-то время молодожены жили в Берлине, и Нольде вошел в круг художников, поэтов и музыкантов новаторского направления. Он познакомился с коллекционером Густавом Шифлером и художником Карлом Шмидт-Ротлуфом, которые активно поддерживали его на протяжении жизни. В 1913-1914 гг. колониальное ведомство Германской империи организовало экспедицию в Новую Гвинею, и Эмиль Нольде вошел в состав экспедиции. В путешествие он взял с собой и супругу. На обратном пути они посетили несколько стран Африки. Эта поездка привнесла в его живопись еще больше ярких цветов и фантастических мотивов.
Девушка в саду.
Нольде входил в дрезденскую экспрессионистскую группу «Мост» и в берлинский Сецессион (откуда был исключен из-за конфликта с руководством), выставлялся вместе с Василием Кандинским и группой «Синий всадник». И в Национал-социалистическую немецкую рабочую партию.
Нольде осуждал «засилье» художников еврейского происхождения в немецком авангардном искусстве и считал, что разрабатываемое им направление – арийское по своей сути и выражает суровость подлинно нордического духа. Он в своих взглядах был не одинок. Эту точку зрения разделяли некоторые другие члены нацистской партии, в частности Йозеф Геббельс и Фриц Хипплер.
А вот Адольф Гитлер не разделял.
Дегенеративное искусство
Осмеяние Христа.
Эмиль Нольде обрушивался на коллег-евреев с критическими заметками и едкими карикатурами, но это не помогло. Его имя не просто вошло в список «дегенеративных художников». Он, член национал-социалистической партии, вступивший в ее ряды раньше самого фюрера, буквально этот список возглавил. Особую неприязнь у Адольфа Гитлера вызывал его евангельский цикл – впрочем, даже верную Аду «Жизнь Христа» потрясла до глубины души своим мрачным отчаянием. И на легендарной выставке «дегенеративного искусства» насчитывалось три десятка работ Нольде. Из музеев было изъято 1052 его работы — больше, чем у любого другого художника.
Три женские головы.
В начале сороковых Нольде, которому было уже за семьдесят, вообще запретили заниматься рисованием. Он сопротивлялся – подавал прошения, писал жалобы… и, в конце концов, начал просто рисовать «в стол» маленькие акварели, которые было удобно спрятать и легко уничтожить в случае обыска. Он назвал этот цикл «Ненаписанные картины» - тысяча триста акварельных работ. Такой была его форма сопротивления тому режиму, который он совсем недавно прославлял. Впрочем, и в годы репрессий Нольде пытался демонстрировать лояльность нацистам, но картины продолжал писать темной ночью и закапывал в тайнике в саду – партия к нему была не очень-то лояльна.
После войны
Двое на берегу.
После капитуляции Германии Эмиль Нольде был признан жертвой нацистского режима и официально реабилитирован комитетом по денацификации. Последние годы жизни он провел как всеми уважаемый художник, а коллеги предпочли забыть старые обиды. Скончался он, овеянный славой и признанием, в 1956 году в возрасте 88 лет. После смерти художника согласно его завещанию был создан «Фонд Ады и Эмиля Нольде Зеебюль», призванный сохранять его наследие. Работы Нольде хранятся во множестве государственных и частных собраний по всему миру.
В списки "дегенеративных художников" попала и Паула Модерзон-Беккер. Она тоже всю свою трагически недолгую жизнь провела в метаниях - между семьей и творчеством.
Текст: Софья Егорова.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: