История и археология   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 0
0
-1 0
Разное    

Русские царевны.

Русские царевны.

Дочери русских царей не могли строить жизнь по собственному усмотрению. Их личные отношения, место жительства и род занятий были строго регламентированы традициями. Но не все дочери монархов готовы были смириться с такой участью. В стремлении найти счастье или занять трон они поднимали бунты, затевали дворцовые перевороты или шли наперекор родительской воле.


Акварель великой княгини Ольги Александровны Романовой.

Акварель великой княгини Ольги Александровны Романовой.


Софья Алексеевна: царевна, не пожелавшая стать монахиней

В 1682–1689 годах Россией в качестве регента при немощном телом и умом царе Иване и малолетнем царе Петре правила их старшая сестра. Дочь покойного Алексея I Тишайшего и его первой жены Марии Милославской именовала себя «великой государыней, благоверной царицей Софьей».

Рисунок В. П. Верещагина из альбома «История Государства Российского в изображениях Державных его Правителей». 1890 год.

Рисунок В. П. Верещагина из альбома «История Государства Российского в изображениях Державных его Правителей». 1890 год.


В те времена все русские царевны были обречены на затворничество в тереме, а затем в монастыре. Умная, образованная, честолюбивая и решительная Софья не хотела смириться с такой участью.

Придя к власти в двадцать четыре года в результате борьбы боярских кланов Милославских и Нарышкиных, она сделала немало полезного. Например, в 1686 году заключила «вечный мир» с Речью Посполитой, а в 1689-м — Нерчинский договор с Китаем, принесший России новые территории. Софья смягчала нравы: в частности, упразднила казнь, при которой приговоренного живьем закапывали в землю. Хотя при этом она, продолжая дело отца, немилосердно преследовала староверов.

И все же Софья не избежала монастыря. Ее единокровный брат Петр вырос и вступил с сестрой-регентшей в противостояние, завершившееся ее низложением. Однако монашеский постриг Софью заставили принять лишь в 1698 году, после стрелецкого восстания, подготовке которого она активно содействовала, находясь под стражей в Новодевичьем монастыре.

В. И. Суриков. «Утро стрелецкой казни». 1881 год.

В. И. Суриков. «Утро стрелецкой казни». 1881 год.


Петр казнил больше тысячи человек, замешанных в заговоре. Постриженная в монахини как Сусанна, царевна незадолго до смерти в 1704 году приняла схиму, став Софией. Вернув себе прежнее имя, она в последний раз проявила свою неукротимую волю.

И. Е. Репин. «Царевна Софья в Новодевичьем монастыре». 1879 год.

И. Е. Репин. «Царевна Софья в Новодевичьем монастыре». 1879 год.


Елизавета Петровна: «кроткая Елисавет»

Дочери Петра I и царя Ивана стали первыми русскими царевнами, которые могли блистать в свете и вступать в брак. Женщина на троне уже не вызывала удивления. Тем не менее Елизавета, как и ее тетка Софья Алексеевна, получила власть путем интриг и применения военной силы.

Л. Каравак. «Портрет Елизаветы Петровны». 1720-е годы.

Л. Каравак. «Портрет Елизаветы Петровны». 1720-е годы.


После смерти Петра II и Анны Иоанновны Елизавету последовательно вычеркивали из списка кандидатов на престол. Одним из аргументов служило то, что она родилась до брака своих отца и матери, хотя и была «узаконена» позднее.

Елизавете вряд ли удалось бы добиться трона без поддержки посланников Франции, не одобрявшей симпатий России к Австрии, и горстки друзей, просвещенных русских аристократов. Но те, кто считали цесаревну слишком легкомысленной для заговоров, глубоко ошибались. Нужно было обладать тонким умом и актерским даром, чтобы убедить почти весь мир, что дочь Петра смирилась со скромным положением «бедной родственницы» (даже в буквальном смысле — ей постоянно не хватало денег).

Актерский дар пригодился Елизавете и тогда, когда в ночь на 25 ноября 1741 года она пришла в казарму гренадеров Преображенского полка и воззвала к ним именем своего отца. Триста солдат направились к Зимнему дворцу, и двое из них внесли туда на плечах цесаревну. Несмотря на столь внушительный отряд, переворот произошел практически бескровно.

Е. Е. Лансере. «Воцарение Елизаветы Петровны, 25 ноября 1741 года». 1911 год

Е. Е. Лансере. «Воцарение Елизаветы Петровны, 25 ноября 1741 года». 1911 год


В царствование Елизаветы I не выносились смертные приговоры (хотя это не мешало забивать кнутами насмерть даже дворян), были открыты первые гимназии, Московский университет и Академия художеств.

Мария Павловна: муза Шиллера и собеседница Гёте

В раннем детстве третья дочь Павла I удивляла свою бабушку тем, что ничего не боялась, редко плакала и любила прогуливаться с вызывающим видом, уперев руки в бока. Екатерина II называла внучку «драгуном», «гвардейцем в юбке». А когда «гвардеец» подрос, выяснилось, что, кроме отваги и упрямства, девочка отличается любовью к искусству и способностями к музыке.

Д. Г. Левицкий. «Портрет великой княжны Марии Павловны», 1790-е.

Д. Г. Левицкий. «Портрет великой княжны Марии Павловны», 1790-е.


В восемнадцать лет она выбрала свою судьбу, влюбившись не столько в посватавшегося к ней милого, но простоватого Карла Фридриха, старшего сына герцога Саксен-Веймар-Эйзенахского, сколько в место, где ей предстояло жить.

Веймар, куда Мария прибыла осенью 1804 года, слыл «Афинами восемнадцатого столетья», культурным центром Европы. Здесь жили поэты Виланд, Шиллер, написавший в честь юной герцогини пьесу «Приветствие искусств», Гёте, на долгие годы ставший ей другом и духовным наставником.

В. фон Каульбах. «Шиллер в Веймаре».

В. фон Каульбах. «Шиллер в Веймаре».


Мария Павловна внесла ощутимый вклад в жизнь Веймара. Она оснащала лаборатории и пополняла коллекции Йенского университета, устраивала карнавалы и музыкальные фестивали, основала литературное общество и издательство при нем, отстроила заново пострадавший при пожаре театр.

Дж. Доу. «Портрет великой княгини Марии Павловны, наследной герцогини Саксен-Веймар-Эйзенахской». 1822 год.

Дж. Доу. «Портрет великой княгини Марии Павловны, наследной герцогини Саксен-Веймар-Эйзенахской». 1822 год.


На родине герцогиню нередко упрекали в том, что новый дом она предпочитает старому. Однако Мария Павловна хотела, чтобы ее похоронили в русской земле. Эту просьбу, когда она скончалась, исполнили необычным способом: саркофаг с телом установили на земле, привезенной из России. Над могилой позднее воздвигли православную церковь Марии Магдалины.

Екатерина Павловна: несостоявшаяся императрица, «полубогиня Тверская», королева Вюртембергская

Четвертая дочь Павла I умом и пылким нравом не уступала сестре. Она прожила короткую — всего тридцать лет, — но чрезвычайно насыщенную жизнь.

Д. Г. Левицкий. «Портрет великой княжны Екатерины Павловны». 1790-е.

Д. Г. Левицкий. «Портрет великой княжны Екатерины Павловны». 1790-е.


Ходили слухи, что отец хочет сделать ее наследницей в обход Александра. Но великая княжна никогда не согласилась бы навредить брату, которого нежно любила.

К ней сватался австрийский император Франц I — однако Александру удалось убедить сестру, что ей не подходит такой «жалкий муж», человек неприятный и заурядный. Ей интересовался Наполеон — но Екатерина сердито заявила, что предпочтет «выскочке-корсиканцу» последнего русского истопника.

Она пережила долгий роман с генералом Багратионом и дважды выходила замуж по сердечной склонности, причем оба раза — за своих кузенов.

Петр Фридрих Георг (Георгий Петрович), принц Ольденбургский, генерал-губернатор Тверской, Ярославской и Новгородской губерний, посвящал жене стихи, которые та иллюстрировала. Гостивший у них Карамзин писал, что «полубогиня Тверская» и ее супруг живут «в совершенном счастии семейственном».
Идиллия длилась три года. В декабре 1812-го принц умер от тифа, которым заразился, осматривая военные госпитали.

Совместная жизнь Екатерины Павловны с наследным принцем, а потом королем Вильгельмом Вюртембергским — совсем другая, полная бурных ссор и примирений — тоже продолжалась три года.

Екатерина, королева-консорт Вюртембергская. Картина Ф.-С. Стринбранда, 1819 год.

Екатерина, королева-консорт Вюртембергская. Картина Ф.-С. Стринбранда, 1819 год.


В январе 1819 года королева умерла от рожистого воспаления, неосторожно удалив простудный нарыв. По неофициальной версии, Екатерина простудилась, заподозрив мужа в измене и очертя голову помчавшись на коне к его охотничьему замку. Если это правда, то страстная натура на этот раз сыграла с дочерью Павла злую шутку.

Мария Николаевна: обманчивая холодность

Мария Николаевна, родная племянница Марии Павловны и Екатерины Павловны, характером напоминала их обеих. Но об этом трудно догадаться по портретам старшей дочери Николая I, классической красотой похожей на отца. Они показывают внутреннюю силу, но не своеволие и страсть. Почти на всех изображениях Мария выглядит суровой и холодной.

К. П. Брюллов. «Портрет великой княжны Марии Николаевны». 1837 год.

К. П. Брюллов. «Портрет великой княжны Марии Николаевны». 1837 год.


Когда ей исполнилось шестнадцать, отец пообещал не заставлять ее покинуть Россию. Но в этом случае проблематичным становилось будущее замужество Марии, ведь ни один соотечественник не был ей ровней. Компромиссом мог быть брак с принцем, служащим в России.

Двадцатилетний герцог Максимилиан Лейхтенбергский, красивый и многосторонне одаренный юноша, талантливый инженер, с которым Мария познакомилась спустя два года, в 1837-м, в России не служил, но ради великой княжны готов был здесь остаться. А она писала своему учителю, поэту Жуковскому, что счастлива, но неизвестно было, из-за чего больше: из-за любви или из-за возможности не уезжать с родины.

В будущего своего второго мужа, графа Григория Строганова, Мария Николаевна влюбилась без памяти. Она не сочла нужным скрывать роман от герцога. Считали, что именно поэтому он заболел чахоткой и умер молодым. В 1853-м, выдержав год траура, Мария тайно обвенчалась с Григорием.

Николай I наотрез отказывался признать этот мезальянс. Александр II позднее признал брак сестры, но на особых основаниях, с рядом ограничений. Отношения Марии Николаевны с семьей так и остались сложными. Но, насколько можно судить, не в ее привычках было о чем-либо сожалеть.

Ольга Александровна: последнее багрянородное дитя Романовых, «жена простолюдина»

В 1960 году в Торонто скончалась в возрасте семидесяти восьми лет великая княгиня Ольга Александровна Романова — самая любимая из дочерей Александра III. Ей, последнему багрянородному (то есть родившемуся у царствующего монарха) отпрыску династии, принадлежит оброненное когда-то горькое замечание: «…иногда мне приходило в голову, что нам, Романовым, лучше бы родиться без сердца».

Ольга Александровна Романова в молодости./Фото: moiarussia.ru

Ольга Александровна Романова в молодости./Фото: moiarussia.ru


В юности Ольга повиновалась не сердцу, а чувству долга. И беспрекословно вышла замуж за жениха, которого нашла ей мать: герцога Петра Александровича Ольденбургского. Сорокатрехлетний герцог был гомосексуалом и не счел нужным, да и не мог рассказать об этом девятнадцатилетней невесте.
А через два года Ольга влюбилась: в «простолюдина», офицера Николая Куликовского. Любовь оказалась взаимной, но только в 1916 году великая княгиня добилась развода с герцогом.

После революции Куликовские эмигрировали в Данию, затем в Канаду. Занимаясь тяжелым фермерским трудом, растя детей, создавая свои любительские акварели и расписывая фарфор, она была счастливее, чем когда-либо прежде. Мать, Мария Федоровна, о которой Ольга трогательно заботилась, так никогда и не смирилась с «позором» дочери и не приглашала «простолюдина», собирая у себя гостей.

Особый интерес сегодня вызывают факты, связанные с тем, как воспитывали и как наказывали монарших отпрысков в России. Современным родителям есть чему поучиться.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








20209
3.01.2018 20:45
В закладки
Версия для печати




Смотрите также