Донские казаки были вольным, а не служилым народом, поэтому имели свои взгляды на порядок, из-за чего наказания за проступки носили особый характер. Самосуд для них был нормой и быстрой расправой над виновным. У кого-то получалось откупаться, а кого-то наказывали розгами или палками. За прелюбодеяния и кражу могли вынести срамное наказание или постановить, что с виновного причитается «напой», а «обдирание» могло привести к полному разорению. Но страшнее всего был приговор смертной казни, с которым не затягивали.
Наказание за проступок у донских казаков
Станичный круг казаков, на котором решались все вопросы и выносилось наказание. / Фото: mil-lib.rnd.muzkult.ru
У донских казаков было свое казачье право, причем наказания выносились на войсковом круге или станичном сборе. Общество желало быстрого возмездия и принуждения к ответу, в отличие от российских судов с их долгим рассмотрением и откладыванием дел. Стремление к быстрой расправе за проступок приводило к тому, что казаки не углублялись в формальности и детали, и виновник мгновенно получал обвинение. Быстрые приговоры давали положительный эффект, так как мотивировали казаков и крестьян соблюдать порядок, поскольку они осознавали, что расправа будет быстрой и без разбора по званию.
Однако во всем можно найти подвохи. За одно и то же преступление могли наказать по-разному: один – за воровство днем получал меньше, чем другой за то же самое, только совершенное ночью. Если вина касалась чести, то выносилось срамное наказание, а за долги можно было надолго попасть в рабство, которое у казаков называлось «в заживе». Самосуд был частой практикой, и видов его было много, с не меньшей жестокостью.
Пеня как щадящее наказание
Донской казак. / Фото: Яндекс Музыка
Наказанные за проступок звались «пенными», потому что на них ложилась пеня (наказание, штраф). Оно могло быть индивидуальным, а порой распространялось даже на всю станицу. Санкция могла быть краткосрочной или пожизненной, и тогда виновный лишался гражданских прав. На его защиту никто не становился, даже если на него нападали и убивали. Таких не брали в походы, им было запрещено показываться в станице, снимались все звания и чины, они не участвовали в собраниях и не получали жалованья. Любой мог ткнуть в него палкой или ударить кнутом.
Снять с себя звание пенного можно было, если в постановлении не значилось, что оно назначается до самой смерти, поэтому милости не подлежит. Для других случаев момент помилования мог наступить, если возникала надобность в воинах для похода. Тогда в указе писали, что призываются все пенные и вольные казаки. С момента поступления на службу он снова возвращал себе все права.
«Напой» и «обдирание»: решение бытовых конфликтов
Донские казаки. / Фото: ridero.ru
Мелкие конфликты, когда кто-то у кого-то украл яблоко или арбуз с бахчи, курицу со двора или охапку сена, наносили материальный убыток, и выносилось скорое возмездие. Такими были «напой» и «обдирание».
«Напой» - улаживание конфликта с помощью угощения алкоголем. Может показаться, что это обычное дело для примирения. Но если это касается одного-двух людей, однако иногда виновнику приходилось угощать все селение, тогда ему приходилось тяжко. Чтобы это сделать, порой он закладывал имущество, потому что не хватало средств на угощение.
«Обдирание» - не менее тяжкое наказание. За счет того, что виновный не мог рассчитаться с должником, пострадавший мог прийти и забрать его часть имущества. За значительный долг забирали не только самое ценное, но и вытаскивали одежду из сундуков. В итоге дом виновного оставался пустым. Отсюда, видимо, и выражение «ободрали до нитки».
Казаки и хуторяне сталкивались с разными наказаниями, и более суровые всегда возлагались на последних. Как-то хуторяне толпой занялись вырубкой леса (талы) без разрешения станичного правления, что запрещалось донской казачьей общиной. Для наведения порядка устроили обыск по дворам, где находили следы талы, требовали заплатить деньгами. В домах, где были только женщины и дети, забирали шубы, полотна из сундуков и другую утварь. Ограбленные обратились за правосудием, потому что среди «ободранных» оказались и невиновные. Найти виновных стало сложно, потому что все вещи были вывезены в соседнюю станицу. Этот метод считался нормой для восстановления справедливости.
Штраф и розги за клевету и за уклонение от супружеских обязанностей
Донские казаки. / Фото: dzen.ru
Особенность казачьего суда заключалась в том, что в нем не было четкой грани, разделяющей уголовные и административные нарушения. Часто в качестве наказания использовали розги и палки, которыми избивали виновного, а иной раз их количество увеличивалось для «прочувствования» своей вины.
Сильнее всего страдали от кражи животных – волов, коней, коров, и управы на это сыскать не могли, какие только способы ответственности не придумывали. Пропавшие кони исчезали бесследно, и в этом зачастую винили быстро расширяющуюся окраину из беглых калмыков, которых было невозможно контролировать. Ситуация порождала постоянное напряжение и недовольство среди казаков, которым требовалась защита их собственности.
Примеры наказания: сколько присуждали виновным
Наказание казаков. / Фото: monastery.ru
Ударами могли наказать любого виновного. В 1843 году Пелагея Бирюкова, жена казака, которую подозревали в развратной жизни и воровстве 15 кур, получила 25 ударов палками. В этом же году бедным казакам Михаилу Сидорову и Ефиму Лосеву на станичном заседании решили купить все необходимое для службы, а потом высчитать эти расходы из их ремонтной дачи. Лосев был беден вследствие того, что был сиротой, а Сидоров – потому что любил выпить. Поэтому вдогонку последнему назначили 40 ударов палками за нерадивый образ жизни.
За украденные две копны пшеницы с поля у крестьянина казака Илью Кальянова в Гниловском станичном правлении осудили на 30 ударов розгами и возврат украденного. Еще одного казака, Захара Лашакина, наказали за воровство кобылы у цыган. На сборе ему назначили 25 ударов плетьми, а потом прибавили еще 10 для того, чтобы он лучше прочувствовал свою вину. И таких приговоров было предостаточно.
Подавались жалобы и за клевету. Такая поступила от казака Дмитрия Землякова, который просил найти управу на жителя своего хутора, живущего по соседству, распускающего вредные слухи и обвиняющего его в прелюбодеянии. Такой поступок он счел нетерпимым, и вины за собой не чувствует, поэтому искал справедливого наказания для своего соседа. За действительно развратную жизнь могли наказать не только розгами, но и выслать в Грузию, как случилось с Бочаровым. Его записали в штрафную книгу и выслали из станицы на 3 перемены.
Порой наказание носило слегка абсурдный характер, но, видимо, считали, что даже решение личных проблем должно происходить на станичных сборах. Так, казак Мишарев из Акишевской станицы пожаловался на жену за то, что она ленивая и уклоняется от супружеских обязанностей, ведет праздный образ жизни и часто не бывает дома. Сначала ей вынесли предупреждение, а после повторной жалобы мужа – 25 ударов розгами.
Трудовое перевоспитание несовершеннолетних и наказание «в заживе»
Быт донских казаков. / Фото: meotyda.ru
Наказывать детей за проступок с одной стороны у казаков было не принято, а с другой – воспитывать как-то нужно было. Поэтому в качестве поучительного наказания могли назначаться общественные работы. Например, полить деревья в саду, принеся 600 ведер воды, или что-то в этом роде.
Сложнее было с долгом, который семья приобретала по какой-либо причине. Если не было чем его отдать, то казак или кто-то из членов семьи уходил в зажив, пока не отработает долг. Но когда сумма была очень большой, это было сравнимо рабству, и часто обязанность перекладывалась на детей.
Если сумма долга составляла от тысячи рублей и больше, то долговая кабала могла растянуться на 40 или 60 лет, потому что плата за работу назначалась маленькой. Был случай, когда один человек был отдан в зажив на 195 лет. Вероятно, он до сих пор числился бы там, потому что ему нужно было прожить 220 лет. Иногда наказание в зажив принимало комическую форму. Мужчина потребовал в зажив на 6 лет свою бывшую жену, взяв на себя обязательство выплачивать ее долг. Женщину звали Феодосья Мухачева, которая задолжала мещанину 39 рублей по векселю и не смогла отдать эти деньги. То есть свой долг она отработает мужу за шесть лет, получая 6,50 рублей в год.
Моральное наказание – позорное наказание
Донской казак и казачка. / Фото: litres.ru
Публичная казнь стала способом, который сильнее унижал виновного, а не только причинял боль. За мелкие проступки и неподобающее поведение наказывали публичным посрамлением. Например, за прелюбодеяние мужчину и женщину могли связать. Женщине поднимали юбку, а мужчине – опускали штаны для большего высмеивания, и в таком виде их водили по улицам, несмотря на погоду. Желающие могли их ударить кнутом, облить помоями или водой из ведра, сорвать платок с головы (для женщины это было самым большим оскорблением). Дома виновных вымазывали дегтем или навозом, рвали перины, выбрасывая пух по всему двору.
За мелкое и незначительное воровство также можно было понести публичное наказание. В знак назидания одному казаку, укравшему женскую юбку, приказали надеть ее и ходить по улицам под бой барабанов, чтобы привлечь больше людей. Другого воришку заставили носить шкуру вола. И это ему пришлось терпеть летом под палящим солнцем, а остальные станичники подгоняли его палками.
Самосуд – смертная казнь
Основные атрибуты донского казака. / Фото: culture.ru
Самосуд со смертной казнью у казаков применялся особенно в XVI-XVII веках. После вынесения приговора казнь исполнялась без промедления. Это устраивало казаков, так как часто не было лишнего времени. Кроме того, у них не было осуждения на лишение свободы под стражей, поэтому за тяжкие преступления расплата была одна.
Внутренние традиции станицы влияли на выбор меры наказания: утопление или подтопление (сажали в воду на определенное время), расстрел из пищалей или лука, разрыв лошадьми, таскание за связанные руки и порубание саблей. В походах в «диком поле» смертная казнь чаще всего осуществлялась с помощью «войсковой сабли», которая существовала как орудие наказания, потому что ни один казак не хотел марать свою. У казаков, промышляющих на воде – было утопление, носившее различный характер. Если тело предполагалось доставить домой для погребения, то топили в мешке – это считалось легким способом. Иногда в рубаху засыпали песок и опускали в воду, и в таком случае казак пропадал бесследно.
Когда делами стало заниматься «главное войско», то на суд с дальних мест привозили виновных в лодках (каюках), а потом же из них приводились наказания в исполнение. Вероятно, отсюда и фраза «тебе каюк». Позже за трусость, убийство, измену перестали судить в станичном круге, передавая рассмотрение проступков и виновных войсковым кругам.
Со временем смертная казнь стала применяться в единичных случаях – преступников стали «забивать» в колодки и высылать из столицы. Для войсковой старшины появилась материальная ответственность и лишение чина, хотя ранее в первую очередь наказывали атаманов, есаулов и стариков. Равенство в казачестве постепенно исчезало, но честь хранили до последнего.
У казаков существовали вещи и традиции, которые могли вызвать сильное оскорбление. Для них неприкосновенными были папаха, сабля и брак с женщиной из своего окружения, а если это была славянка, то это считалось оскорблением.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: