Современное искусство   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 0
0
-1 0
Арт    


Русский балет — это совершенно уникальное явление. Уже более трех веков этот вид искусства поражает зрителей по всему миру, вызывая у них неподдельный восторг и бурные овации. Конечно, основная часть успеха принадлежит танцовщикам и балетмейстерам, но немалую роль на сцене играют и балетные костюмы. За 300 лет они заметно изменились, пройдя путь от тяжелых кринолинов до полупрозрачных трико и бандажей. Узнайте далее в материале, когда появились балетные пачки, в каком балете танцовщики вышли на сцену в костюмах из картона и многое другое.


Неудобные костюмы первых представлений



Изначально в Российской империи балет был не отдельной программой, а лишь небольшими фрагментами между актами в постановках русского театра, которые в XVII столетии называли сценами или сеньями. Собственно, поэтому балеты тогда и называли междусеньями. Также танцы завершали каждую постановку, преимущественно библейского содержания. Впрочем, и сами движения были далеки от классического балета, а больше напоминали бальную хореографию.

Да и костюмы танцовщиков не отличались от праздничных нарядов того времени. Единственным отличием было то, что их старались сделать как можно наряднее, добавляя больше воланов, камней, рюш и прочих украшений. Также особое внимание уделялось декорациям, в том числе и передвижным, чтобы представление было зрелищнее и роскошнее.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Танец на картинах художников прошлого: От крестьянских праздников до классического балета >>

В своей книге «Эволюция балетного костюма» профессор кафедры хореографии Института Русского театра Т. В. Портнова писала, что поначалу наряды и прически танцовщиков соответствовали моде и этикету того времени, но были ужасно неудобными. Высокие прически, тяжелые головные уборы, туфли на каблуках — все это сковывало движения танцовщиков и, соответственно, не давало развиваться технической составляющей хореографии.

Первые балетные костюмы мало чем отличались от праздничных нарядов того времени

Первые балетные костюмы мало чем отличались от праздничных нарядов того времени


Не создавали ощущение легкости и длинные широкие юбки с объемными каркасами и множеством подъюбников. Кстати, поначалу женские партии зачастую исполняли молодые люди, которые также надевали пышные платья. Для мужских же партий выбирали расшитые камзолы и панталоны.

Подбор костюма для каждой роли



Долгое время костюмы танцовщиков не подходили их ролям и хореографии, так как художники, создавая их, абсолютно не знали тему постановки, какие движения танцовщики будут выполнять, и даже какого телосложения будут выступающие.

Лишь начиная с XVIII столетия, когда балет стал отдельным представлением, а не междусеньем, начали появляться костюмы, созданные под определенную роль. Это не только облегчило движения танцовщиков, но и позволило усложнить хореографию. Наряды стали более легкими и удобными, а у девушек — еще и более откровенными.

Мари-Анн Камарго впервые вышла на сцену в платье, открывающем щиколотки

Мари-Анн Камарго впервые вышла на сцену в платье, открывающем щиколотки


В 1730 году французская балерина Мари-Анн Камарго впервые вышла на парижскую сцену в укороченном платье, открывающем щиколотки. Она удивила публику не только откровенным нарядом, но и новаторской хореографией. В прыжке кабриоль Мари-Анн отводила ногу назад, а в прыжке антраша — в быстром темпе скрещивала ноги в воздухе. После гастролей балерины подобные платья и движения начали внедрять и в русском балете.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Как звезда Большого театра и сериала «Сладкая жизнь» Анастасия Меськова искала свое женское счастье >>

Струящаяся легкость на смену корсетов и кринолинов



Начиная с XIX столетия на пике моды был стиль ампир с легкими, полупрозрачными платьями. Мода на утягивающие корсеты, сковывающие движения, начала сходить на нет. На смену тяжелых кринолинов пришли легкие, струящиеся платья, напоминающие древнегреческие туники. К счастью танцовщиков, изменения коснулись и обуви: туфли на каблуках заменили сандалиями или атласной обувью на плоской подошве, закрепленной на ногах с помощью лент. Собственно, так и появились первые пуанты.

В костюмах в стиле ампир на сцену выходила знаменитая балерина Евдокия Истомина, известная больше всего по спектаклю «Зефир и Флора», где ей досталась партия богини цветов. Евдокия танцевала в пышном платье, хоть и без кринолина, а ее голову украшал невероятной красоты цветочный венок. Постановщиком спектакля, премьера которого состоялась в 1818 году, был балетмейстер Шарль Дидло.

Евдокия Истомина (слева), Мария Данилова (справа)

Евдокия Истомина (слева), Мария Данилова (справа)


Также главные партии в его балетах блестяще исполняла Мария Данилова. В спектакле с ее участием, «Амур и Психея», на сцене впервые появились сложные механические декорации. Именно для этой постановки было создано платье «с секретом» — в нем спрятали крепление, благодаря которому артистка на тросе парила над сценой. Это вызвало невероятный восторг у зрителей, но и погубило Данилову. Во время очередной репетиции тросы резко натянулись и травмировали балерину. Кстати, считается, что именно Истомина и Данилова первые в России исполнили танец на пальцах ног.

Появление балетной пачки



Постепенно наряды артистов балета становились все короче. Впервые на сцену в балетной пачке вышла в 1832 году итальянская балерина Мария Тальони, которая исполнила главную партию в романтичной постановке «Сильфида» на сцене Гранд-Оперы. На тот момент пачка выглядела как многослойная юбка из воздушного материала, например, фатина, закрепленная на корсаже, который сзади застегивался на крючки и затягивался лентами. Несмотря на то, что данный балетный наряд прикрывал колени артистки, поначалу такая длина считалась неприличной.

Существует мнение, что к созданию балетной пачки, ставшей со временем классической одеждой балерин, подтолкнула нескладная фигура Тальони. Чтобы немного скрыть недостатки, отец Марии придумал платье, которое придало бы облику дочери некой воздушности и грациозности. Эскизом для костюма занимался французский живописец Эжен Луи Лами. Вскоре пачки начали использовать и в России. А с усовершенствованием хореографии, включавшей сложнейшие прыжки и вращения, платья становились еще более короткими.

Мария Тальони

Мария Тальони


Кстати, в той же постановке «Сильфида» Тальони впервые станцевала на пуантах. Конечно, до нее балерины уже поднимались на кончики пальцев, однако именно она первой станцевала всю хореографию, а не отдельные ее фрагменты. К слову, в позапрошлом веке мужчины также танцевали на пуантах. Например, Николай Домашев в постановке «Приключения Флика и Флока», который показывали в 1888 году в Большом театре.

Смелые костюмы XX столетия



В начале прошлого века наряды артистов балета отличались смелостью, правда иногда это доставляло им неприятности. Например, в 1911 году артист балета Вацлав Нижинский вышел на сцену в облегающем трико. На спектакле была Мария Федоровна, которую оскорбил наряд танцовщика, и императрица спешно покинула спектакль. Эта ситуация стоила Нижинскому работы в Императорском театре.

Балет Шахерезада 1910 год

Балет Шахерезада 1910 год


А для спектакля «Парад» Сергея Дягилева в 1917 году Пабло Пикассо придумал необычные наряды — разноцветные картонные коробки. Мало того что зрители не оценили внешний вид, так еще и раскритиковали хореографию, ведь в таком одеянии артисты могли совершать минимум движений, причем самых примитивных. Все это вызвало настоящий скандал.

В то время у балерин, помимо пачек, появились и стилизованные наряды, например, этнические костюмы. И чем технически сложнее становилась хореография, тем одежды на танцорах становились легче и проще. К примеру, постановки Джорджа Баланчина отличались сложнейшей хореографией и довольно быстрым темпом, поэтому его балетная труппа выступала в облегающем трико.

Марис Лиепа в балете «Спартак»

Марис Лиепа в балете «Спартак»


А во второй половине прошлого века на сценах Европы и США мужчины могли танцевать в одном бандаже, напоминавшем нижнее белье. А выступая в Канаде, советский артист балета Рудольф Нуреев во время «Спящей красавицы» и вовсе шокировал публику, выйдя голым в одной из сцен.

В Советском Союзе артисты балета появлялись на сцене в бандажах, трико и кюлотах. А в балете «Спартак» можно было увидеть мужчин в набедренных повязках. Что касается современности, то сейчас нет определенного фасона, однако в классических балетах продолжают использовать традиционные костюмы. Например, в «Лебедином озере» и «Спящей красавице» балерины выходят на сцену в коротких пачках. Вообще пачка может быть разных видов: плоской, выступающей горизонтально от талии и бедер, или же романтической, с пышным низом и опущенной до икры или лодыжки.

В классических постановках танцуют в «шопенках» (фото слева) или коротких пачках (фото справа)

В классических постановках танцуют в «шопенках» (фото слева) или коротких пачках (фото справа)


В «Шопениане», «Сильфиде» и «Жизель» балерины традиционно танцуют в «шопенках» — воздушных пачках ниже колен. А вот главную женскую роль в «Ромео и Джульетте» танцуют в хитоне — струящемся платье в древнегреческом стиле. В продолжение темы предлагаем узнать истории 5 великих русских балерин, которым драматическая судьба не помешала покорить мир.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








3857
28.08.2023 15:55
В закладки
Версия для печати




Смотрите также