Современное искусство   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 0
0
-1 0
Арт    



Сегодня импрессионизм - самоё популярное художественное направление. Но когда импрессионисты пытались обосноваться в Париже в 1860-1870-х годах, всё было совсем по-другому. Их презирали, над ними глумились, а их работы зачастую выставлялись на потеху публики, не жалеющей колких высказываний в адрес художников.


1. Завтрак гребцов, Ренуар


Завстрак гребцов, Ренуар. \ Фото: en.wikipedia.org.

Завстрак гребцов, Ренуар. \ Фото: en.wikipedia.org.


«Завтрак гребцов» - это классический Ренуар: он современен, показывает людей, наслаждающихся собой, написан плавными мазками кисти и закончен в знакомом Ренуару богатом и глянцевом стиле. Ренуар любил лодочное озеро к северу от Шату-Круасси. Это место находилось рядом с отелем «Фурнез», где Ренуар ухаживал за своей женой Алиной и куда они часто возвращались летом. Картина полностью импрессионистична: она изображает современную сцену, современную одежду и не стремится передать какой-либо моральный посыл. Это просто о том, как люди веселятся в воскресенье днём.

Бал в Мулен де ла Галетт, Ренуар, 1876 год. \ Фото: arthistory.ru.

Бал в Мулен де ла Галетт, Ренуар, 1876 год. \ Фото: arthistory.ru.


Впрочем, это вполне соответствовало общей философии живописи Ренуара. Как он и сказал: «Картина должна быть приятной, восхитительной и красивой, да, красивой. В мире достаточно неприятных вещей и без того, чтобы мы производили их ещё больше».На переднем плане изображена Алина с собакой на коленях. Она разговаривает с группой людей, среди которых есть художники-импрессионисты Гюстав Кайботт и Мэри Кассат. Картина особенно впечатляет тем, что объединяет три жанра в один: портрет, натюрморт (фрукты на столе) и пейзаж (пышная листва на заднем плане).

Пьер Огюст Ренуар: Лягушатник, 1869 год. \ Фото: ru.wikipedia.org.

Пьер Огюст Ренуар: Лягушатник, 1869 год. \ Фото: ru.wikipedia.org.


Но в то время как личная жизнь Ренуара была в полном порядке, его карьера всё ещё висела на волоске сомнений. Как и другие импрессионисты, он не мог найти постоянных покупателей своих работ и летом 1881 года пережил кризис, который привел его к так называемому сухому периоду (он беспокоился, что стагнирует, и задавался вопросом, не следует ли ему возглавить новое художественное направление). Действительно, он часто платил за еду и ночлег в «Фурнезе», жертвуя картины. «Завтрак гребцов» был представлен на седьмой выставке импрессионистов, состоявшейся в 1882 году. Он даже получил ответные комплименты от ряда других враждебных критиков. Они включали комментарий Армана Сильвестра о том, что это была одна из лучших картин, «созданных этим мятежным творчеством независимых художников» и едкое замечание Альберта Вульфа о том, что «если бы Ренуар действительно научился бы рисовать, тогда у него возможно была бы красивая картина».

2. Бар в Фоли-Бержер, Мане


Моне и госпожа Моне в лодке, Эдуар Мане, 1874 год. \ Фото: artchive.ru.

Моне и госпожа Моне в лодке, Эдуар Мане, 1874 год. \ Фото: artchive.ru.


К 1882 году Мане умирал от третичного сифилиса. Но он по-прежнему стремился рисовать и выставлять свои работы в официальном Салоне изящных искусств, где в прошлом году наконец добился успеха (получив медаль второго класса за картину аристократа Анри Рошфора). Это было важно и означало то, что Мане мог выставлять свои работы без согласия враждебно настроенного жюри.

Бар в Фоли-Бержере, Мане, 1882 год. \ ru.wikipedia.org.

Бар в Фоли-Бержере, Мане, 1882 год. \ ru.wikipedia.org.


«Бар в «Фоли-Бержер»» был одной из двух работ, которые он представил в 1882 году.
Картина представляет собой одно из самых захватывающих мест в любимом Мане Париже - в «Фоли-Бержер». Работа насквозь современная (демонстрация электрического освещения, пивных бутылок из Англии и импортных мандаринов) – всё это и многое другое является неотъемлемой частью данного произведения.

Эдуард Мане: В оранжерее, 1878—1879 гг.

Эдуард Мане: В оранжерее, 1878—1879 гг.


Эта картина, как и многие работы Мане, загадочна. Женщина по имени Сюзон отрешённо смотрит на зрителя, по-видимому, погружённая в свои мысли. Во многих отношениях она одета скромно, но на ней красуется весьма примечательное чёрное ожерелье. Несмотря на ярко выраженное спокойствие, Сюзон, похоже, ведёт оживлённую дискуссию с джентльменом в цилиндре. Трудно сказать, говорят ли они о напитках или о чём-то гораздо более серьёзном. И тут же возникает вопрос, кто этот таинственный мужчина: покровитель, любовник или отец Сюзон?

В саду, Мане, 1870 год.\ Фото: ru.artsviewer.com.

В саду, Мане, 1870 год.\ Фото: ru.artsviewer.com.


Однако самое важное - это любопытное использование рефлексии. В баре явно есть большое зеркало позади него. Но Мане намеренно играет с отражением, чтобы дать нам хороший обзор спины Сюзон и человека, с которым она разговаривает. Результат озадачил современников и озадачивает по сей день. Интересным является тот факт, что Мане был слишком болен, чтобы писать картины в Фоли-Бержер, поэтому Сюзон приходила к нему в студию позировать за специально сконструированным баром.

3. Игроки в карты, Сезанн


Игроки в карты, 1890–1892 гг.,  Метрополитен-музей, Нью-Йорк. \ Фото: wikipedia.org.

Игроки в карты, 1890–1892 гг., Метрополитен-музей, Нью-Йорк. \ Фото: wikipedia.org.


Сезанн наиболее известен своей серией, состоящей из пяти работ под названием «Игроки в карты». Одна из картин установила мировой рекорд цены: в 2011 году она была продана почти за двести шестьдесят миллионов долларов. Поль Сезанн был сложным человеком. Родившись в Экс-ан-Провансе на юге Франции, он много лет боролся за то, чтобы сбежать от своего властного отца. Он был очень вспыльчив, и большая часть его ранних работ была довольно тревожной (она даже включает картины с убийствами).

Игроки в карты, 1890–1892 гг., Фонд Барнса, Филадельфия. \ Фото: wikipedia.org.

Игроки в карты, 1890–1892 гг., Фонд Барнса, Филадельфия. \ Фото: wikipedia.org.


Но при поддержке Писсарро, он был введён в лоно импрессионистов и выставлялся на двух из восьми их независимых выставках, хотя и вызывал своими работами противоречивые отзывы. Например, один критик, увидев «Современную Олимпию», написал, что Сезанн - это человек с большой буквы, «этакий безумец, пишущий в состоянии белой горячки». К 1890-м годам Сезанн отдалился от своей жены и лучшего друга Эмиля Золя и был почти полностью предан своему искусству.

Игроки в карты, 1892—1893 гг., семейное собрание эмира Катара. \ Фото: wikipedia.org.

Игроки в карты, 1892—1893 гг., семейное собрание эмира Катара. \ Фото: wikipedia.org.


Серия Сезанна «Игроки в карты» изображает местных провансальских батраков, сосредоточенных на своих карточных играх. На двух картинах изображены три игрока в карты, на остальных - только два. Игроки сидят неподвижно и кажутся совершенно оторванными друг от друга. Пропорции многих игроков кажутся странными: посмотрите на маленькие головы, длинные руки и большие тела, а трубки и шляпы сильно отличаются друг от друга (у отца Сезанна был шляпный бизнес, прежде чем он стал банкиром). К тому же, синий цвет - любимый цвет Сезанна - заметен во всех картинах, кроме одной. Поль закончил много исследований, прежде чем умудрился написать пять этих картин, одна из которых (окончательная версия) находится в частной коллекции, купленной катарской королевской семьёй за рекордные в мире 259 миллионов долларов в 2011 году.

Игроки в карты, 1892–1895 гг., Институт искусства Курто, Лондон. \ Фото: wikipedia.org.

Игроки в карты, 1892–1895 гг., Институт искусства Курто, Лондон. \ Фото: wikipedia.org.

4. Бульвар Монтматр, Писсарро


Бульвар Монтматр ночью, Камиль Писсарро. \ Фото: cn.artsdot.com.

Бульвар Монтматр ночью, Камиль Писсарро. \ Фото: cn.artsdot.com.


Писсарро, возможно, не самый известный импрессионист. Но он был тем самым главным звеном, которое скрепляло импрессионистское движение. Родившись в датской Вест-Индии (ныне Виргинские острова США) в 1830 году, Камиль Писсарро был одним из основных членов группы импрессионистов. Он сыграл важную роль в организации первой независимой выставки импрессионистов в 1874 году, и его дружелюбный и непринуждённый подход к жизни позволил ему стать посредником между такими трудными личностями, как Дега и Сезанн.

Бульвар Монмартр утром, Камиль Писсарро. \ Фото: pl.pinterest.com.

Бульвар Монмартр утром, Камиль Писсарро. \ Фото: pl.pinterest.com.


В 1897 году Писсарро снял номер в отеле «де Русси» и выпустил серию из двенадцати картин с изображением бульвара Монматр в разное время суток и в разное время года.
Только на одной из картин изображена ночная дорога. Используя довольно грубые мазки кисти и смелые цвета, Камиль создал потрясающую работу, которая изображает яркие огни магазинов, театров, газовых фонарей и такси в сырой парижский вечер. Писсарро даже улавливает отражение ярких огней на фоне тёмного неба, что представляет собой ранний пример тенебризма. А его дневные сцены не менее замечательны своим разнообразием. Взгляд так и цепляется за оживлённую улицу пасмурным весенним утром и тёплый закат, когда деревья расцветают.

5. Водяные лилии, Моне


Водяные лилии, Клод Моне, 1915 год. \ Фото: wize.life.

Водяные лилии, Клод Моне, 1915 год. \ Фото: wize.life.


Моне - самый известный на сегодняшний день импрессионист, прославившийся своими «Водяными лилиями». Всего в серии насчитывается более двухсот пятидесяти картин, созданных за последние тридцать лет жизни Моне.
Моне переехал в Живерни, маленький городок под Парижем, в 1883 году (год смерти Мане). Для начала он арендовал большой фермерский дом, купив его примерно через десять лет, когда его работы стали пользоваться всё большей популярностью и ценой.
А после, в начале 1890-х годов, он обзавёлся земельным участком возле дома и начал превращать его в водный сад. Позже он нанял садовника, чтобы тот ухаживал за прудами и лилиями на постоянной основе.

Водяные лили в японском саду, Клод Моне. \ Фото: holst.com.ua.

Водяные лили в японском саду, Клод Моне. \ Фото: holst.com.ua.


Живерни был тем местом, где Моне продолжал рисовать с замечательным усердием до самой своей смерти. В течение тридцати лет, начиная с середины 1890-х годов, Моне в основном писал водяные лилии. Это была, пожалуй, самая полная его серия картин (он также написал множество вариантов стогов сена, тополей, Руанского собора и здания парламента).
И совсем неудивительно, что серия этих работ настолько сильно впечатляет, оставляя неизгладимое впечатление. Никто ещё так искусно не использовал цвет, свет и отражение. Кроме того, есть огромный выбор картин: картины с изображением пруда, японский мост, который Моне установил в 1906 году, и экстремальные крупные планы горстки лилий. Некоторые полотна огромны, особенно те, что сейчас находятся в Музее Оранжери в Париже.

Пруд с водяными лилиями, Клод Моне, 1918 год. \ Фото: artchive.ru.

Пруд с водяными лилиями, Клод Моне, 1918 год. \ Фото: artchive.ru.


Моне продолжал рисовать «Водяные лилии», несмотря на то, что его зрение примерно с 1908 года было нарушено катарактой (в конце концов он согласился удалить её хирургическим путём). В годы своей катаракты Моне использовал гораздо больше красного и оранжевого цветов. Моне был самым долгоживущим из импрессионистов: он пережил Мане более чем на четыре десятилетия, а Ренуара - на семь лет. Он писал «Водяные лилии» до самой своей смерти в декабре 1926 года.

А варианты картин из серии «Водяных лилий» можно увидеть по всему миру. В лондонской Национальной галерее и парижском Музее Орсе есть свои версии. То же самое можно сказать и о нью-йоркском Метрополитен-музее, вашингтонской Национальной галерее и Токийской Национальной галерее западного искусства. Парижский Музей оранжереи был специально построен по строгим указаниям Моне, чтобы хранить его наследие, состоящее из двенадцати огромных «Водяных лилий».

Читайте также о том, что интересного скрывают десять легендарных полотен Рафаэля.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








7008
31.03.2020 13:14
В закладки
Версия для печати




Смотрите также