Виктор Попков, На выходных, 1958
Изображения борцов в спарринге, массовых забегов на лыжах и торжественных олимпийских шествий играли ключевую роль в становлении советской визуальной культуры, которая должна была предать забвению элитарное искусство царской России и противостоять набирающему силы модерну в странах «загнивающего капитализма».
После революции 17-го года и вплоть до самой перестройки спортивные сюжеты, олицетворявшие силу, славу и величие советского народа, наводняли все сферы человеческой жизни и, не в последнюю очередь, живопись социалистического реализма, которая быстро стала единственным «идейно выдержанным» и официально одобренным партией направлением изобразительного искусства.
Михаил Изотов, Гимнасты. Портрет Владимира Артёмова и Юрия Королёва, 1987
Тем не менее, соцреализм остается одним из наименее известных на западе художественных течений 20-го века. В этом году кураторы лондонского аукционного дома Sotheby's решили заполнить этот пробел, представив вниманию широкой публики выставку «Советское искусство. Советский спорт» («Soviet Art. Soviet Sport»), в которую вошли около 40 произведений советской живописи, графики и скульптуры из собрания Института русского реалистического искусства (ИРРИ) и других частных коллекций. Выставка уже прошла в Лондоне, и теперь переехала в Москву в залы ИРРИ, где продлится до мая 2014 года.
Ольга Ваулина, Борьба стоя, 1930-е
Несмотря на тот бесспорный факт, что советская живопись 1930-х — 1980-х годов внимательно цензурировалась, а все попытки уклонится от трёх заповедей соцреализма — «народность, идейность, конкретность» — жестоко пресекались (вплоть до ареста по обвинению в приверженности «контрреволюционному» искусству, как это произошло с художником Михаилом Соколовым), спортивные сюжеты были хороши тем, что их лиричность и романтизм предоставляли некоторую свободу самовыражения, позволяя незаметно совмещать обязательный партийный пафос с личными эмоциями и переживаниями художника и неоднозначной символикой.
Александр Дейнека, «Спортсменка, завязывающая ленту» - эскиз к картине 1951 года «Купальщица».
На самом деле, советский реализм, во всяком случае те его образцы, которые представляют реальную художественную ценность, брал от модернизма гораздо больше, чем в то время официально признавалось. К примеру, картина Сергия Лучишкина «Парад на стадионе Динамо» обращается к футуристическим традициям изображения движения, а «Волейбол» Виктора Попкова откровенно напоминает ранние витебские пейзажи Марка Шагала с их пространственной неопределенностью и нестабильной перспективой.
картина Сергия Лучишкина «Парад на стадионе Динамо», 1936 - 1976
«Волейбол» Виктора Попкова, 1968
К тому же, если на минуту забыть об истории и политике, то в этих картинах легко увидеть то, что неизменно влечет человека к спорту со времен первых Олимпийских игр, а может еще и раньше: оптимизм, культ молодости, силы, здоровья, телесности и самой жизни.
А.Н. Блиок, Праздник Севера в Кировске, 1972
Насколько сильно идеологическая составляющая влияет на художественный стиль, можно понять, если сравнить советскую живопись с искусством коммунистического Китая и Северной Кореи. Пропагандистской эстетике посвящен современный проект «Прекрасное будущее» («The Beautiful Future»), который представляет «современный» Китай в радужной утопии победившего социализма.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: