Кара Уокер - одна из самых знаменитых и выдающихся современных афроамериканских художниц. Её ещё называют политической совестью Штатов. Все тёмные стороны Страны грёз Уокер разоблачает и вытаскивает на поверхность без всякого стеснения. Её называют королевой визуализаций и мастером провокаций. Гениальные инсталляции художницы сравнивают с полотнами Гойя. Глядя в зеркало истории, Кара Уокер захватывающе повествует о прошлом, настоящем и возможном будущем. В чём главный секрет творчества и популярности художницы, которая откровенно раскрывает все тёмные стороны Америки?
Кто такая Кара Уокер
Одна из самых опытных и разносторонних художниц Америки на сегодняшний день, Кара Элизабет Уокер (Kara E. Walker), родилась в 1969 году в Калифорнии. Семья девочки была творческой. Отец, Ларри Уокер, тоже был художником, который преподавал изобразительное искусство в колледже. Кара пошла по стопам отца, она с детства рисовала. Когда ей было 13 лет, семья переехала в город Стоун-Маунтин, в штате Джорджия. Для них это стало подлинным культурным шоком. Они привыкли к прогрессивности и культурному разнообразию Калифорнии, здесь же до сих пор продолжал действовать печально известный Ку-клукс-клан.
В этой новой среде юная Кара Уокер терпела все ужасающие последствия расовых стереотипов. Её часто унижали и обижали в школе из-за цвета кожи, обзывали «обезьяной». От этой новой жуткой реальности девочка нашла спасение в библиотеке. Там она проводила долгие часы, изучая культуру и историю Юга. Это оказало ключевое влияние на её работы в будущем.
Кара Элизабет Уокер.
После окончания средней школы, Кара поступила в Художественный колледж Атланты. Здесь она развила более глубокие способности к рисованию и гравюре. Поначалу она чувствовала себя неловко, исследуя расовую политику в своей работе, хотя её профессора всячески поощряли это. После окончания колледжа, Уокер поступила в университет, где получила степень магистра иностранных дел. Кара была феноменальным исследователем, что позволило ей тщательно изучить афроамериканскую историю в искусстве и литературе. В её работах стали преобладать темы расового неравенства и насилия на этой почве.
Взлёт карьеры
Кара Уокер начинала с вырезанных из бумаги силуэтов, которые благодаря ей становились настоящими театральными представлениями. Мир поразили эти теневые инсталляции. Её работы провокативны и мощны, иногда, по мнению, некоторых, непристойны, но при этом всё равно бесконечно эстетичны и элегантны. Карьера художницы совершила головокружительный взлёт. Изучая талантливые работы Кары, мир погружается в более глубокое изучение и понимание расовых и гендерных стереотипов, что позволяет лучше понять общее прошлое.
Кара Уокер весьма многопрофильный художник. Её практика включает в себя и живопись, и гравюру, инсталляции, рисунки, скульптуру и даже кинопроизводство. Работы художницы выставлены во многих престижных музеях по всему миру.
Кара Уокер в своей мастерской за работой.
О чём кричат молчаливые силуэты в творчестве Кары Уокер
Кара начала экспериментировать с силуэтами ещё в студенческие годы. Она считает их чрезвычайно мощной творческой метафорой и успех на этом поприще говорит сам за себя. Кроме того, художница думает, что такой тип искусства помогает избежать абсолютного патриархата белых мужчин в искусстве. Многие критикуют её за то, что она так активно использует расовые стереотипы в своём творчестве, говоря, что она заходит в этой сфере уж слишком далеко. Другие восхищаются её откровенностью и смелостью говорить о столь важных проблемах, которые даже сегодня стараются замалчивать.
Силуэты Кары Уокер.
На протяжении десятилетий искусство Кары Уокер постоянно развивалось от рисунков, картин и офортов до силуэтов, фильмов, скульптур и многого другого. Её творчество столь велико и впечатляюще, она создала бесчисленное множество влиятельных и мощных произведений. Они прочно закрепили за ней статус одного из самых выдающихся современных практикующих афроамериканских художников.
Fons Americanus Кары Уокер в галерее Тейт Модерн в Лондоне, Соединённое Королевство.
Секреты самых знаковых работ
«Унесённые» (1994) - это обширная настенная инсталляция, в фирменном стиле художницы, знаменует собой её первое знакомство с миром искусства. На эту эпическую работу Кару вдохновили многочисленные источники, в числе которых книга Маргарет Митчелл «Унесённые ветром» (1936) и отрывок из ключевого текста Ку-клукс-клана Томаса Диксона. В последнем описываются неприличные манипуляции с некой смуглой женщиной.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Почему Маргарет Митчелл отрицала, что роман «Унесённые ветром» написала сама о себе
Уокер представила силуэты фигур, одетых в костюмы 19-го века. Они наклоняются друг ко другу в лунном свете, напоминая какую-то любовную сцену из сборника сказок. Однако, при внимательном рассмотрении сцены, становятся очевидными графические изображения мужского насилия. Сцена выглядит безмерно сюрреалистично и странно.
«Конец дяди Тома» - эта работа Кары Уокер, как и многие другие её работы, представлена на изогнутых стенах. Подобное творчество было вдохновлено циклорамой 19-го века, которая предлагает 360-градусный обзор сцены, чтобы сделать её просмотр более захватывающим. Этот циклический взгляд также становится метафорой, которую Уокер использует, чтобы предположить, что прошлое, настоящее и будущее работают в циклах, которые постоянно растут извне и внутри друг друга. Это намёк на историю расового угнетения, которое всё ещё проявляется в мире сегодня.
На картине изображены фигуры в натуральную величину, создающие сцену ужасающего насилия, включая пытки и убийства рабов. Произведение представляет собой сочетание фактов и вымысла, частично вдохновлённое, как следует из названия, «Хижиной дяди Тома». Это знаменитый роман, написанный в 1952 году Гарриет Бичер-Стоу. В сцене присутствуют две женские фигуры, возможно, мать с младенцем. Трое других детей изображены кружащимися вокруг человека, вооружённого топором. Более сюрреалистичные черты появляются, когда мужчина без штанов показан связанным верёвкой.
В этом произведении вся сцена отображается в одной плоскости и только в чёрно-белом цвете, что сглаживает слои и делает детали неясными и неоднозначными. Есть некая определённая трансформация фигур, которая делает неясным то, где начинается одна и заканчивается другая, открывая повествование для множественных прочтений и интерпретаций. Эта двусмысленность является преднамеренной, поскольку Уокер считает, что все стереотипы основаны именно на такой двусмысленности.
Во многих работах Уокер, созданных в 1990-х годах, фигурируют знаменитые люди и события из истории аболиционистов, и эта работа «Без названия (Джон Браун)» — одна из них. Вдохновлена она была Джоном Брауном, известным лидером рейда 1859 года в Харперс-Ферри, штат Вирджиния. Произведение представляет собой крупномасштабный рисунок гуашью на бумаге. При жизни Брауна белые люди были просто шокированы его агрессивными действиями. Многие считают его героем-аболиционистом. После событий 1859 года он был отмечен как предатель и приговорён к смертной казни.
Идя на казнь, Браун остановился рядом с чернокожей женщиной и поцеловал ребёнка, которого она держала на руках. Эта сцена впоследствии вдохновила многих художников. Незначительное событие превратило Брауна в героя-мученика. Однако, Кара Уокер своим произведением призывает к переосмыслению этого события. На её картине, окрашенной в тона сепии, изображены три фигуры, взаимодействующие друг с другом: Браун, мать-рабыня и её ребёнок. Последний кусает Джона за грудь. Браун же изображён старым, усталым, бородатым мужчиной. Он не проявляет к ребёнку никакой агрессии за его поступок, пытается скрыть боль. Мать нетерпеливо толкает ребёнка.
Вся сцена как бы лишает Брауна его патриархальности по отношению к рабыне, намекая на близкие отношения между ними. Эти отношения не могли быть добровольным актом со стороны женщины. Тёмная рабыня обязана была во всём подчиняться своему белому хозяину. Сквозь призму этой неоднозначной работы, Кара Уокер как бы просит пересмотреть взгляды людей на тех, кого они считают героями.
Работы художницы часто имеют эпические названия и это произведение не исключение. Эта работа, которую многие называют просто «Тонкость», имеет полное название «Чудесный сахарный ребёнок». Она отдаёт дань уважения всем тем, кто трудился безумно тяжело и абсолютно бесплатно на сахарных плантациях Нового Света. Это массивная скульптурная инсталляция обнажённой фигуры сфинкса с весьма неприличными деталями, которая сделана из сахара.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Инсталляция Кары Уокер (Kara E. Walker): сахарный сфинкс, «Сладкие детки» («Sugar Babies») и горькая глава в истории человечества
Сфинкс весьма похож на темнокожую женщину и носит «маменькин платочек». Сахарная скульптура была создана на сахарном заводе «Домино» в Бруклине и выставлена за несколько недель до сноса здания. Эта амбициозная работа была первым крупномасштабным сольным проектом Уокер, созданным при поддержке и по заказу общественной организации Creative Time. Художница посвятила её рабам, которые работали на плантациях сахарного тростника по всему миру. Инсталляция полна многослойными историями и значениями.
Посетители в Walker's A Subtlety . На заднем плане видна белая скульптура, изображающая женщину в образе сфинкса.
Работа говорит о, до сих пор сохраняющемся, расовом, социальном и экономическом неравенстве в Америке и за её пределами. Белизна сахара также имеет большое значение, поскольку тростниковый сахар по своей природе коричневый. Рабы отбеливали его из-за всё возрастающего спроса на кондитерские изделия на Западе. Рядом с колоссальным белым сфинксом стоят скульптуры темнокожих мальчиков. Эти небольшие скульптуры были сделаны из смолы и патоки. К концу выставки они растаяли от жары. Это громкий намёк на те ужасные условия, в которых трудились рабы. Дети часто становились калеками и даже умирали. Ведь подавать сахар на мельницы нужно было вручную, а это было очень опасно.
Кара Уокер - гениальная и смелая художница.
Кара Уокер — одна из самых смелых современных афроамериканских художниц, живущих сегодня, и её работы являются одними из самых мощных в попытке помочь решить проблемы расизма, насилия и политики идентичности.
Современное искусство - это целая вселенная, которая полна и невероятных шедевров, и откровенно бездарных работ. Подробнее о 5 самых влиятельных художниках современности, инсталляции которых наделали много шума, прочтите в другой нашей статье.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: