История и археология   RSS-трансляция Читать в FaceBook Читать в Twitter Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Читать в Google+ Читать в LiveJournal


+1 0
0
-1 0
Разное    





В начале XX века весь мир знал темнокожую танцовщицу, которая исполняла свои номера лишь в экзотической юбке из бананов. Но далеко не всем было известно, что она стала матерью 12 усыновлённых детей разных национальностей и назвала их «Радужное племя». Она ни одного дня в своей жизни не зависела от мужчины и боролась с расизмом до последнего вздоха. Поговаривали, что она шпионила, а после убийства Мартина Лютера Кинга-младшего ей предложили возглавить движение за права человека в США.


Жозефина родилась в 1906 году в американском Сент-Луисе. Ее отец, барабанщик в водевиле, вскоре после рождения дочери бросил семью. Мать девочки, у которой было еще трое детей, вышла замуж, но ни она, ни ее новый муж не могли содержать семью.

Жозефина Бейкер. Гавана, Куба. 1950

Жозефина Бейкер. Гавана, Куба. 1950


Поэтому Жозефина рано «повзрослела» и с восьми лет начала убирать и присматривать за детьми в домах богатых «белых» семей, где чернокожей девочке часто напоминали, чтобы она ни в коем случае не целовала детей.

Жозефина Бейкер в своем знаменитом банановом костюме

Жозефина Бейкер в своем знаменитом банановом костюме


В возрасте тринадцати лет Жозефина сбежала из дома и начала работать официанткой в клубе Old Chauffeur’s Club. В это время она вышла замуж в первый раз, но брак продлился всего несколько недель. Затем последовали три других брака: второй в 1921 году (когда девочке было 15 лет) - с Вилли Бейкером, американцем, фамилию которого Жозефина решила оставить после развода; третий - в 1947 году с сицилийцем Джузеппе Пепито Абатино; и последний в 1947 году с руководителем ее оркестра французом Жо Буйоном, с которым Жозефина и воспитала 12 приёмных детей.

Поскольку Жозефина с детства жила вдали от своей семьи, это позволило ей заниматься тем, что делать то, что ей действительно нравилось - танцевать. Она начала выступать на улицах и в клубах. В 1919 году 13-летняя Жозефина уже гастролировала по Соединенным Штатам с Dixie Steppers и Jones Family Band, исполняя комедийные сценки. Ее карьера всегда шла в гору. Во время Гарлемского Ренессанса (период расцвета афроамериканской культуры в 1920-е - 1930-е годы) Жозефина Бейкер переехала в Нью-Йорк и в одночасье стала популярной в 1923 году, выступив в бродвейском мюзикле Shuffle Along в составе хора. В это время она также стала известной в клубе Plantation Club, где зрители просто обожали ее.

Несмотря на то, что она была талантливой и известной, Жозефина сполна хлебнула всех прелестей расизма. Цвет ее кожи часто являлся причиной того, что ей отказывали в выступлении во многих шоу, и когда она девушка окончательно устала от этого, то просто покинула Америку. Позже она объяснила свое решение: «Однажды я поняла, что живу в стране, где боялась быть черной. Это была только страна для белых людей. Черные там были лишними. Поэтому я и уехала, потому что задыхалась в Соединенных Штатах... Многие из чернокожих уехали не потому, что хотели этого, а потому, что они больше не могли терпеть подобное... Я почувствовала себя свободной в Париже».

Бейкер в Амстердаме, 1954

Бейкер в Амстердаме, 1954


Бейкер влюбилась в Париж с первого взгляда. Она получила во Франции гораздо более гуманное обращение, чем в своей родной стране. И более того! Франция дала ей возможность стать одним из самых популярных артистов в Европе. Бейкер впервые очаровала французскую публику, исполняя «Danse Sauvage» с партнером по танцам Джо Алексом в Театре Елисейских Полей. Изначально она выступала в юбке из перьев, но прославилась, сыграв в спектакле под названием La Folie du Jour в театре Фоли-Бержер в своем самом известном наряде - юбке с 16 бананами.

Бейкер с десятью приемными детьми, 1964.

Бейкер с десятью приемными детьми, 1964.


Ее основными конкурентками были Мэри Пикфорд и Глория Свенсон, а Грейс Келли позже стала одной из ее самых близких подруг. К 1927 году Жозефина стала самой фотографируемой женщиной в то время и самой высокооплачиваемой артисткой в Европе. А в начале 30-х годов она снялась в двух фильмах «Принцесса Там-Там» и «Зу-Зу». Но, несмотря на всю свою любовь к Франции, Бейкер скучала по родине и ненадолго вернулась в Соединенные Штаты в 1936 году, чтобы выступить с шоу Ziegfeld Follies, но это оказалось опрометчивым решением. Шоу ждал полный провал, и убедившись еще раз, что по ней совершенно никто не скучает дома, Бейкер отправилась обратно в Париж.

Когда началась Вторая мировая война, вместо того, чтобы благополучно эвакуироваться со своей семьей, Бейкер работала на Красный Крест и Французское Сопротивление. Формально она выступала перед войсками на Ближнем Востоке и в Африке, а неофициально на самом деле тайно переправляла сообщения. В конце войны Бейкер была награждена медалями Сопротивления (с розеткой) и Освобождения, а также знаком Военного Креста. В 1961 году французское правительство удостоило Жозефину ордена Почетного легиона за ее усилия и преданность делу.

Бейкер в замке Шато де Миланд, 1961

Бейкер в замке Шато де Миланд, 1961


А потом танцовщица начала усыновлять детей. Первые двое были японцами, после чего последовали 10 других людей из совершенно разных этнических групп. Бейкер часто брала «Радужное племя», как она назвала своих детей, с собой в турне или путешествия по Европе и США. Она также очень любила животных, из которых больше всего запомнилась ее домашняя любимица Чикита - гепард, который спал с ней в постели, ездил с танцовщицей в машине и путешествовал с ней по всему земному шару. Также у нее дома жили козел Туту и свинья Альберта, которую Бейкер очень любила.

Несмотря на ее славу в Европе и богемную парижскую жизнь, Бейкер часто возвращалась в Соединенные Штаты в 1950-х годах, участвуя в демонстрациях и бойкотах против расовой дискриминации, а также поддерживая Движение за гражданские права. В марте 1963 года в Вашингтоне Бейкер стояла рядом с Мартином Лютером Кингом-младшим и была одним из самых рьяных ораторов на трибуне. За ее усилия NAACP назвал 20 мая «Днем Жозефины Бейкер».

Бейкер танцует чарльстон, 1926

Бейкер танцует чарльстон, 1926


И в 1973 году ее pfdtnyjt желание наконец осуществилось. Жозефина Бейкер выступала в Карнеги-холле в Нью-Йорке, и ее встретили овациями. Несмотря на тысячи поклонников, которые обожали ее в Европе, то, что артистку наконец оценила публика на ее родине, заставило Бейкер заплакать на сцене.

Когда ей исполнилось 68 лет, Джозефина Бейкер представила премьеру в театре Бобино в Париже, после чего она получила один из лучших обзоров в своей карьере. Несколько дней спустя Бейкер впала в кому и умерла от кровоизлияния в мозг. На похороны пришло 20 000 человек, а французское правительство оказало ей воинские почести. Бейкер стала первой американкой, которую похоронили во Франции под салют 21 ружей.

Узнать об этой великолепной женщине побольше помогут 27 черно-белых фотографий американо-французской танцовщицы Жозефины Бейкер.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:




Присоединяйтесь к нам на Facebook, чтобы видеть материалы, которых нет на сайте:







11408
31.03.2019 19:55
В закладки
Версия для печати




Смотрите также