![](https://kulturologia.ru/files/u23691/236918667.jpg)
О существовании таких икон писали, начиная с XVI века. О них упоминали русские классики, в 1870-х годах газеты рассказывали о крестьянских волнениях из-за «черных» или «окаянных» ликов, до сих пор в Интернете можно встретить советы «как отличить адописную икону». Этот феномен можно было бы считать историческим фактом, если бы не досадная деталь – ни одного образца подобной живописи до сих пор не найдено. А раз так, то с научной точки зрения их считают «легендарными».
Слухи 500-летней давности
В житии Василия Блаженного, написанном, вероятнее всего в XVI веке, подробно рассказывается о случае с образом Пресвятой Богородицы. Икона, выставленная на Варварских вратах Китай-города, слыла чудотворной, паломники стекались к ней со всей Руси. Василий же велел одному из своих учеников взять камень и расколоть икону. Когда ученик отказался, блаженный сам сделал это. На суде затем он показал, что под верхним слоем краски было скрыто изображение черта. Иконописец, якобы подкупленный дьяволом, был казнен.
Слухи о «черных», «окаянных» или «отступных» иконах не одно столетие передавались из уст в уста. Рассказывали случаи о том, как бесовские рожи находили под фольгой оклада или приклеенными с обратной стороны иконы. Кроме демонов и рогов, пририсованных к святым ликам, там могли быть рисунки человека с песьей головой, или надписи типа «Поклонись мне – мой будешь», или даже (о, ужас!) изображение турка с курительной трубкой. Чаще всего, якобы, рисовали адских созданий под слоем краски или грунта. Этнографы конца XIX века, кажется, не сомневались в существовании таких икон: «некоторые богомазы на загрунтованной доске пишут сперва изображение дьявола, и когда это изображение высохнет, снова загрунтовывают и уже на этом втором грунте изображают угодника». Богобоязненные обыватели искренне боялись не распознать богомерзкого изображения и, помолившись перед ним, впасть невольно в грех.
![Икона «Страшный Суд», Польша, XVII в Икона «Страшный Суд», Польша, XVII в](https://kulturologia.ru/files/u23691/236914279.jpg)
Икона «Страшный Суд», Польша, XVII в
Зачем это могли делать?
Если оставить вопрос о достоверности подобных слухов, то историки находят в принципе несколько возможных объяснений такому феномену. Журналисты «Московских ведомостей» XIX века, например, рассказывая об адописи, высказывали предположения в стиле «теории заговоров» - обвиняли староверов, что те подобным гнусным образом пытаются очернить иконы более современного «фряжского письма», которое было ближе к западным образцам. Николай Лесков, который сам, кстати, одно время увлекался иконописью, в повести «Запечатленный ангел» рассказывает о подобном случае обмана торговцем-офеней, но находит ему более приземленное толкование:Сказать страшно, что они со мною сделали! Один мне икону променял за сорок рублей и ушел, а другой говорит:
«Ты гляди, человече, этой иконе не покланяйся».
Я говорю:
«Почему?»
А он отвечает:
«Потому что она адописная», — да с этим колупнул ногтем, а с уголка слой письма так и отскочил, и под ним на грунту чертик с хвостом нарисован! Он в другом месте сковырнул письмо, а там под низом опять чертик.
«Господи! — заплакал я, — да что же это такое?»
«А то, — говорит, — что ты не ему, а мне закажи».
И увидал уже я тут ясно, что они одна шайка и норовят со мною нехорошо поступить, не по чести, и, покинув им икону, ушел от них с полными слез глазами…
![Алимпий Печерский, пишущий образ Богоматери и искушаемый дьяволом (фреска Рождественского собора в Ярославле) Алимпий Печерский, пишущий образ Богоматери и искушаемый дьяволом (фреска Рождественского собора в Ярославле)](https://kulturologia.ru/files/u23691/236919512.jpg)
Алимпий Печерский, пишущий образ Богоматери и искушаемый дьяволом (фреска Рождественского собора в Ярославле)
Остается, конечно, еще одно возможное и очень простое объяснение. В человеческой природе есть неискоренимое желание пошутить (не всегда умно и добро) и совершить что-то запретное, доказать самому себе, что ты выше правил. В современном мире прекрасным примером тому являются компьютерные вирусы, многие из которых создаются примерно с такой же мотивацией. Русский писатель и мемуарист Илья Сургучев, большая часть жизни которого прошла в эмиграции, описал одну необычную беседу с Максимом Горьким, где тот рассказывал о своем детстве и о недолгой работе в иконописной мастерской:
«Я ведь учился этому ремеслу. Но не пошло: веры не было. (…) Я был мальчишка бедовый. Подойдешь к одному-другому и шепчешь: «Нарисуй ему рожки!» Так меня и прозвали: «дьяволенок». (…) Пришел к товарищам попрощаться, один из них вынул из стола две маленькие иконки и сказал: «Вот для тебя специально написал, выбирай». На одной был написан мой Ангел Алексей — Божий человек, а на другой — дьявол румяный и с рожками. «Вот выбирай, что по душе». Я выбрал диавола, из озорства.»
Эту иконку Горький, по словам Сургучева, хранил всю жизнь и показывал ему еще много лет спустя.
Где доказательства?
Несмотря на многочисленные свидетельства «очевидцев» и распространенные слухи, историки и этнографы не склонны верить в существование того, чего никто не видел, и чему нет достоверных доказательств. Все-таки наука этим и отличается от обывательских россказней. Московский искусствовед Дина Гамадиева считает, что, возможно, подобные изображения были в единичных экземплярах и до наших дней не дошли: «Во всяком случае, я не знаю ни одной подобной иконы, не знают об этом ничего и мои наставники, и реставраторы, с которыми я разговаривала. Я почти на 100% уверена, что их больше нет, но если кто-то встретит адописный образ, то это будет очень любопытная находка прежде всего для ученых»
![Икона «Страшный суд», Новгород, сер. XV в. Икона «Страшный суд», Новгород, сер. XV в.](https://kulturologia.ru/files/u23691/236910946.jpg)
Икона «Страшный суд», Новгород, сер. XV в.
Некоторые исследователи считают, что за подобную дьявольщину неграмотные крестьяне могли принять вполне нормальные иконы, на которых иногда изображаются адские создания – в сюжетах искушения святых, страшного суда или адских мук. Также за адописные могли приниматься редкосюжетные иконы как, например, вот это изображение Святого мученика Христофора, который в православной традиции изображается с песьей головой.
![Святой мученик Христофор, (втор. пол. XVII в) Святой мученик Христофор, (втор. пол. XVII в)](https://kulturologia.ru/files/u23691/236911503.jpg)
Святой мученик Христофор, (втор. пол. XVII в)
В продолжение темы рассказ о том, что такое мерные иконы - что ими измеряли и для кого рисовали.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: