Арт   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 1
+1
-1 0
Арт    



Елизавета I – очень яркий персонаж в списке британских монархов и культовая личность для англичан. Ее огненно-рыжие волосы, свежий и молодой цвет лица, характерная одежда и объемные воротники делают эту знаменитую королеву всегда узнаваемой на картинах. Однако изготовленная недавно маска, изображающая ее реальное лицо, привела в шок мировую культурную общественность.


Портреты-иконы

Находясь у руля большого и сильного государства, Елизавета, последняя из династии Тюдоров, четко понимала, насколько важно иметь «правильный» имидж в обществе, и особенно усердно контролировала то, как она будет представлена на официальных портретах. В итоге до наших дней дошли весьма интересные ее изображения, лицо на которых всегда выглядит каменно-неприступным, а наряды – очень реалистичными и разнообразными (обычно художники их писали с натуры, отображая каждую мелкую деталь королевского туалета). Если судить по одежде на картинах, то королева чаще всего отдавала предпочтение таким цветам, как черный и белый – в те времена считалось, что это олицетворяет ее девственность и чистоту.

«Портрет с горностаем» (символом королевской власти), 1585, худ. Николас Хиллиард. Hatfield House, Hatfield UK

«Портрет с горностаем» (символом королевской власти), 1585, худ. Николас Хиллиард. Hatfield House, Hatfield UK


Однако именно на то, как выглядит ее лицо, королева обращала особое внимание, считая свою внешность безупречной, с чем соглашались и подданные. Поэтому ее изображения принято называть «иконами».

Между тем, новая выставка, открывшаяся в Лондонском королевском доме в Гринвиче (Queen’s House), развенчивает этот тщательно созданный монарший образ.

Квинс-хаус (Национальный морской музей). /Фото: wikipedia.org

Квинс-хаус (Национальный морской музей). /Фото: wikipedia.org


Два лица королевы

Британский художник Мэтт Коллишоу создал арт-инсталляцию, которая проецирует альтернативный образ Елизаветы в поздние годы ее царствования. Именно так, по мнению художника, выглядела королева на самом деле. Сенсационная маска изготовлена с использованием самых современных технологий.

Маску разместили в картинной галерее возле портрета королевы. /Фото Национального морского музея, Лондон.

Маску разместили в картинной галерее возле портрета королевы. /Фото Национального морского музея, Лондон.


Инсталляция размещена прямо напротив «Портрета с Армадой» – пожалуй, самой известной «иконы», изображающей Елизавету I. Этот портрет был заказан в 1588 году художнику Джорджу Гауэру в честь громкой победы англичан над испанцами и призван олицетворять славу Англии и ее монарха.

На переднем плане изображена королева, а картина, посвященная разгрому испанской Армады, изображена на заднем плане. Рука Елизаветы покоится на земном шаре, изящно указывая на Англию и символизируя тем самым ее международную мощь и власть чуть ли не над всем миром. О ее могуществе говорит и расположенная чуть позади внушительных размеров корона.

Один из трех вариантов «Портрета с Армадой», 1588, худ. Джордж Гауэр. Woburn Abbey, Bedfordshire, UK.

Один из трех вариантов «Портрета с Армадой», 1588, худ. Джордж Гауэр. Woburn Abbey, Bedfordshire, UK.


На этой картине Елизавета одета в пышное платье с пышными рукавами, бантами и огромным воротником-ершем, обрамляющем ее шею. Лицо у королевы – гладкое, молочно-белое, и она кажется здесь удивительно молодой, хотя на момент написания картины ей было уже 55 (возраст по тем временам весьма солидный).

Специалисты пришли к выводу, что этот тщательно продуманный имидж (как сказали бы сейчас) был разработан для того, чтобы создать божественно-идеальный образ королевы в глазах подданных.

Как и многие ее современницы солидного возраста, Елизавета носила парик: на картине ее пышные каштановые волосы усыпаны жемчугом, что, в свою очередь, символизировало ее добродетель.

Идеальная внешность как гарант безопасности

Создавая свою маску, Коллишоу хотел бросить вызов «маске власти» на картине. В рамках инсталляции он создал анимированное лицо, изображающее Елизавету как пожилую женщину со всеми сопутствующими внешними признаками.

Брови обесцвечены, макияж стерт, парика нет. Так, по мнению художника-исследователя, на самом деле выглядела королева . /Фото:matcollishaw.com

Брови обесцвечены, макияж стерт, парика нет. Так, по мнению художника-исследователя, на самом деле выглядела королева . /Фото:matcollishaw.com


Эта альтернативная маска показывает Елизавету без парика, к тому же, ее глаза – темные и слегка впалые, а на лице нет ни грамма макияжа.

Кстати, известно, что в более поздние годы Елизавете приходилось наносить на свое лицо толстенный слой грима, чтобы скрыть шрамы от оспы, которую она перенесла. На маске же, изготовленной Коллишоу, мы видим морщины, шрамы и даже немного волос, растущих на лице королевы. Но наибольший эффект производят глаза. Они вращаются из стороны в сторону, словно ее взгляд мечется от страха и неуверенности, и это очень контрастирует с тем бесстрастным выражением лица королевы и пронзительным пристальным взглядом, что можно увидеть на «Портрете с Армадой». При этом рот монаршей особы то открывается, то закрывается, однако голоса не слышно, что, по задумке создателя маски, подчеркивает отсутствие у Елизаветы свободы воли в ее королевском положении.

Художник воссоздал даже волоски на ее лице. / Фото:matcollishaw.com

Художник воссоздал даже волоски на ее лице. / Фото:matcollishaw.com


Эта инсталляция представляет собой альтернативный взгляд на Елизавету как на женщину, которая теряет свою индивидуальность под гнетом высокого титула и ответственности, которую она несет. «Живая маска смерти» Коллишоу, размещенная прямо напротив знаменитого портрета королевы, наводит на мысли о том, что Елизавета смотрит в зеркало и видит себя настоящую – со всеми своими внешними изъянами и человеческими слабостями.

Надо сказать, что жилось королеве действительно непросто, ведь ей пришлось быть женщиной-монархом в глубоко патриархальном обществе и ее положение всегда было неустойчивым. В глазах английских граждан она должна была демонстрировать два противоречивых образа одновременно: с одной стороны, девственную, чистую и целомудренную царицу и, с другой – мужественного, непоколебимого и властного правителя.

«Сиенский портрет» («Портрет с ситом»), 1579, худ. Джордж Гауэр, картина из частной коллекции.

«Сиенский портрет» («Портрет с ситом»), 1579, худ. Джордж Гауэр, картина из частной коллекции.


Ее внешность рассматривалась фактически как продолжение монархии и самого государства и поэтому являлась холстом, на котором можно было изобразить символы власти.

Инсталляция работы Коллишоу приглашает зрителей еще раз взглянуть на эту культовую королеву и исследовать «другое лицо» Елизаветы – это лицо уязвимой женщины в опасном мире, выжить в котором можно лишь, поддерживая идеальный визуальный образ.



Елизавета I носила также имя Королева-Дева, и ее биография дополнила Истории знаменитых девственников.

Текст: Анна Белова

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








138644
13.11.2018 13:42
В закладки
Версия для печати




Смотрите также