Если кого и винить в появлении фантазий об оживающих картинах, то именно их: парные портреты, или панданы, для того и придумывались, чтобы выйти за свои пределы, создать большее впечатление, чем просто впечатление от фигуры человека на прямоугольном пространстве холста. Парные портреты способны взаимодействовать между собой, «общаться», показывать зрителям отношения изображенных на них людей – при условии, конечно, что создавший их мастер знал свое дело и соблюдал основные правила создания таких произведений.
Идеальная пара
Парные портреты не следует путать с двойными: речь идет не об изображении на холсте двоих человек, а о двух отдельных произведениях, которые дополняют друг друга, объединенные общим замыслом, композицией, имеют ряд сходств, которые делают каждое как бы продолжением другого. Собственно говоря, речь может идти не только о картинах: пандан подразумевает и любые другие два парных предмета искусства, например, вазы, статуи, подсвечники и прочее.
Идею создания парных произведений искусства приходится искать в глубине тысячелетий. Источник: google.com
Главное – чтобы одно соответствовало другому, чтобы были связаны единой темой, были одинаковыми по размеру и схожими по форме. Часто парные произведения украшают собой вход в жилое или общественное здание, в храм. Картины дополняют одинаковыми рамами, размещают по две стороны от двери или камина. При взгляде на произведения сразу можно заметить их «родство», они не диссонируют по цвету, размерам фигур, фону и вообще могут быть без вреда для общего впечатления объединены в один двойной портрет.
Рафаэль Санти. Портрет супругов Дони
Когда и кто первым догадался делать симметричные произведения для украшения зданий и интерьеров, точно сказать нельзя, вероятно, истоки следует искать в архитектуре и скульптуре Древнего Египта. В Европе первые парные портреты появились в XV веке, они изображали, как правило, супружеские пары – молодоженов или людей среднего возраста, уже неоднократно отметивших годовщину семейной жизни.
Парные портреты работы ван Дейка. Источник: artnews.com
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Танец на картинах художников прошлого: От крестьянских праздников до классического балета.
Разные холсты, общий замысел
«Портрет четы Арнольфини» Ван Эйка не считается парным, это двойной портрет. Но среди земляков и последователей нидерландского художника было немало мастеров, которые брались за заказы на парные портреты. Одним из самых ранних вариантов картин, написанных в пандан, можно считать холсты, изображающие Томмазо ди Фолко Портинари и Марию Портинари. Вероятно, подобной же является и работа Доменико Гирландайо 1490 года, изображения молодого мужчины и молодой женщины. Великий Рафаэль Санти написал парный портрет супругов Дони.
Ганс Мемлинг. Портрет Томмазо ди Фолко Портинари и Марии Портинари. Источник: google.com
До нашего времени дошло огромное количество портретов неизвестных моделей, тех людей, чьи имена затерялись в веках. Можно предположить, что некоторые из таких картин были частью пандана, и подразумевалось, что замысел художника будет понятен лишь при одновременном взгляде на обе части. Да и среди произведений «столпов» мировой живописи исследователи порой пытаются отыскать картины с таким вот специфическим назначением. Всерьез обсуждаются идеи о том, какие из творений Вермеера можно считать написанными в пандан друг к другу.
«Географ» и «Астроном» Вермеера считаются парными картинами.
«Географ» и «Астроном» кисти нидерландского мастера, вероятно, были задуманы и созданы как парные произведения. Об этом говорит не только изучение самих изображений, но и исследования холста – плетения нитей, их плотности и т.д. Возможно, на портретах был запечатлен один и тот же человек, в качестве кандидата на роль героя сразу двух картин Вермеера выступает ученый-натуралист XVII века Антони ван Левенгук. В данном случае пандан не совсем типичен в том смысле, что художник изобразил не супружескую пару, а вложил другой сюжет в свои картины, показав работу своего персонажа под несколько разными углами.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Как делали краски для Вермеера, Рембрандта и других великих живописцев прошлого, и при чем тут ветряная мельница.
Пары разные, пары разлученные
Парные семейные портреты – явление в живописи довольно распространенное, оно и понятно: раз уж человек оказывался в состоянии заплатить немалые деньги за то, чтобы увековечить свой образ на холсте, было вполне логично дополнить интерьер и портретом супруги: это было достойно, почти по-королевски величественно и производило впечатление на посетителей дома. Кто знает, сколько таких «пар» оказались когда-то разделены и продолжили существование в качестве отдельного произведения искусства (с печальным названием «портрет неизвестного» или «портрет неизвестной»)?
<B>Виллем ван де Вельде. «Пушечный выстрел» и «Порыв ветра».</B>
Обычно автором пандана становился один художник, но бывали случаи, когда вторая картина дописывалась новым мастером как пара к уже существующей. Не всегда пандан составляли одни лишь портреты – существуют примеры пейзажных пар, в которых художник объединял две картины каким-то общим сюжетом – например, как в случае с произведениями «Пушечный выстрел» и «Порыв ветра» Виллема ван де Вельде.
Рембрандт. Портреты Мартина Солманса и Опьен Коппит. Источник: pinterest.com
Заказ на пандан – портреты к свадьбе – получил в свое время и Рембрандт. Художник изобразил на двух холстах Мартина Солманса, жениха 21 года от роду, и Опьен Коппит, 23-летнюю невесту. Вот как этот парный портрет стал свадебным подарком, который оказался в центре занимательной сделки.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: