Державник — так звали Косыгина за мудрый подход к управлению государством и практически неограниченную власть. Личная жизнь высокопоставленных советских чиновников была скрыта от лишних глаз. Не стала исключением и семья Алексея Николаевича. На лице сдержанного и угрюмого председателя Совмина мало кто видел улыбку. Но в жизни реформатора было место одной трогательной и бережной привязанности. 40 лет рядом с верной супругой только стимулировали карьеру Косыгина. А потом случилось то, за что он ругал себя до последнего вздоха.
Жених-мечта и сибирячка Клава
Косыгин в 1939 году. / Фото: www.lenta.ru
Молодой Косыгин познакомился с будущей женой, когда приехал в Сибирь развивать потребительские кооперативы. 23-летний завотделом Ленского союза потребительских обществ был завидным женихом. Партийная карьера быстро шла в гору, рос и заработок. С Клавой Косыгина свел будущий 1-й секретарь Ленинградского обкома Кузнецов. Его супруга приходилась будущей кремлевской жене двоюродной сестрой. Мать Клавдии одобрила кандидатуру зятя на первом же знакомстве. Умудренная опытом женщина разглядела в замкнутом и неразговорчивом молодом человеке надежность и перспективу. Кроме того, все видели: Алексей серьезно влюблен.
Жесткий в работе и неуступчивый в деловом общении, он полностью попал под влияние Клавдии. Обратной стороной сильного характера девушки была общительность и умение находить подход к людям любого возраста и статуса. В будущем это не раз сыграло на успех карьеры видного политика. Клавдия Андреевна искренне любила людей, гости наслаждались теплотой хозяйки, а для главы семьи дом всегда был комфортной и надежной крепостью. Выполняя самые сложные задачи на просторах огромного государства, он возвращался к семье и неизменно окунался в уют, покой и любовь.
Вера в гениальность мужа и крепкий тыл
Косыгин крайне редко улыбался. / Фото: www.ria.ru
На третий год после свадьбы, в 1928 году, в молодой семье появилась дочь Людмила. Алексей был сутками занят на работе, а Клавдия всю себя посвящала хлопотам по дому и воспитанию ребенка. Ее нисколько не тяготило то, что она всегда пребывала в тени высокопоставленного мужа. Вскоре среди кооператоров стартовали репрессии, и Косыгин решил уезжать. Пришлось оставить в Сибири большой дом с участком и перебираться с женой и дочкой на голое место в Ленинград. Алексей Николаевич отказался от выделенного ему места на факультете потребительской кооперации и решил выучиться на инженера-текстильщика. Учеба лишила его возможности обеспечивать семью, и тогда Клава подставила мужу плечо. Устроилась бухгалтером в плавающие мастерские Кронштадта. Непростая работа предусматривала многодневные плавания, но хорошо оплачивалась.
На старшем курсе Алексей стал подрабатывать мастером на фабрике, быстро вырос до начальника цеха, а вскоре и до директора. Теперь Клава в дополнительном доходе не нуждалась, уволилась и больше никогда не работала. Она не сомневалась в гениальности мужа и отныне занималась лишь тем, чтобы встречать его дома теплом и нежностью. Конечно, Клавдия Косыгина могла последовать примеру спутниц высокого начальника, погрязших в сплетнях и нарядах. Но она была другого склада. В 1939-м, сразу после переезда в столицу, отучилась во Всесоюзной промышленной академии машиностроения, сдав профильные предметы на пятерки. Овладела французским и немецким, удивляя новых знакомых из высшего света умом и образованностью.
С мадам де Голль без переводчика
Клавдия (крайняя справа) с мадам до Голль. / Фото: www.yablor.ru
В тот период жены первых руководителей страны не участвовали в политических мероприятиях. Клавдии Андреевне пришлось впервые выйти в свет в 1966 году. В Москву прибыл Шарль де Голль с супругой, которая сопровождала иностранного гостя повсюду. Косыгину ничего не оставалось, как привлечь домашнюю скромницу Клавушку к развлечению генеральской спутницы Ивонны. Косыгина явилась на первую встречу в сшитом наспех костюме в горошек и черной шляпке. Тот образ еще долго высмеивался в мире моды капиталистов: европейские СМИ на все лады ехидничали по поводу ее наряда. Не написали только об одном: Клавдия Андреевна общалась с мадам де Голль без переводчика. Разумеется, на французском.
Косыгина абсолютно не увлекалась доступными ей предметами роскоши и мечтала совершенно о другом. Ей захотелось, чтоб в столице появился широкий проспект с высотными домами, просторными тротуарами, богатыми магазинами и кафе. И ее проект реализовали при строительстве пр-кта.Калинина (сейчас Новый Арбат). Для того времени объект считался невероятно «продвинутым», а расположенные на нем магазины и кафе все еще помнят старые москвичи — «Весна», «Юпитер», «Ангара», «Сирень», «Мелодия».
Трагичный Первомай
С женой и дочерью. / Фото: www.visualrian.ru
В 1967-м у Клавдии Андреевны обнаружили рак в запущенной стадии. Косыгин был сам не свой. Он рыдал, оставаясь в одиночестве, обвинял врачей, непростительно поздно диагностировавших болезнь. Усилия оперировавшего Клавдию светила хирургии не дали результатов. Незадолго до смерти Косыгина попросила домой – отметить Новый год и 40-летие семейной жизни. Держалась молодцом, традиционно угощала гостей и выглядела жизнерадостной. Приглашенный на праздник начальник Четвертого управления Чазов позже признавался, что ожидал упреков. Но Клавдия Андреевна лишь попросила мужа в будущем содействовать развитию отечественной медицины.
Клавдии Андреевне становилось все хуже, и она окончательно перебралась в больничную палату. Косыгин приезжал к ней каждый вечер после рабочего дня и оставался там ночевать. Ее сердце остановилось 1 мая 1967-го, когда муж приветствовал колонны демонстрантов с трибуны мавзолея. Клавдия Андреевна настояла на его участии в торжестве, прекрасно понимая, что нарушать такие традиции нельзя никому. И все же Косыгин до конца жизни ругал себя, что не успел попрощаться со своей Клавушкой. После смерти жены Алексей Николаевич организовал в Москве строительство онкологического центра, а следом за ним и кардиологического. Женщин в его жизни больше не было.
Что стояло за строгим образом французского генерала, которого Косыгин встречал в Москве. Какую личную трагедию скрывал за суровостью человек, подаривший миру современную Францию: Шарль де Голль.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: